Гаджетомания Барака Обамы

Введение в "обамалогию"

В период предвыборной кампании значимы не только речь, телодвижения, одежда, аксессуары, но и личные увлечения, возникшие до политической карьеры. Так, например, Бил Клинтон играл для избирателей на саксофоне, раз даже в наряде под Элвиса Пресли, чтобы завоевать симпатии и молодежи. Его противник Джордж Буш тут же попытался выставить «музыканта» в невыгодном свете, заметив: «Теперь я понимаю, почему он говорит, что похож на Элвиса. Стоит ему занять какую-нибудь позицию, как он тут же начинает вилять задом». Но эти комментарии навредили не Клинтону, а техасскому балагуру, оскорбившего в глазах поклонников прежде всего самого «Короля» — Пресли. Кому язык друг, а кому враг. Бушу с этим даром природы не повезло, так что даже далекие от политики люди долгое время потешались над его оговорками, «бушизмами». Зато как ловко, при неуклюжести словесной, сорок третий президент США увернулся от ботинок сорок третьего размера, брошенных в него на пресс-конференции в Багдаде иракским журналистом.

Но в ловкости Буша превзошел его преемник на посту президента. Так в разгар интервью с корреспондентом канала CNBC главе Белого дома стала досаждать муха. Барак Обама несколько раз отмахнулся, затем прицелился и метким ударом с первого раза прибил насекомое, показав всему миру отменное зрение, скорость и точность удара, хладнокровие и чувство юмора. В общем, сорок четвертый президент США во всех смыслах находился в хорошей форме! Этот эпизод вызвал очередную бурю восторгов у американской аудитории, не говоря уже о фанатах во всем мире, своими проявлениями любви заставивших говорить об «обамамании». Не удивительно, что словарь «U.C.L.A. Slang» зафиксировал среди студентов помимо прочих новых жаргонных словечек и такое — «обама», что означает «классный»… Но мы оставляем «обамоманию», чтобы сосредоточиться уже на личности президента, выделив при этом только один аспект, позиционирующий его в период предвыборной компании как самого «технически подкованного» (tech-savvy) политика.

The President Gadget

Один из популярных нынче портативных цифровых приборов однажды оказался в комичной ситуации, когда при запуске программы автоматического чтения в электронной книге вместо «Barack Obama» всякий раз звучало: «Brack Alabama». А вот у Обамы при взаимодействии с высокотехнологичным оборудованием сбоев пока не наблюдалось. Он поклонник смартфона Blackberry, ценитель медиаплеера iPod и компьютеров Mac. С последнего и начнем обзор его пристрастий, причем в семиологическом аспекте.

Итак, несмотря на явное доминирование платформы PC и соответствующего программного обеспечения в Штатах, Обама привержен Mac’ам. Они в подавляющем меньшинстве (8-10% американского рынка компьютеров), но в особом, элитарном: изделия Apple широко используется в среде творческой интеллигенции, в университетском образовании. Так что немногочисленность представителей «Mac-культуры» — это тот случай, когда речь идет о маргиналах, а о субкультуре с признаками элитарности. Mac’и, как правило, это качественный подбор «железа» при выстраивании модели, компактность и стиль, своя операционная система. В общем, все словно само собой демонстрирует корпоративную культуру Apple: «мы нанимаем только тех сотрудников, которые хотят производить лучшие продукты в мире, и создаем внутри компании атмосферу конкуренции, что позволяет творить лучшее».

Репутация продукции в массовом сознании (при небольшом числе реальных пользователей) столь высока, что ее блистательный образ, положительные качества — уникальность, производительность, красота — словно Божья благодать на истинно верующих, переходят и на потребителей. Если ты используешь такой продукт, ты и сам ему в чем-то подобен! Стать частью такого сообщества, словно причаститься Св. Даров. Так что аура бренда в выгодном ракурсе освещает не только производителя, но и самих потребителей. Здесь все взаимно признательны друг другу, создавая своего рода неформальный клуб. Согласно исследованию «Mindset Media», опросивших пользователей Mac и PC, среди первых обнаружилось больше либералов, они увереннее в себе и своем превосходстве. Они также считают, что в их сообществе больше интеллектуалов, выдающихся личностей и перфекционистов; ноутбуки предпочитают настольным компьютерам (склонность к мобильности) и, даже такой момент, чаще, чем представители мира PC, покупают зубную пасту с отбеливающим эффектом!

