Форум состоялся - что дальше?

Когда во время летних каникул мы в Издательском доме "Первое сентября" затевали Форум учителей-словесников России, то не могли избавиться от сомнений. Так ли в действительности остра для профессионального сообщества проблема, вынесенная на обсуждение, - выпускной экзамен по литературе? Соберутся ли учителя? Захотят ли ехать в столицу, чтобы что-то решать, если уже все решено - и, как всегда, не нами?

И вот Форум позади. Можно остановиться, осмыслить его итоги и подумать, что делать дальше.

Итог первый - Форум собрал действительно большое количество словесников. Для нас, организаторов, даже неожиданное: зарегистрировавшихся участников было 239, а сколько еще просто так заглянуло на огонек! Учителя, методисты, преподаватели вузов приехали из 24 регионов России - Брянска, Великого Новгорода, Владимирской области, Вологодской области, Ивановской области, Калужской области, Кирова, Краснодарского края, Красноярского края, Москвы, Московской области, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Оренбурга, Перми, Санкт-Петербурга, Самары, Саратовской области, Свердловской области, Сочи, Твери, Тульской области, Удмуртии. Если учесть, что государственно-административные каналы оповещения задействованы не были и приезд участников осуществлялся за их собственный счет, то станет ясно: Форум оказался более чем представительным.

Итог второй - Форум удалось превратить в настоящий диалог. Причем не только внутри профессионального сообщества - состоялся и диалог с властью. К учителям пришли представители Минобрнауки, Рособрнадзора, разработчики ЕГЭ. Они отвечали на вопросы, слушали мнения и всячески демонстрировали настрой на совместную работу. В том числе и на дальнейшую. Это тем более важно, что, как уверяют чиновники, вопрос об итоговой аттестации по одному из основных предметов общего образования еще не решен и здесь ценно каждое здравое мнение.

Кроме того, и в этом третий итог Форума, его участникам удалось обсудить, отредактировать и принять общий документ, который обозначил консолидированную платформу профессионального сообщества в отношении экзамена по литературе. На этапе подготовки казалось, что это будет невозможно: ведь спектр учительских мнений по основному вопросу Форума весьма разнообразен. И однако же смогли друг друга услышать и договориться. Причем соединиться удалось не только на почве критики (как это часто бывает), но и на почве формулирования перспективных моделей. Именно они и легли в основу "Итогового документа Форума словесников России". Вот его текст:

"1. Участники Форума словесников России, проходившего 7-8 ноября 2007 года в Москве и собравшего 239 преподавателей литературы и методистов из 24 регионов страны, обсудили один из важнейших вопросов, стоящих сейчас перед литературным образованием, - вопрос о выпускном экзамене по литературе. Этот экзамен был обязательным для выпускников средних учебных заведений еще до революции и сохранялся в этом качестве в течение многих десятилетий. Сегодня в системе ЕГЭ определены два обязательных экзамена. Экзамена по литературе среди них нет.

Однако литература как школьный предмет в образовательной системе обеспечивает нравственное и эстетическое формирование личности; обучает умению понимать как художественные произведения, так и научные, публицистические, другие тексты; вырабатывает навыки устной и письменной речи, становящиеся интеллектуальным фундаментом человека на всю жизнь. Литературное образование - та общая платформа, на которой объединяются люди разных поколений, народов, культур, создается основа национальной безопасности.

Без обязательного экзамена многолетнее школьное литературное образование теряет смысл.

Участники Форума выражают свою обеспокоенность сложившейся ситуацией и требуют от Минобрнауки и Рособрнадзора принятия решения о сохранении за экзаменом по литературе статуса обязательного выпускного экзамена за курс полной средней школы.

2. Ключевой вопрос - в какой форме проводить этот обязательный экзамен. Участники Форума пришли к выводу, что оптимальным вариантом экзаменационного сценария является следующий.

Обязательный экзамен по литературе разделяется на два уровня: базовый (завершающий школьное литературное образование) и профильный (позволяющий продолжить литературное образование в вузах). Право выбора уровня экзамена предоставляется ученику в зависимости от его профессиональных планов на продолжение образования.

На базовом уровне предлагается проводить экзамен в следующих формах: письменная работа с отметкой по литературе (анализ и интерпретация одного художественного произведения, развернутый ответ на проблемный вопрос), устный ответ (по билетам или в форме собеседования), защита исследовательских работ и проектов. Право выбора формы экзамена предоставляется ученику. Проводится этот экзамен силами школы и проверяется в соответствии с выработанными на федеральном уровне рамочными критериями.

На профильном уровне экзамен по литературе проходит в формате ЕГЭ (как и по другим предметам). Его результаты принимают соответствующие вузы (факультеты): филологический, журналистики и т.п. Поскольку этот экзамен профильный и сдавать его будут те, кто дальше связывает свой путь с филологией и другими гуманитарными дисциплинами, то оптимальным жанром такого экзамена, по мнению участников Форума, является письменная работа, связанная с анализом и истолкованием одного литературного произведения (с независимой экспертной проверкой). Критерии проверки должны быть широко обсуждены профессиональным сообществом.

3. Анализ КИМов по литературе 2008 года, проведенный участниками Форума, показал, что их разработчики тоже осознают необходимость отказа от тестовых форм при итоговой аттестации по литературе. Однако изменения, внесенные в КИМы, по мнению участников Форума, недостаточны. Предложенный вариант ЕГЭ не может адекватно выявить уровень литературной подготовки учащихся.

4. Участники Форума понимают, что новый сценарий экзамена потребует пересмотра существующего стандарта 2004 года и соотнесения с ним Базисного учебного плана, в котором на изучение литературы должно быть отведено не меньше 4 часов в неделю для базового и 5-6 - для профильного уровня. Корректировка стандарта и БУПа должна пройти всестороннее обсуждение профессиональным сообществом.

5. Реализация этих предложений невозможна без изменений в законодательной базе. Участники Форума считают необходимым внести соответствующие поправки в Закон об образовании и обращаются к Министерству образования и науки с требованием инициировать этот процесс.

6. Участники Форума словесников убеждены, что решение вопроса об экзамене в рамках представленного в настоящем документе подхода позволит сохранить всю систему литературного и - шире - гуманитарного образования в России".

Что же дальше? Этот документ уже направлен в Минобрнауки и Рособрнадзор. Мы планируем организовать его обсуждение и с "руководящими органами", и с широкими учительскими кругами. С этой целью сайт Форума (на котором, кстати, можно увидеть подписи участников - как и пришедшие в адрес Форума открытые письма и рецензии на ЕГЭ) переходит в постоянный режим работы и становится "местом встречи" словесников - тоже своего рода форумом, площадкой для разговора.

Пожалуй, что это еще один итог прошедшего в Москве мероприятия. Знакомство друг с другом, обмен информацией, продолжение профессионального общения, создание широкой виртуально-реальной сети контактов очень важны для укрепления сообщества словесников. Даже если итоговая аттестация по литературе будет организована по совсем другим сценариям.

       
Print version Распечатать