Финно-угры едут в Нью-Йорк

От редакции: Недавно проездом из Перми в Петрозаводск в Москве был один из лидеров молодежного финно-угорского движения Алексей Цыкарев. Мы встретились, и он рассказал «Русскому журналу» о новой волне национального возрождения финно-угорских народов, о проблемах финно-угров и о финно-угорском общественном движении, в которое пришел в 2005 году. Эта беседа продолжает серию публикаций РЖ о региональных культурных идентичностях (см. Вадим Штепа, Мария Митренина и др.).

Алексей Цыкарев - общественный деятель, переводчик, журналист, президент Молодёжной ассоциации финно-угорских народов (2009 – 2011 гг.), член Совета Республиканской молодёжной общественной организации «NuoriKarjala», учредитель и член правления Карельской молодёжной общественной организации «Триас».

* * *

Русский журнал: В последние годы заметно оживление финно-угорской темы в общественном и даже политическом плане. По отдельным сообщениям трудно понять, каков контекст этого процесса. Расскажите, когда этот процесс начался, кто его инициировал?

Алексей Цыкарев: Существует мнение, что этнические процессы протекают по принципу маятника. Бывают периоды подъема и спада активности, могут использоваться различные модели отношений внутри сообществ и взаимоотношений с властью: от симбиоза и сотрудничества до жесткой конфронтации.

Я бы охарактеризовал нынешнюю ситуацию как новую волну национального возрождения финно-угорских народов. Она сопровождается сменой лидеров, конкуренцией между регионами и организациями, поиском новых моделей развития и позиционирования всего финно-угорского движения.

Нельзя сказать, что инициатива сегодня принадлежит только общественным организациям. Российская федеральная власть в лице Минрегиона и региональные правительсва также озабочены финно-угорской активностью. Их интерес имеет множество мотивов. Во-первых, у России сегодня есть серьезные амбиции обеспечить лидерство в такой чувствительной сфере как защита прав коренных народов. Это важно для престижа страны на международной арене. С другой стороны, политика патернализма по отношению к гражданским организациям финно-угорских народов должна сделать незаметной или заменить полностью финансовую поддержку из Филяндии, Венгрии и Эстонии. Нельзя исключать и искреннее желание властей сохранить этнокультурное разнообразие страны.

Все эти тенденции имеют безусловный позитивный эффект для финно-угорских народов, но несут в себе и ряд вызовов движению. Постоянная конкуренция между регионами, попытки разместить абсолютно все руководящие органы движения в одном месте вносят долю недоверия между элитами, а коллеги из общественных организаций дружественных стран теряют интерес к сотруничеству. Не секрет, что республика Мордовия при поддержке федерального правительства претендует на роль безусловного лидера всех финно-угров.

Кроме того, продвигая государственные интересы в финно-угорском мире, власть душит инициативу снизу, пытается поставить под контроль все финно-угорские проекты, пишет сценарии для съездов финно-угорских народов. Плоды этой политики на виду. Всеми значимыми финно-угорскими организациями руководят чиновники или депутаты. Конфликт интересов очевиден, но в обозримом будущем ситуацию не переломить. Видимо, такое представление о гражданском обществе имеет власть.

РЖ: В чем сейчас основные проблемы финно-угров, живущих на территории России? И существует ли общая проблематика для российских финно-угров и жителей Венгрии, Эстонии и Финляндии?

А.Ц.: Для российских финно-угров самой основной является проблема сохранения и развития языка. Недаром темой очередного Всемирного конгресса финно-угорских народов, который состоится в Венгрии в 2012 году, станет «Язык и народ». Нет непрерывной системы обучения языкам «детский сад – школа – вуз», ни один финно-угорский язык не включен в систему ЕГЭ, они также не являются языками обучения, а лишь предметом изучения. Все это сопровождается тем, что становится все меньше и меньше семей, в которых язык передается от родителей детям естественным способом. На некоторых финно-угорских языках молодежь уже не говорит. Последняя тенденция – снижение интереса абитуриентов к изучению языков в вузах. Все замыкается на престиже языка, многие родители и дети не видят его значимости, поэтому предпочитают изучать английский. Молодежь прагматична, она должна видеть перспективу. А если даже языки, имеющие в национальных республиках статус государственных, не используются в судебной практике, делопроизводстве, а часто даже на народных праздниках, интерес к ним снижается. Я уже не говорю о финно-угорской диаспоре, проживающей за пределами национальных республик.

Хотя существует множество примеров, когда интерес к языку, наоборот, повышается. Например, создание «Марий Эл Радио» вызвало к жизни огромное количество современных марийских песен, популярными стали этнодискотеки.

Те же марийцы, коми и удмурты активно внедряют свои языки в Интернет-пространство. Стали появляться интерфейсы популярных социальных сетей на финно-угорских языках. Создаются мультиязычные он-лайн словари, словари в мобильных телефонах, мультфильмы и глянцевые журналы. Это модернизирует язык, развивает его, появляется новая современная лексика, что привлекает интерес молодежи.

Конечно, есть и другие важные задачи. Нужно стимулировать этническую идентичность молодежи, гражданскую активность, сохранять и создавать современную культуру, заботиться об экологии, защищать права коренных финно-угорских народов на участие в принятии решений, традиционное природопользование.