И вот среди членов этого виртуального клуба замечен был и Барак Обама. Он соответствовал стилистике Apple настолько, что реклама «1984», отсылавшая к роману Джорджа Оруэлла, была переделана одним из сторонников Барака согласно контексту избирательной компании. Буква «о» в фамилии Барака в ролике стилизовали под яблоко — логотип Apple. Ну а в роли «Старшего Брата» выставили Хиллари Клинтон, которую интернет-сообщество сразу же отождествило с PC, символизирующее для них массовость и посредственность.

«Яблоко» на логотипе компании, как известно, с правой стороны «надкусано». Надкусивший его и впитавший все прелести от продукции Apple еще до избирательной кампании, в разгар последней Обама получал, в виде бонусов, дополнительные симпатии избирателей. И даже замечания оппонентов, увидевших сходство навигационной панели на страничке его сайта с панелью в онлайновом магазине ITunes Store, работала на улучшение его имиджа: ведь пользователи iPod’ов добросовестно скачивают только купленные музыкальные файлы, практически не замечены в «пиратстве»! На фоне всех этих iPod’ов, iPhone’ов, iMac’ов Барак Обама смотрелся великолепно. Это ведь все то, что сделано и выглядит принципиально иначе, всеми узнаваемо, а благодаря концептуальной инаковости позволяет достигать целей и решать задачи быстрее, качественнее! Ну, просто iPresident!

Но на имидж самого высокотехнологичного кандидата в президенты работал не только бренд Apple, но и стиль жизни политика. Он не демонстрировал свои дивайсы в период кампании, а использовал их, как и в повседневной жизни. Современного политика окружает поколение молодежи, которое особенно привязано к всевозможным гаджетам, позволяющим жить и работать в режиме «многозадачности». Часто им уделяют внимания больше, чем гардеробу: КПК, смартфон, коммуникатор, сотовый телефон, mp3-плеер, авторучка с функциями телефона или фотоаппарата, такие же часы, браслеты с картами памяти, ноутбуки, электронные книги и много чего еще. Когда в США провели исследование по выявлению отличительных черт любителей продвинутых гаджетов, то оказалось, что они обладают настойчивостью, самоуверенностью, склонностью к лидерству. Так что гаджеты это не только возможность выделится из толпы, но и словно ИТ-символы указывающие на склонных к лидерству.

В категорию гаджетов изначально попадали оригинальные, нестандартные технические приспособления. Из бытовой и промышленной сферы они перекочевали в мифологическую, став непременным атрибутом супер-героев типа Джеймса Бонда и Бэтмена. У одного из персонажей аксессуаров стало так много, что это определило даже его имя — Инспектор Гаджет (Inspector Gadget), персонаж мультфильма и кино, вся сила которого в наборе инструментов, внедрённых в его тело. Но сегодня гаджетом обычно считают любой цифровой прибор, достаточно небольшой, чтобы им можно было легко манипулировать одной рукой. Но есть еще одна категория гаджетов — в программном обеспечении так называют небольшое приложение, предоставляющее дополнительную информацию, например, прогноз погоды, курс валют, подборку новостей. Типичными примерами последних являются Google Gadgets, мини-приложение для боковой панели в операционной системе Windows Vista, в Mac OS X.

Но, как известно, всякое положительное явление переходит в свою противоположность. Так и здесь — у людей возникла гаджетомания — навязчивая потребность к приобретению электронных устройств, причем часто не так уж и нужных. Впрочем, все эти перекосы сознания появляются у тех, для кого сами гаджеты цель, а не средство для достижения последних. Но за Обамой подобной зависимости не наблюдалось, разве что милая привязанность к одной модели смартфонов, о чем чуть далее поговорим особо — ведь за этим следила вся Америка!

