"Греческая болезнь" Европы

«Объединенная Европа» обеспокоена.

По причине бюджетной катастрофы, которую терпит сегодня Греция (подаваемая многими в качестве «больного человека» Европы), возникла угроза позициям общеевропейской валюты. Об этом свидетельствуют биржевые показатели, показывающие ощутимое падение евро по отношению к доллару в течение последних дней.

Скандал в еврозоне

Недавнее собрание министров финансов европейских стран пообещало Греции всяческую поддержку, потребовав от Афин принять жесткие меры по сокращению бюджетного дефицита. Это требование полностью поддержало руководство европейского Центробанка, в свою очередь заявившего о необходимости дополнительного ужесточения финансовых требований в отношении современной Эллады.

Ситуация же в самой Греции выглядит поистине угрожающей. На сегодняшний день дефицит государственного бюджета составляет 12,7% от ВВП, а внешний долг страны уже достиг 300 миллиардов евро, или около 130% всего ВВП страны. Таких долговых рекордов в Европе не было с конца 1940-х годов. Сегодня в среднем каждый житель Греции должен 24 тысячи евро. (Впрочем, это далеко не рекорд. В США этот показатель составляет минимум 750 тысяч долларов на человека). Оказавшейся на краю финансового краха Греции была обещана новая денежная помощь от МВФ при условии, что она значительно урежет расходную часть бюджета.

Однако еще в конце прошлого года страна, мучительно выбирающая между дефолтом и утратой экономического суверенитета вследствие неукротимого роста долговых обязательств, отвергла предложенные Фондом условия помощи. Единственной надеждой страны в этой ситуации была помощь Евросоюза, в котором Греция играла отнюдь не последнюю роль.

Впрочем, следует признать, что ситуация в Греции в своем роде не уникальна для ЕС. По данным Европейского Центробанка, Болгарию, Румынию, Венгрию, страны Балтии в 2010 году ожидает стагнация, которая может потребовать привлечения новых серьезных займов. Чехия, Словакия и Украина достигли «дна» уже в первом квартале 2009 года. В следующем году рост экономик этих стран составит самое большее 2-3%, возможны и новые заимствования. Польше удалось избежать рецессии, но перспектива роста внешних заимствований сохраняется. Тот же Евроцентробанк и Европейская экономическая комиссия ООН пришли к выводу, что уровня экономического развития, достигнутого к 1980-1983 годам, многие, если не все бывшие соцстраны Восточной Европы, включая прибалтийские, - еще не достигли.

Однако ситуация вокруг Греции – одного из «ветеранов» и «краеугольных камней» в здании ЕС – не позволяет «европейским элитариям» оставаться спокойными. Руководители Европейского Союза выразили солидарность с Грецией в деле предотвращения финансового краха и обещали принять «решительные меры» для защиты зоны евро. Однако ни о каких конкретных мерах финансовой помощи речь не шла, главы ЕС пришли только к общему соглашению об инструментах воздействия в том случае, если в этом возникнет необходимость.

Евросоюз не оставит своих

Одновременно с этим представители европейской элиты продолжают бодриться и демонстрировать публичный оптимизм. «Государства-члены еврозоны примут решительные и скоординированные меры, столь необходимые для сохранения финансовой стабильности», заявил председатель Европейского Союза Херман Ван Ромпюи, по окончании особого совещания с премьер-министром Греции Георгом Папандреу, президентом Франции Николя Саркози и канцлером Германии Ангелой Меркель.

Развивая заявленную тему, Меркель также заявила, что «Греция входит в Евросоюз» и «она не будет обойдена вниманием». Однако у этой поддержки есть своя цена – Афинам придется удвоить свои усилия, направленные на снижение дефицита бюджета, значительно увеличившегося вследствие кризиса и недальновидного «попустительского» управления. «Существуют специальные правила и эти правила тоже должны соблюдаться», - добавила Меркель по поводу Греции. «Мы призываем правительство принять обещанные меры по экономии бюджета и следовать им «самым строгим и решительным образом»«, чтобы эффективно снизить дефицит бюджета Греции на четыре пункта в этом году, добавил Ромпюи.

«Греция должна быть готова к тому, чтобы сделать всё необходимое, включая приятие дополнительных мер», чтобы этого достичь, пояснил председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу. Афины станут объектом пристального ежемесячного наблюдения. Первая контрольная точка состоится в марте. Находясь под бюджетной опекой, Афины останутся под контролем не только Брюсселя, но также Европейского центрального банка и Международного валютного фонда (МВФ).