В других странах у наших коллег тоже есть различные озабоченности, в том числе в отношении языка. Финно-угорское движение озабочено сохранением языка меянкиели и языка квенов в Швеции. А вот саамы Норвегии, Швеции и Финляндии делают большую работу по защите своих прав на природопользование и исконные земли. Народ ливы в Латвии, давший некогда название Ливонскому ордену, давно ассимилировался и находится на грани исчезновения. Самый многочисленный финно-угорский народ венгры очень обеспокоен правами своих соотечественников, проживающих в Словакии, Румынии и Украине. Территория проживания одного из самых малочисленных финно-угорских народов сету разделена российско-эстонской границей. Все это является частью повестки дня международного финно-угорского движения.

Вопросы серьезные, а дискуссии бывают чрезвычайно жаркими. Однако всегда представители народов приходят к согласию, потому что консенсус является главным принципом движения.

РЖ: Как устроен культурный обмен между представителями финно-угорских народов разных стран? Какие идеи высказываются о развитии этого культурного обмена?

А.Ц.: Культурное сотрудничество финно-угорских народов началось с конгрессов ученых финно-угроведов столетие назад, а общественно-политическое движение оформилось лишь в начале 90-х годов. Центральная площадка для взаимодействия – это Всемирный конгресс финно-угорских народов, который проходит раз в четыре года в Венгрии, России, Финляндии и Эстонии по очереди. Следит за исполнением решений конгрессов Консультативный комитет финно-угорских народов, в который входит по два представителя от каждого народа. Конгрессы пользуются большим авторитетом, так как в их работе участвуют президенты четырех стран.

В финно-угорском мире большое количество различных объединений. Активно работают Ассоциация финно-угорских народов России, Ассоциация финно-угорских университетов, Ассоциация финно-угорских журналистов, Ассоциация финно-угорских литератур. Студенты финно-угроведы имеют свою площадку – ежегодную международную конференцию IFUSCO, которая за почти тридцатилетнюю историю проводилась не только в финно-угорских регионах, но и там, где сильное финно-угроведение – в Германии, Австрии, Польше и других странах. В молодежном мире инициатива принадлежит Международной молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН), которая отстаивает интересы молодежных общественных организаций.

Одна из последних инициатив молодежи – Конференция по брендингу финно-угорского движения, которая состоялась в октябре в Таллинне. Там появилось немало первоклассных идей, среди которых проведение конкурса «Культурная столица финно-угорского мира».

Главный организатор конференции Оливер Лооде подчеркнул, что не существует финно-угорского мира России, Финляндии или Эстонии. По его словам, существует единый финно-угорский мир, единый оркестр, где у каждого народа первая скрипка.

В Интернете нет-нет да появляются различного рода статьи о том, что финно-угорское движение якобы несет в себе серьезную угрозу безопасности России, что это интеллектуальный сепаратизм похуже кавказского. Мы считаем, что авторы этих материалов попросту дилетанты и не разбираются в ситуации, либо же являются вредителями, сознательно бросающими тень на финно-угров. На самом деле финно-угорское движения - это явление, лежащее в плоскости прямой народной дипломатии. Это мостик, связывающий Россию и Евросоюз, позволяющий развивать культурный обмен, делающий отношения между гражданами стран более прочными. Финно-угорское движение способствует созданию позитивного имиджа наших стран внутри друг друга, положительно влияет на общественное мнение и позволяет решать даже глобальные вопросы повестки дня на переговорах Россия – ЕС. Такие вопросы как отмена визового режима, например. Поэтому всем странам, которые вовлечены в финно-угорское движение, оно выгодно. В том числе и России.

РЖ: Как и когда возникло молодежное движение? Как долго Вы его возглавляли? В чем заключается его деятельность? Расскажите о своей деятельности. У Вас есть инфоцентр, Вы участвовали в работе комиссии ООН по проблемам коренных народов. Каковы Ваши личные впечатления от общения в среде активистов финно-угорского движения?

А.Ц.: В молодежном движении всегда много динамики, и лидеры меняются часто, чтобы как можно больше людей прошло эту школу. Я проработал в правлении МАФУН два года и затем два года возглавлял организацию. Считаю, что этого вполне достаточно для самореализации и достижения конкретных результатов.

Мое «президенство» выпало на знаковую дату – двадцатилетие молодежного финно-угорского движения. Мы провели два серьезных мерпориятия: одно для ветеранов, отцов-основателей движения – в Йошкар-Оле, а второе для действующих активистов – в Хельсинки. Главный результат – обновление программы развития движения. Финно-угорская молодежь хочет быть более включенной в процессы принятия решений на разных политических, экономических и медийных площадках. Одну такую значимую площадку сама финно-угорская молодежь создала – Международный финно-угорский социально-экономический форум.

Кстати вопрос об участии коренных народов в принятии решений был одним из основных в повестке дня Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов, в котором я дважды участвовал в Нью-Йорке. Сейчас зачастую коренная молодежь не имеет институциональных возможностей для участия в принятии и даже в обсуждении важных для нее решений (в области экологии, природопользования, образования, сферы применения родных языков).

Думаю, что могу записать в том числе и на свой счет, что международная деятельность финно-угорской молодежи активизируется. Для молодых удмуртов, коми, карелов, мари очень важно – почувствовать себя полноценным членом дружной семьи коренных народов мира, участником мировых процессов. Это чувство сопричастности дает силы вкладываться в поддержание своей уникальности, сохранение своей идентичности, поскольку именно она и свой особый взгляд на мир делает молодежь интересной для остального мира.

С этой точки зрения особо ценным выглядит решение МАФУН провести очередное заседание правления в Нью-Йорке. Задача амбициозная, но выполнимая. Ее реализация даст десяткам, если не сотням молодых людей стимул участвовать в национально-культурном движении.

Беседовал Александр Морозов

       
Print version Распечатать