Год кощунства

От редакции. 2012 год, до конца которого осталось не так уж и много времени, запомнится, прежде всего, острыми дискуссиями, которые шли в обществе вокруг «Pussy riot» и необходимости уголовного преследования за кощунство. Подобные проблемы волнуют не только нашу страну. Один из авторов-американцев издания «Popehat» проанализировал случаи кощунства, которые попали в СМИ в 2012 году. Получилась хронология «года кощунства». Готовы ли мы жертвовать свободой слова и самовыражения во имя борьбы с неким абстрактным кощунством?

* * *

Провокационный фильм «Невиновность мусульман» стал всего лишь сомнительным предлогом для террористической атаки, но он никак не был его истинной причиной. Тем не менее, фильм придал новый импульс спорам об ограничениях свободы слова в США. Некоторые люди даже задались вопросом о том, следует ли нам и далее строго следовать Первой поправке к Конституции США (защищающей свободу слова и печати) на фоне международного тренда к ограничениям кощунства.

Эрик Познер в журнале «Слейт» посоветовал учитывать тот факт, что в других обществах бытует мнение о том, что «свобода слова должна подчиняться другим ценностям, а также потребности обеспечения порядка». Антеа Батлер, профессор Университета Пенсильвании, поддержала призывы арестовать автора фильма, поскольку он «ожесточил» людей друг против друга по всему миру и подверг безопасность Америки угрозе. Гарретт Эппс написал, что кощунство «едва ли может считаться квинтэссенцией свободы слова», и что другие народы могут понимать данную свободу иначе, чем мы. Профессор Питер Спиро в ответ на фильм предположил, что «международные нормы», касающиеся языка вражды, должны быть поставлены выше ценности абсолютной свободы слова.

Подобные точки зрения следует иметь в виду, а не игнорировать их. Но рассматривая их (и оценивая, смогут ли законы против кощунства когда-либо прийти в согласие с современными американскими ценностями, выраженными в Первой поправке и связанных с ней прецедентах), мы должны разобраться, что же такое эти самые альтернативные ценности. Что представляют собой «другие ценности», которые, по мнению людей из других обществ, должны считаться важнее свободы слова? Что «ожесточает» людей в других обществах? Если представители других обществ понимают свободу самовыражения не так, как мы, то как именно они ее понимают? Что это за «международные нормы», касающиеся кощунства?

Для ответа на эти вопросы я собираюсь рассмотреть, как разные страны понимали кощунство в течение одного года – с октября 2011 по ноябрь 2012 года. Иными словами, я решил проанализировать, как за один год шла борьба между конкурирующими ценностями, связанными со свободой слова и кощунством.

Пару слов о методологии

Нижеследующая информация была собрана с помощью «Googlе» на разных сайтах и новостных порталах в течение года. Хотя большинство журналистов едва ли могут считаться абсолютно надежным источником информации, все же я предпочитал читать статьи в СМИ, а не непроверенные материалы в блогах и на специализированных сайтах. В целом, я избегал сайтов явно и открыто настроенных против мусульман. Более того, несмотря на то, что обвинения в кощунстве чаще всего звучат со стороны мусульман, я не выискивал их намеренно и не давал им оценки. Обычно я еженедельно просматривал первые пять страниц тех статей и сайтов, которые появлялись в поиске.

Я ограничил свой поиск теми публикациями и материалами, в которых встречались обвинения в кощунстве. Поэтому мой анализ не включает схожие случаи вероотступничества, обвинение в котором может привести к казни (даже адвокатов вероотступника могут посадить в тюрьму) в тех странах, где кощунство карается законом. Также я не брал истории о людях, которых наказали за «колдовство» и «магию» (обычно отрубанием головы), хотя, по-моему, это тоже часть того контекста, из которого звучат призывы к введению законов против кощунства. Наконец, я не рассматривал случаи, касающиеся более общей категории «ксенофобских высказываний» – я уделял внимание преследованиям высказываний против религий и религиозных деятелей, а не против всевозможных групп.

Чтобы больше не занимать вас теорией, предлагаю вам картину года кощунства.

Октябрь 2011 г.

В Соединенных Штатах Умар Фарук Абдулмуталлаб, «террорист с бомбой в трусах», на второй день судебного разбирательства был признан виновным в попытке взорвать самолет с тремястами пассажирами на борту. В своем заявлении он сказал: если Соединенные Штаты продолжат «поддерживать кощунство в адрес Мухаммеда и пророков», они рискуют навлечь на себя «большие проблемы… которые им в скором времени устроят моджахеды».