От самой Греции, в свою очередь, потребовали принять жесткие меры по сокращению бюджетного дефицита, а также навести порядок на собственных финансовых рынках, ограничив произвол бюджетных спекулянтов.

Отвечая на эти требования, правительство Греции разработало собственный план «бюджетной стабилизации», предполагающий сокращение бюджетного дефицита с 12,7% ВВП до 8,7% в 2010 году и до 3% в 2012 году. Представленная Афинами программа бюджетной экономии, которая должна осуществляться под общим надзором чиновников Еврокомиссии, предполагает принятие целого арсенала мер против мошенничества, сокращение премий чиновникам и снижение расходов больниц. Под сильным давлением правительство включило в план также тотальную заморозку зарплат госслужащих, увеличение официального возраста выхода на пенсию и повышение налогов на топливо. Премьер-министр Греции Георг Папандреу выказал свою готовность к тому, чтобы соблюдать и «дополнительную» экономию бюджета, если это будет необходимо, гордясь полученной поддержкой со стороны Европы как своего рода «предупреждением» для «спекулянтов».

Однако весьма жесткий по своему характеру греческий «план спасения бюджета» кажется европейским чиновникам недостаточным.

Как полагают некоторые участники общеевропейского совещания министров экономики, для «достижения заявленных целей» необходимо уже в текущем году снизить бюджетный дефицит до 4% ВВП за счет введения новых и повышения традиционных налогов, как полагает глава комиссии совета министров финансов государств еврозоны Жан Клод Юнкер. При этом возможные социальные издержки этих мер представителей европейской «элитной бюрократии» не слишком волнуют, а обещанная по линии ЕС финансовая помощь терпящей бедствие греческой экономике рассматривается как некое условное… пожелание на будущее.

Так, согласно заявлениям участников саммита министров экономики, в настоящий момент финансовая помощь Греции не предусматривается. «Правительство Греции не просило ни о какой финансовой поддержке», - отметил президент Евросоюза Ван Ромпюи.

Тем не менее, министры финансов еврозоны уже разрабатывают план помощи в случае, если Греции столкнется с угрозой неспособности оплачивать свои долги или трудностями взять заем на финансовых рынках. Европейские страны уже договорились об инструментах воздействия для оказания финансовой помощи Греции в случае необходимости, даже если им придется еще проработать детали, - заявил в четверг глава комиссии совета министров финансов государств еврозоны, Жан Клод Юнкер. В то же время премьер-министр Люксембурга в четверг на пресс-конференции по итогам саммита руководителей стран Европы исключил саму гипотезу о банкротстве Греции.

Экономика должна быть экономной

Таким образом, в качестве средства спасения региона предлагается та же самая «шоковая терапия» начала 1990-х годов. Многие греческие и восточноевропейские аналитики и СМИ в связи с этим напоминают, что «шоковая терапия» впервые в Европе была испытана опять-таки в Греции в 1945 году. Это стало одной из причин длительной и кровавой гражданской войны. А причиной столь «отстраненного» отношения структур ЕС к восточным проблемам может быть и то, что в Восточной Европе идут консультации о возможном создании внутри Европейского союза автономного от Брюсселя экономического блока – от Эстонии до Греции.

Факт остается фактом: либерально-бюрократическая Европа не в состоянии предложить Греции, переживающей глубокий кризис, иные рецепты, помимо жесткой бюджетной экономии и «затягивания поясов», что еще более усугубит социально-экономическую ситуацию в стране. И можно ли предполагать, что страна, охваченная анархистскими беспорядками и влиянием радикально левых партий, рискнет своей демократией, чтобы угодить Брюсселю?

Георг Папандреу имеет веские причины для того, чтобы бросить перчатку к ногам Европы. Грецию уговаривают принять пакет мер МВФ по жесткой экономии без девальвации национальной валюты, столь желаемой МВФ. Эти меры губительны и заведомо обречены на провал. Государственный долг уже вырос до 113% от ВВП. Предполагается, что в 2010 долг вырастет до 125% и до 140% в 2012.

Если Греции навяжут драконовское сокращение заработной платы, которое полным ходом реализуется в Ирландии (5% сокращение для обычных служащих и 20% для руководителей), это приведет к усугублению депрессии и снижению налоговых поступлений, что только усугубит экономический спад. Однако Греция уже прошла тот переломный момент, когда долговую «спираль» можно было повернуть в нужную сторону.