Среди владельцев модных гаджетов был замечен однажды даже Джордж Буш! Как стало известно телекомпании ABC, Буш оказался обладателем мини-плейера iPod Shuffle, причем это был у него уже второй iPod, так как первый и «большой» ему на день рождения подарила одна из его дочерей. По данным телекомпании на этом плейере глава Белого дома хранил в основном быструю и ритмичную музыку, которую слушал во время заездов на велосипеде на ранчо (не из-за этого ли он два раза с него свалился, поцарапав при этом подбородок, нос, правую руку и оба колена?).

Репортерам ABC стало также известно, что и у вице-президента Ричарда Чейни имеется подобная штучка, и даже однажды он слушал музыку в самолете, возвращаясь из поездки по странам Южной Азии и Ближнего Востока. Музыкальные записи «закачиваются» в iPod через компьютер, но вряд ли Буш и Чейни загружали контентом свои плейеры сами. Это для них могло показаться делом слишком сложным. То и дело демонстрировавший миру свое невежество по самым разным вопросам, едва ли Джордж Буш мог найти понимание с компьютерной техникой. Если ему и случалось прейти из состояния лузера в юзера, то только при посторонней помощи, и лишь на короткое время. Так в интервью телеканалу MSNBC Буш похвастался, что при помощи сервиса Google Maps смог найти на карте свое ранчо! А ведь за два года до этого (в 2004) он из непонятного ему слова легко сгенерировал очередной «бушизм», заявив, что и до него доходили слухи «по интернетам» («I heard rumors on internets»).

BlackBerry Man

Но, несмотря на свои два iPod’а, до Барака Обамы Джорджу Бушу было также далеко, как до его техасского ранчо от Белого дома. У Буша гаджеты появились случайно, не от потребности, а Обама повседневно использовал весь спектр их информационно-коммуникативных возможностей. В ходе своей предвыборной кампании он не расставался с BlackBerry, так что коммуникатор стал частью его образа в массовом сознании.

В американских СМИ и блогосфере долго обсуждали, что будет после вступления Обамы в должность — ведь ему придётся, согласно специальному акту, по которому президенту США не разрешается иметь личную корреспонденцию и средства связи, отказаться от любимого гаджета. Барак Обама, словно подливая масла в огонь, настаивал на своем желании и далее пользоваться смартфоном. «Я по-прежнему, — заявил он прессе, — цепляюсь за свой Blackberry. Им (то есть Агентству национальной безопасности США) придется вырвать его у меня из рук».

Софт у BlackBerry, кстати сказать, от Microsoft, и ничего! Обама словно показал тем самым, что умеет работать с разными операционными системами — и в среде Mac OS, и в Windows! Способность работать с различными ОС для политика может быть истолковано только в положительном ключе — если он легко работает в разных операционных средах, то и к другим ситуациям в жизни, постоянно меняющимся, окажется адаптивным, умея достигать одних и тех же целей при разных условиях..

Благодаря своей настойчивости Обама остался со своей умной «ягодкой» (Blackberry – ежевика) в руках и после вступления на пост Президента. Пресс-секретарь главы государства Роберт Гиббс (Robert Gibbs) рассказал, что спецслужбам и Обаме пришлось искать компромисс. АНБ настаивало на специальном телефоне, прошедшем их сертификацию. Одним из таких является Sectera Edge от General Dynamics. Он неказист на вид, зато считается самым безопасным в мире: нельзя прослушивать, нет возможности определить его местоположение, к интернету он подключается через специальное защищенное соединение. В итоге, сошлись на том, что новый президент продолжит пользоваться любимым типом гаджета, только уже усиленным средствами криптографии.