В Пакистане молодую христианку, обвиненную в кощунстве из-за спора с мусульманками в ее деревне, в тюрьме избили охранники.

В том же Пакистане мужчину приговорили к месяцу тюремного заключения за то, что он кощунственно отзывался о семье Мухаммеда. Апелляционный суд продлил срок до трех лет.

В Египте мужчину приговорили к трем годам каторжных работ за насмешки над исламом в «Фейсбуке».

Ноябрь 2011 г.

Во Франции был подожжен офис сатирического журнала «Шарли Эбдо» после того, как редакция объявила о выходе номера с шутками про Мухаммеда. Сайт журнала был взломан. На нем оставили послание по-турецки: «Вы постоянно оскорбляете всемогущего Пророка ислама отвратительными и мерзкими карикатурами под предлогом свободы слова. Да проклянет вас бог!»

В Пакистане сторонница реформы законов о кощунстве была назначена послом в Соединенные Штаты. Если она переедет в США, ей, возможно, не придется больше прятаться:

К пятидесятилетней Реман была приставлена охрана, после того как она получила многочисленные угрозы из-за не получившего поддержку законопроекта, который она представила в парламенте. Законопроект предполагал реформу постоянно нарушаемого закона о кощунстве, по которому судят христиан и представителей других религиозных меньшинств за то, что те якобы клевещут на ислам. В этом году двух политиков из Пакистанской народной партии уже застрелили экстремисты все по той же причине. После этих убийств дебаты о кощунстве в Пакистане затихли.

Критики этого шага утверждают, что назначение человека, настроенного против закона о кощунстве, – это уступка Соединенным Штатам и «еврейскому лобби».

Также в Пакистане правительство издало список слов и словосочетаний, которые запрещено использовать телекоммуникационным компаниям. В него вошли, например: презерватив, вздутие живота, чесать промежность и Иисус Христос. В том, что касается упоминания Иисуса Христа, правительство распорядилось, чтобы высказывания не вредили «интересам и репутации Ислама».

Декабрь 2011 г.

Во Франции пришлось задействовать спецназ, когда разъяренные активисты-католики хотели напасть на театр, в котором шла пьеса, носившая – по их мнению – кощунственный характер. Этот театр и другие театры с похожим репертуаром получали угрозы, их системы безопасности пытались взломать. Зрителей забрасывали яйцами и бомбами со зловонным газом. Участники протеста выскакивали на сцену.

В Пакистане были арестованы три ахмадита (члена небольшой религиозной секты). Им предъявили обвинение в различных видах кощунства. Одного мужчину обвинили в том, что он записал сына мусульманином в школьной анкете, сына обвинили в том, что тот оскорблял Мухаммеда (а за это карают смертной казнью), а директора школы обвинили в том, что он вырвал религиозные книги из рук учеников, жульничавших на контрольной, и бросил книги в пруд.

В Пакистане двадцатитрехлетний рабочий-христианин был обвинен в кощунстве за осквернение Корана. Обвинения строились на показаниях его домохозяина-мусульманина, с которым рабочий как раз поспорил насчет квартплаты. Еще одного христианина из Пакистана (ему уже предъявляли обвинения в кощунстве, но он был оправдан) арестовали в церкви во время Рождественской службы за кощунство. Ранее старейшины мусульманской деревни похитили его жену и сына, чтобы вынудить его принять ислам.

В Турции суд сослался на «право уважения к религиозным чувствам человека», рассматривая иск о «высмеивании» в комментариях на сайте в Интернете «мусульманских молитвенных ритуалов и веры в то, что вселенную создал Бог».

В Саудовской Аравии австралиец, отправившийся в паломничество в Мекку, был задержан, обвинен в кощунстве против соратников Мухаммеда и приговорен к году тюрьмы и пятистам ударам плетью. Впоследствии приговор смягчили до семидесяти пяти ударов через кожаную куртку.

Январь 2012 г.

В Польше суд оштрафовал певицу Доду на сумму, равную 1 450 долларам США за «оскорбление религиозных чувств». Она заявила, что «сомневается в Библии, поскольку трудно поверить в то, что написано человеком, напившимся вина и обкурившимся травой».

В Англии вслед за спорами по поводу комиксов о Мухаммеде студенческий совет Лондонской школы экономики издал антикощунственный закон, порицающий «исламафобию» и обещающий проводить расследования по случаям кощунства.

Также в Англии фильм «Экстатические видения» (единственный фильм, запрещенный в Соединенном Королевстве по обвинению в кощунстве) наконец получил допуск «для просмотра лицами старше 18 лет» – и это через двадцать лет после выхода.