Крушение стратегии «либерального консенсуса»

Усугубление ситуации и дальнейшее ухудшение макроэкономических параметров нанесет удар по евро, что вызовет ряд тяжелых последствий для самой Европы. Одним из таких последствий станет крушение взятой на вооружение высшими функционерами ЕС стратегии «либерального консенсуса», что подтолкнет ряд стран к усилению мер протекционизма в ущерб интересам «единого европейского экономического пространства».

Греция могла бы попытаться выйти из кризиса за счет «внутренних регуляторов», но это неприемлемо для ЕС. В теории Греция могла бы сделать то же самое: восстановить свою валюту, девальвировать её, принять закон о переключении внутреннего долга в евро на драхмы, и «реструктурировать» иностранные контракты. Это довольно «бытовой» способ.

Подобные действия могут позволить Греции выйти из порочного круга. Однако это категорически не устроит функционеров ЕС, диктующих сегодня «правила игры».

«Бросить» Грецию в сложившейся ситуации для еврофункционеров также невозможно, ибо это подорвет ранее достигнутые соглашения и затормозит процесс дальнейшего становления общеевропейских институтов и формирования европейской экономической политики. Европейские государства могут объединиться, чтобы поддерживать греческие кредиты на плаву некоторое время.

Однако эта мера уже ничего даст. Она лишь увеличивает долг Греции, продлевая агонию. В чем действительно нуждается эта страна (если не покидает EMU), так это в постоянных субсидиях с Севера. Испания и Португалия также нуждаются в помощи. Однако ресурсы ЕС ограничены, что логически приводит к «замыканию круга».

Невозможно категорически утверждать, что Папандреу – инсайдер в ЕС – готов принести членство в Евросоюзе в жертву «национальному эгоизму». Полное членство в ЕС необходимо для страны, которая начинается от основания Балкан, и переживает столь сложный момент своей истории. Тем не менее, Папандреу не сможет соответствовать европейскому дефляционному пакту.

Как Греция оказалась в зоне евро?

Однако прежде чем обвинить Грецию в том, что она «напортачила» с евро, следует напомнить, как последняя оказалась в «зоне единой европейской валюты». EMU заманили страны Центральной Европы в ловушку. Процентные ставки были слишком малы для Греции, Португалии, Испании и Ирландии, что явилось результатом огромного и разрушительного строительного и зарплатного бума.

Подобные льготы обратились во зло для слабых постсоциалистических экономик, подтверждением чему является ситуация в прибалтийских и других восточноевропейских странах, ибо средняя величина их внешнего долга по отношению к совокупному ВВП региона превышает 35%. Следует напомнить, что заемные средства поступали в основном от МВФ и из фондов ЕС на «структурные» реформы. Но в действительности они тратились, как правило, на то, чтобы поддержать на плаву заводы, построенные еще в социалистический период, и социальную сферу.

В Брюсселе этим не очень-то возмущались. Ибо политическая составляющая членства всей Восточной Европы в ЕС и НАТО куда важнее бюджетных расходов. Но к концу 2009 года финансовая ситуация в Восточной Европе стала критической. Во всяком случае, в среднем на каждого жителя Восточной Европы (включая Грецию и Балтию) ныне приходится до 11 тысяч «долговых» евро.

Сегодня наступило время и объединенной Европе «платить по счетам» за прежде допущенные популизм и политиканство, и эту расплату невозможно отсрочить. «Либералы-монетаристы» в руководстве ЕС, затягивая «финансовую петлю» вокруг слабых экономик «зоны евро» и «прилегающих зон», пилят сук, на котором сами сидят.

Впрочем, современный «греческий кризис» может привести и к положительным последствиям. Крушение стратегий и механизмов «либерального консенсуса» неизбежно будет стимулировать усиление государственно капиталистических механизмов в странах ЕС с акцентом на развитие национальной промышленности вместо пресловутой «штабной экономики». Это приведет к превращению «современного макроэкономического штаба», бесцеремонно нарушающего экономический суверенитет стран-членов ЕС, в координационный центр «новой промышленной политики» и экономического роста. Что, безусловно, пойдет на пользу всей Европе, переживающей сегодня весьма тяжелую «болезнь развития». Остается надеяться, что не смертельную.

       
Print version Распечатать