Точно такие же устройства получат и остальные члены семейства Обамы, так что между собой они смогут обмениваться сообщениями и звонить друг другу, но выход во внешний мир с этих аппаратов будет происходить через серверы АНБ.

Культ безопасности, к слову сказать, при прежней администрации зашел так далеко, что файл robots.txt, разработанный администрацией Буша для сайта Whitehouse.gov, содержал в себе 2377 строк, каждая из которых препятствовала индексированию поисковыми системами одного из разделов или подразделов сайта. Но с приходом Обамы этот файл сократился до двух строк, позволяя вести поиск по всему контенту, при этом не в ущерб национальной безопасности.

Итак, BlackBerry осталась в руках Обамы, а словно в развитие темы преданности к любимым гаджетам (но без мании), появилась даже книга: «Obama's BlackBerry» (изд. Publisher: Little, Brown and Company, 2009), на 144 страницы! Здесь можно найти примеры полученных сообщений, например, от соперника Обамы — МакКейна, посланное с компьютера. Причем даже не им лично, а из-за полного технического бессилия, процесс удаленной коммуникации состоялся благодаря внучке. Сенатор-республиканец Джон Маккейн публично признался, что не умеет пользоваться компьютером и посылать e-mail… Все это очевидно и на примере следующего послания: «Барак! Это сенатор МакКейн (моя внучка напечатала это сообщение для меня). Я сожалению о некоторых вещах, что сказал во время кампании. Моя внучка любит тебя и желает тебе… Что ты печатаешь? Прекрати печатать! Как эта штука работает? Ты это просто все печатаешь и затем отсылаешь Бараку?».

Помимо смартфона BlackBerry Обама ценил и медиаплеер iPod. Причем, столь высоко, что прибыв с визитом в Лондон на саммит «большой двадцатки», новый президент США подарил королеве Елизавете Второй ни что иное, как… iPod, записав на него популярные песни и мелодии, свою инаугурационную печь, а также фото и видео визита британской королевы в США в 2007 году.

А вот другой продукт от Apple — iPhone — остался для Обамы в тени «ежевики». Но отнюдь не по сентиментальным соображениям, а из-за функциональных ограничений. Однако и этот продукт сторонники Обамы активно использовали в период президентской гонки. Для iPhone было создано специальное приложение «Obama '08». Помимо того, что оно украшало внешний вид рабочего стола устройства, на котором, на классическом, бело-голубом фоне появлялись логотип и надпись OBAMA'08, приложение позволяло загружать последние новости о кандидате, принимать участие в предвыборных мероприятиях, просматривать ролики дебатов. Был также, среди прочего, голосовой сервис для внутреннего общения пользователей приложения.

Опция «звонок друзьям» также выступала своеобразным голосовым информатором, напоминая о тех или иных важных событиях, связанных с Демократической партией. На сайте кандидата в президенты говорилось, что этот инструмент создан для того, чтобы помочь всем стать участниками политического процесса, призванного изменить страну.

Созданы были и другие инструменты, вовлекающие потенциального избирателя, из сферы высоких технологий, в плоскость политическую. Экранные заставки с изображениями Обамы, само собой, активно использовались, но это был уже вчерашний день. Согласно духу времени на первый план выходили гаджеты и виджеты как для рабочих станций, так и для «наладонников». Для «родных» Обаме компьютеров на Mac OS X был разработан гаджет «Барак Обама блог» (для отслеживания изменений на его блоге), «Часы Обамы», «Где Обама?», «Обама-компасс», «слухи о Бараке Обаме» и прочее. Добрались даже и до его супруги, предложив юзерам гаджет «Во что одета Первая леди Мишель Обама». В итоге Обама был и на «рабочих столах» в виде экранных заставок, и в пакетах приложений, на компьютерах и на мобильных дивайсах. И все выглядело органично, потому что образ Барака Обамы был там, где прообраз и сам мог всем этим без посторонней помощи пользоваться.

