Градус надо повышать

Представляется, что одним из важных итогов внутриполитической жизни России в 2006 г. является медленное, но неуклонное уменьшении электоральной поддержки партии власти - "Единой России" и связанное с этим образование социально ориентированной левоцентристской партии "Справедливая Россия". Немалую роль в падении доверия к "Единой России" сыграли принятые в 2006 г. Государственной думой (в которой монопольное положение занимает "Единая Россия") непопулярные законы, особенно новые правила, по которым будут проводиться парламентские выборы. Согласно этим правилам порог явки (минимально необходимое количество избирателей для того, чтобы выборы были признаны состоявшимися) отменяется вовсе, и судьбу парламента теоретически могут решить всего несколько человек, пришедших на выборы.

Кроме того, в избирательных бюллетенях отменена графа "против всех", которая позволяла политически активным российским гражданам, недовольным политикой властей и не желающим поддерживать ни одну из партий, допущенных до выборов, выражать свой протест, голосуя против всех участников выборов. На региональных и общероссийских выборах доля таких граждан, голосующих "против всех", за последние пятнадцать лет составляла от 5 до 20 и более процентов, поэтому новые правила голосования вызвали недовольство значительной части российских избирателей, особенно из среды оппозиционно настроенной интеллигенции.

Формирование партии "Справедливая Россия", во главе которой стоят люди, близкие к высшей власти и к президенту В.Путину (например, спикер Совета Федерации С.Миронов), свидетельствует о том, что высшие эшелоны российской политической элиты ощущают растущее недовольство общества и стремятся направить его в умеренное и контролируемое ими русло. Вместе с тем, несмотря на то, что "Справедливая Россия" в значительной мере является очередным проектом политтехнологов из администрации президента, ее образование - знаковое событие.

Впервые в постсоветской России могут возникнуть две конкурирующие друг с другом политические партии, опирающиеся на властные структуры и на "административный ресурс", который в России традиционно играет большую роль. Иными словами, российская правящая элита под давлением общества вынуждена хотя бы частично отойти от фактической монополии одной партии на власть (эта монополия имеет место даже в условиях формально существующей многопартийности) и допустить определенную конкуренцию между разными группами "политического класса". Хотя формирование партии "Справедливая Россия" еще не завершено, эта партия уже стала фактором политической жизни и после выборов в декабре 2007 г. имеет все шансы войти в новую Государственную думу наряду с "Единой Россией", КПРФ и ЛДПР.

Что касается перспектив объединения либеральных и демократических политических партий в России - "Союза правых сил" и "Яблока", то минувший год мало способствовал этому объединению и упрочению их позиций. СПС и "Яблоко" никак не могут договориться по вопросу о том, "кто главнее" и чья экономическая стратегия лучше. Кроме того, СПС и "Яблоко" уделяют недостаточное внимание основной проблеме современного российского общества - проблеме уменьшения огромного разрыва между богатыми и бедными, утверждения социального партнерства между разными группами населения и социальной справедливости.

Не следует также забывать, что эти партии реально находятся в неравноправном положении по сравнению с партиями, которые поддерживаются российской властью. Особенно это относится к финансовым условиям функционирования разных партий, а также к доступу в СМИ, прежде всего на телевидение. Относительный успех СПС на региональных выборах в Пермском крае в декабре 2006 г. (второе место после "Единой России") не стоит переоценивать, поскольку позиции СПС в этом регионе традиционно сильны, а сам лидер СПС Н.Белых - уроженец Пермской области. В других регионах (за исключением Москвы) позиции СПС и "Яблока" довольно слабы. В силу этого шансы преодоления 7%-ного барьера и прохождения СПС и "Яблока" в Государственную думу поодиночке невелики, а вероятность их объединения, как показали переговоры между двумя партиями в минувшем году, пока что остается незначительной.

Еще одним важным внутриполитическим итогом уходящего года стал окончательный отказ В.Путина уступить нажиму многочисленных региональных элит и изменить Конституцию страны таким образом, чтобы баллотироваться на должность президента России в третий раз подряд. Сам нажим местных элит на президента во многом связан с их нежеланием любых изменений на общефедеральном, региональном и местном уровнях. Однако изменения неизбежны, как и частичная ротация на всех уровнях власти, которая станет следствием избрания нового президента России.