В Индии суды шариата обвинили двух священников (преподобного Чандера Мани Ханна из Церкви северной Индии и отца Джима Борста из Католической миссии) в кощунстве, поскольку те крестили мусульман, решивших принять христианство.

Также в Индии мусульманские лидеры потребовали отказать Салману Рушди во въезде в Индию, чтобы тот не попал на литературный фестиваль, – и все из-за того, что он кощунствовал в прошлом.

Февраль 2012 г.

В Малайзии саудовский журналист Хамза Кашгари был задержан по требованию Саудовской Аравии; его обвинили в кощунстве (он публиковал в «Твиттере» воображаемый разговор с Мухаммедом). «Мне многое в тебе нравится, многое не нравится, а что-то я в тебе вообще не понимаю». Группы в «Фейсбуке», требовавшие казнить его, собрали больше участников, чем те, что призывали снять обвинения. Есть сведения о том, что саудовские власти присматривались к тем, кто поддерживал Кашгари в интернете.

Двадцативосьмилетнего христианина Дилдара Юсуфа арестовали за кощунство, после того как он защитил восьмилетнего племянника от ватаги детей, которые заставляли мальчика принять ислам. Обвинение утверждало, что он поносил Мухаммеда во время этой стычки.

Март 2012 г.

В Кувейте власти арестовали человека за кощунство по обвинению в том, что он в «Твиттере» «злословил о пророке Мухаммеде, его спутниках и жене».

В Пакистане близкие пытались заставить женщину перейти из христианства в ислам, она отказалась. Ей предъявили обвинения в кощунстве на основании свидетельств ее соседей-мусульман.

В том же Пакистане прошел митинг за ужесточение мер против кощунника, и власти приняли меры против человека, отправившего кощунственное послание религиозному деятелю.

В Бангладеше суд приказал властям закрыть многие страницы в «Фейсбуке» за поношение ислама, Мухаммеда и Корана.

Апрель 2012 г.

В Индии власти арестовали скептически настроенного Санала Эдамаруку за кощунство по настоянию высокопоставленных служителей католической церкви после его рассказа о том, как на самом деле работает «чудодейственный» крест.

В Кувейте парламент проголосовал за применение смертной казни к богохульникам, после того как одного человека обвинили в поношении Мухаммеда в «Твиттере».

В Египте подростка, выложившего в «Фейсбук» комиксы о Мухаммеде, приговорили к трем годам тюрьмы.

В Пакистане восьмидесятилетнего человека, осужденного за кощунство, застрелил свидетель со стороны обвинения, который и подал против него иск после стычки.

В Индонезии власти подумывали перенести в другое место заседание суда над шиитом, обвиненным в кощунстве. Вероятно, из-за того, что обвинения в кощунстве использовались для того, чтобы возбудить толпу и направить ее на граждан-шиитов.

В Тунисе двум молодым людям дали по семь лет тюрьмы «за то, что они преступили границы морали, оскорбили и нарушили общественный порядок», опубликовав карикатуры на Мухаммеда.

Май 2012 г.

В Пакистане правительство заблокировало доступ в «Твиттер», после того как «Твиттер» отказался удалить сообщения, в которых содержалась ссылка на страницу «Фейсбука» с изображениями Мухаммеда.

Также работник ООН сообщал из Пакистана, что на пакистанских судей оказывается давление с тем, чтобы они выносили приговоры и назначали высшую меру наказания тем, кто обвиняется в кощунстве. А адвокаты не горят желанием защищать обвиняемых, поскольку получают угрозы.

В Пакистане молодой христианин поссорился с молодым мусульманином из-за бильярда. Его обвинили в кощунстве и арестовали.

В Тунисе директора радиовещательной компании судили за кощунство (хотя и не отправили в тюрьму) за то, что он выпустил в эфир фильм «Персеполь», рассказывающий об Иранской революции и показывающий Бога стариком.

Июнь 2012 г.

В Кувейте человек, который подстрекал к кощунству (что карается смертью), был приговорен к десяти годам тюрьмы по обвинению в насмешках над Мухаммедом, оскорблении ислама и законов Саудовской Аравии в «Твиттере».

В Пакистане толпа напала на полицейский участок, пытаясь схватить и линчевать человека, обвиненного в кощунстве. Толпу удалось остановить слезоточивым газом.

Также в Пакистане христианка была оправдана после четырех лет тюремного заключения. Ее осудили за кощунство (это обвинение потом сняли) и за осквернение Корана – она прикоснулась к нему, «не омыв руки». Женщину и ее мужа обвинили в кощунстве из-за того, что ее дети повздорили с детьми соседа-мусульманина.