Так что виртуальная среда не обманывала, как то могло быть в случае с Бушем, МакКейном, Сарой Пейлин и прочими, а, наоборот, в цифровом формате доносила до владельцев компьютеров подлинного Обаму, технически подкованного политика. Так что аппаратные и программные гаджеты были всего лишь естественным продолжением кандидата в президенты.

To Push on Reset Button

Не удивительно, что при появлении на посту Президента увлеченного информационно-коммуникационными технологиями политика, даже в лексиконе международных отношений появляются особые словечки, обыденные при взаимодействии с умными машинами, такими как компьютеры и гаджеты. Так что, говоря об отношениях США и России, из Белого дома вскоре прозвучало и такое слово, как «перезагрузка»: «to reset U.S.-Russian relations».

Слово «reset» применительно к отношениям между нашими странами впервые употребил вице-президент США Джо Байден. В 2009 году на февральской конференции по безопасности в Мюнхене он заявил, «перефразируя», по его словам, Обаму: «настало время нажать на кнопку reset». Несколько дней спустя, при посещении штаб-квартиры ЦРУ в Лэнгли, Байден повторил: «Президент дал ясно понять, что хочет нажать на кнопку reset в наших отношениях с Россией». Через две недели сам Обама заметил: «У нас был хороший обмен мнениями с русскими. Я сказал, что нам необходима перезагрузка в наших отношениях». Дмитрий Медведев, также позиционируемый в российском сообществе как наиболее продвинутый на сегодня в ИТ политик, заявил, что неожиданный для дипломатии термин действительно отражает суть трансформации, которой добивается Москва в отношениях с США.

Итак, все согласились, что настала пора «перезагрузиться»… Reset (от англ. вновь устанавливать; восстанавливать, возвращать(ся) в исходное положение) — означает процесс перезагрузки системы. Также называется кнопка на корпусе прибора, которая вынужденно завершает все процессы и перезагружает систему. А потому не удивительно, что для конкретизации новых установок сознания госсекретарь США Хиллари Клинтон передала министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову символическую «кнопку перезагрузки» — большую и красную, на желтой основе. Однако тут же выяснилось, что где-то в «канцелярии» произошел сбой системы: по-английски на кнопке написали «reset», а по-русски — «перегрузка». После пояснений о смысле описки Клинтон пообещала не допустить «перегрузки» в российско-американских отношениях.

Впрочем, говоря об отношениях с Москвой, Обама употребил как-то раз и такое слово, как «reboot», не менее привычное активным пользователем компьютерного оборудования. Перезагрузка — процесс, при котором компьютер полностью очищает оперативную память и начинает работать заново. Впрочем и тут, как и во всяком деле, бывают свои нюансы. «Жёсткая» (hard reboot) перезагрузка (известная еще и как «холодная» перезагрузка) — это процесс выключения\ включения питания компьютера или отправка специального сигнала сброса на процессор, и он перезапускает компьютер, но без первичной подготовки к выключению. Из-за этого система потом запускает обычно автоматическую проверку файловой системы, чтобы нормально работать. Предпочтительнее же всего «мягкая» (soft reboot) перезагрузка (также известная как «горячая») — перезагрузка компьютера под программным контролем, без отключения питания.

На самом деле есть несколько слов, которые используются для обозначения прерывания и возобновления работы компьютера: reboot, restart, reset. Но ввелось в оборот и закрепилось последнее. В ходу еще и такое слово, как «reload», да только у него среди прочих значений есть и такое — перезаряжать, в смысле оружие. Так что пусть уж остается «reset»!

Изучая поведение человека принято обращать внимание и на невербальное общение, на «body language». Жесты, телодвижения, как семиологическая система, второстепенная относительно языковой, не менее значительна с точки зрения познавательной, вскрывая сферу подсознательного. Здесь наблюдение дает представление о тех состояниях души, которые человек может скрывать, либо сам даже не догадываться об ином содержании своего «я». Но в нашем случае семиологической сферой являлось все имеющее отношение к информационно-коммуникативным технологиям (ИКТ). Эти ближайшие, скажем так, к телу предметы, как и в случае с языком жестов, предназначены, с одной стороны, для коммуникации с другими, с другой стороны, говорят о материях не очевидных, но существенных для понимания личности, и не только ее, учитывая тот процесс, в которой она целенаправленно вовлечена: большая политика.