Скорее всего, твердость Путина продиктована не столько верностью Конституции и нежеланием менять ее "под себя", сколько трезвым пониманием того, что ресурс доверия к нему со стороны российских граждан отнюдь не безграничен, особенно в условиях, когда российское общество устало от всевластия чиновников, от коррупции, от скандалов, сотрясающих властные структуры, и от непопулярных реформ, проводимых правительством. К тому же соблюдение Конституции и приход новых людей во власть важны для улучшения отношений со странами Запада или, по крайней мере, для недопущения дальнейшего их ухудшения. Путин, как он сам не раз заявлял, рассчитывает снова участвовать в президентских выборах 2012 г., поскольку российская Конституция это не запрещает, а до тех пор, занимая ту или иную должность, продолжать активно влиять на политику руководства России.

Главным событием международной политики в минувшем году, безусловно, стал очевидный провал политики Дж.Буша в Ираке и связанное с этим поражение Республиканской партии на выборах в Конгресс США в ноябре 2006 г. Хотя внешне в Ираке за год мало что изменилось, очевидно (в том числе и для большинства американских избирателей), что США здесь зашли в тупик. Аналогично тому, как "быстрая победа" в Афганистане обернулась в итоге для СССР тяжелым поражением, так и "быстрая победа" США в Ираке обернулась политическим поражением Дж.Буша и радикальных консерваторов. Пока что поражение не признано и из него не извлечены уроки, но это только дело во времени.

Война в Ливане летом 2006 г. и последующее осложнение внутриполитической ситуации в этой стране также не принесли особых лавров американскому руководству - точно так же, как и неспособность заставить Иран отказаться от его ядерной программы, включающей обогащение урана. Как ни парадоксально, не исключено, что с неудачами политики США на Ближнем Востоке не в последнюю очередь связаны и успехи левых сил в Латинской Америке, поскольку провал правоконсервативного курса руководства США в одном регионе тут же вызвал ослабление правых партий в других регионах мира, и прежде всего в одном из "проблемных" регионов - Латинской Америке. В эпоху глобализации такие взаимосвязи вовсе не представляются чем-то удивительным и нереальным.

Еще одним скандальным событием, вызвавшим резонанс во всем мире, стало убийство бывшего сотрудника российского ФСБ А.Литвиненко, а также распространившиеся по всей Европе радиоактивные следы, связанные с этим убийством. Поскольку следствие Скотланд-Ярда по этому делу находится в самом разгаре и, по-видимому, будет продолжаться долго, нет смысла гадать, кто именно совершил убийство Литвиненко и кому это было выгодно больше - тем более что в западной и российской прессе на этот счет существует бесчисленное множество версий и догадок.

Удивительно другое, а именно то, что загадочные события в Лондоне, которые во многом отвлекли внимание международной общественности от положения в Ираке, Ливане, от ядерной программы Ирана и, наконец, от внутриполитической борьбы в США, последовали почти сразу же после ноябрьских выборов в американский Конгресс и одновременно с фактическим признанием тупиковой ситуации в Ираке, прозвучавшим в докладе комиссии Бейкера - Гамильтона. Возможно, это всего лишь простое совпадение, но не исключено, что кому-то все же было очень выгодно переключить внимание международной общественности на другие сюжеты.

Таким образом, прошедший год и для России, и для всего мира был весьма бурным, богатым политическими событиями. Последствия этих событий и конфликтов будут ощущаться и в следующем году, который станет для России годом парламентских выборов, традиционно представляющих собой своеобразную репетицию и пробу сил перед выборами президентскими. Можно ожидать, что по мере приближения к этим выборам градус политической жизни в России будет повышаться, поскольку для российской политической элиты на карту поставлено очень многое.

В США в 2007 году также начнется подготовка к президентским выборам и выборам в Конгресс 2008 года, и вряд ли этот год будет спокойным как в самих США, так и за их пределами. Одним из самых "проблемных" и конфликтных регионов, в котором будет происходить множество важных событий, почти наверняка останется Ближний Восток, но события, которые будут в нем происходить, скорее всего, затронут многие страны в разных регионах мира.

       
Print version Распечатать