В Иране христианина, который устроил дома церковь, посадили в тюрьму за то, что он кощунствовал и представлял угрозу «государственной безопасности». Через год его отпустили.

В Греции троих человек обвинили в кощунстве и арестовали за то, что те играли в пьесе «Corpus Christi» («Тело Христово»).

Июль 2012 г.

В Пакистане душевнобольного бродягу отобрали у полиции, избили и сожгли живьем. Он обвинялся в том, что сжег страницы Корана.

Также в Пакистане правительство распустило исполнительный совет первого в стране колледжа искусств, который был обвинен в том, что издавал кощунственный журнал, в котором оскорбляли ислам и рекламировали гомосексуализм.

Август 2012 г.

В Пакистане мусульманский священнослужитель призвал толпу окружить полицейский участок и заставить власти выдвинуть обвинение в кощунстве против девочки-христианки за то, что та осквернила Коран. Ее защитник заявил, что ей всего одиннадцать лет, и она психически нездорова. Адвокат обвинения сказал, что мусульмане «возьмут дело в свои руки», если власти не откроют дело. Сотни христиан из этого района спешно покинули свои дома.

В Германии вышел сатирический журнал, на обложке которого был изображен Папа Римский с пятном от мочи на сутане (намек на скандал с утечкой). В ответ на это епископ потребовал принять закон о кощунстве, сказав: «Того, кто ранил души верующих издевками и насмешками, следует поставить на место, а в некоторых случаях и наказать».

В Египте полиция арестовала христианина за кощунство, когда он создал в «Фейсбуке» страницу с изображениями Мухаммеда.

Сентябрь 2012 г.:

В Пакистане полиция призналась, что священнослужитель, выдвинувший обвинения против одиннадцатилетней девочки (о которой говорилось выше), возможно, сфабриковал эти обвинения.

В Пакистане один владелец магазина не закрыл свой магазин во время акции протеста против фильма «Невинность мусульман», участники протеста обвинили его в кощунстве, и его арестовали.

В Москве один из театров удалил из репертуара постановку «Иисус Христос, Суперзвезда», после того как оскорбленные христиане обратились в прокуратуру, обвинив мюзикл в кощунстве, и прокуратура провела расследование.

В Египте толпа окружила дом одного человека и обвинила его в том, что он выложил в интернет отрывок из фильма «Невинность мусульман». Его арестовали по обвинению в кощунстве. Египетский суд приговорил к шести годам заключения другого человека за то, что он выложил в «Фейсбук» изображения, оскорбительные для мусульман и порочащие президента М. Мурси.

И, наконец, в Швейцарии Организация Исламского Сотрудничества снова отправила в ООН призыв принять всемирные законы о кощунстве, требуя, чтобы Запад «перестал прикрываться свободой самовыражения».

Что выросло, то выросло

Такой вот год. Эрик Познер, возможно, сказал бы, что это был год «других ценностей», год «потребности обеспечения порядка». Антея Батлер – что это был год «ожесточения». Гарретт Эппс – что это был год альтернативных пониманий свободы и иной интерпретации того, что такое «квинтэссенция» свободы слова. Питер Спиро – что это год конкурирующих «международных норм». Именно этим нормам нам, американцам, стоит подчиниться.

Я думаю, не стоит

После Бенгази, когда заговорили все эти познеры, батлеры, эппсы и спиро, мы услышали и иные голоса. Было указано, что год кощунства однозначно доказывает, что законы против кощунства – это инструмент, которым религиозное большинство пользуется для подавления религиозного меньшинства; это механизм, с помощью которого сильные подавляют слабых. Все эти действия – чистой воды беззаконие, напоминающее современную охоту на ведьм. Именно с этим нам всем предлагают согласиться.

Вполне правильно и естественно, что каждая нация должна быть готова пересматривать свои ценности и учитывать ценности других. Но я не испытываю ни малейших колебаний, отказываясь от тех ценностей, которые пропагандировались в этот год кощунства. Напротив, я буду отстаивать те ценности, которые лежат в основе Первой поправки. Когда кто-то станет настаивать на том, что Америке следует чуть меньше заботиться о свободе самовыражения – чтобы смягчить напряженность международных отношений, чтобы защитить чьи-то чувства, чтобы пойти навстречу какому-то воображаемому международному консенсусу, чтобы добиться «прогресса» – я укажу на этот год и спрошу: понимаете ли вы до конца, какие ценности поддерживаете и от каких отказываетесь?

Оригинал:http://www.popehat.com/2012/10/14/a-year-of-blasphemy/

       
Print version Распечатать