Если с позиций стороннего наблюдателя все упростить, то можно сказать, что объектом нашего наблюдения стали всего лишь некоторые аксессуары избирательной компании. Но на формулировках упрощение и заканчивается. В избирательной кампании нет мелочей, особенно в том случае, когда борьба идет за столь высокий пост, как президентское кресло. Помимо прежнего — огромные, как всегда, финансовые затраты — имеются нюансы, появляются то, чего не было прежде. Так, кажется, сугубо индивидуальное, ничего более. Но эти личные пристрастия иной раз являются отражением мейнстрима, влияющего на ближайшее будущее.

Итак, в нашем случае мы заняты были семантикой информационно-коммуникативной среды, возникающей в политической сфере в ситуации достижения предельно значимых целей. Что можно сказать, глядя на Обаму, точнее, на его «продолжение» в виде всевозможных гаджетов? Пристрастие к ним еще не признак гаджетомании. Увеличение арсенала интеллектуальных штучек автоматически не делает владельца умнее, а при неловком с ними обращении выставляет его в самом неприглядном виде и, наоборот, может демонстрировать окружающим интеллект их пользователя, сноровку. Это не просто технические средства, в которых он нуждается, это еще и символы его достоинств. Это пристрастие к гаджетам и было умело использовано в предвыборной компании Обамы. При этом и владельцы товарных марок не остались в убытке, и сам Барак Обама в прибыли — в том смысле, что бренды и технологии и после победы продолжают работать на него. А это важно, если хочешь предоставленные четыре годы управлять, а не удерживаться в кресле.

Случай с Обамой продемонстрировал высокую, в глазах избирателей, привлекательность высокотехнологичного политика. Быт избирателя стал технически насыщеннее, он сам искушеннее, и потому ему симпатичен тот, кто «в подобном деле соображает». В эпоху компьютеризации всей рабочей среды и домашнего быта, переноса не только официальной коммуникации, но и личного общения в сферу on-line, людям приятнее иметь дело с политиком, государственным лидером, который «свой» в этой среде, на «ты» с техникой, сердце которой — микропроцессор. Живущие в постиндустриальном обществе хотят, чтобы у находящегося на самом верху власти авторитет подкреплялся, в числе прочего, и за счет непосредственной вовлеченности в высокие технологии.

Везде и во все времена есть потребность в аналогиях, помогающих в образной форме перенести информацию из одной сферы, в другую. В контексте нашей темы достаточно вспомнить, из отечественной практики, «перестройку» с «прорабами». Сегодня лексикон американской администрации пополнился термином из сферы высоких технологий, где умные машины (компьютеры, гаджеты) и информационные сети (серверы, системные администраторы), операционные системы. И потому не удивительно, что и о самих политиках судят по аналогии («Обам Mac», и «Хилари PC»), и политики также используют новые образы и сравнения, взятые из ИТ-среды.

Роль аналогий сильна в мышлении, и не только художественном, но и в научном. Что уж говорить про политическое! Конечно, в интеллектуальной сфере аналогии играют не решающую роль, но существенную. Раз найдя для смутных ощущений точные слова, трудно в последующем отказаться от удачного образа, метафоры, на какое-то время обретающей магию формулы. Так и в случае с «перезагрузкой» отношений, с ее возможными вариантами («жесткая», «мягкая»). Ну а раз «кнопка» нажата, процесс запущен…

Другое дело, что иногда «перезагрузки» ни к чему не приводят, потому что дело не в отдельной «машине», а в их интеграции, в «сети», и все зависит уже от «системного администратора». За эту роль и возьмется Барак Обама.

       
Print version Распечатать