Философ устойчивости

Спираль Кантора устремилась в вечность

На 86-м году жизни скончался известный философ и искусствовед Карл Моисеевич Кантор (1922-2008).

Он принадлежал к тому поколению философов, которые активно формировали общественное сознание начиная с 50-х годов, - в кругу Александра Зиновьева, Эвальда Ильенкова, Мераба Мамардашвили, Александра Пятигорского. Сам этот круг оказал решающие влияние на развитие русской общественной мысли. Затем у каждого определился свой собственный взгляд на мир, собственный стиль работы и свой путь к читателю.

Концепция Карла Кантора являет синтез линеарных историософских концепций ХIХ века (Гегель, Маркс) и плюралистических концепций века ХХ (Шпенглер, Тойнби). По сути, им сделана попытка заложить основы новой историософии - историософии ХХI века. Аналогичные попытки были предприняты примерно в это же время и на Западе: Хантингтон, Фукуяма. Но их труды Кантор был склонен оспаривать.

Название его последнего труда - "Двойная спираль истории" (итог четвертьвековой работы) - наглядно выражает представление автора об устройстве самого исторического процесса: переплетение веры и знания, христианства и античности, истории и социокультурной эволюции и есть залог поступательного движения.

В своих работах по философии истории Карл Кантор ввел в научный оборот понятие "парадигмы всемирной истории" как парадигмы истории культуры в ее движении к свободе индивида, уточнив его другим понятием - "паттерна", то есть проекта конкретных культурно-исторических типов. Есть паттерны истории западноевропейской, российской, китайской и т.д. И с его точки зрения, нет такого общества - ни русского, ни западноевропейского, ни китайского, - в котором укоренялся бы лишь один тип паттерна. Сам тип культуры связан с определенным народом и формируется в процессе жизнедеятельности определенного общества, этноса, народа. Но он обладает способностью перемещаться и в другие общества, входить в них наряду с другими паттернами, которые укоренены в нем. Кантор определил три фундаментальных типа патернальной культуры: персоноцентрический, социоцентрический и смешанный. В России доминирует смешанный - персоно-социоцентрический. Если парадигмальность в культуре может быть понята как ее изменчивость, способность к развитию, выходу за однажды достигнутые пределы, то патернальность культуры есть выражение ее наследственности. Историческое развитие протекает во взаимодействии трех патернальных типов культуры и парадигмальной культуры. Парадигма всемирной истории, в отличие от движения доистории, не может быть реализована без парадигмальных проектов (как пример - иудео-христианская религия).

В то же время Карл Кантор стал и одним из основателей возрождения национальных традиций в области исследования промышленного искусства, технической эстетики. Ему принадлежит постановка современных проблем дизайна и маркетинга. Собственно, и сам термин "дизайн" ввел в оборот именно он.

"Сегодня, - писал Кантор, - принято обращать внимание на стремительность культурных перемен, обгоняющих будто бы самую способность человека адаптироваться к ним, и возникающую в связи с этим психическую болезнь, которую О.Тоффлер назвал "шоком будущего".

Однако в гораздо большей степени поражаешься ныне постоянству мира, неизменности коренных черт и особенностей всех существующих теперь на Земле культурно-исторических типов.

Тут нет противоречия, ибо изменения происходят во внешнем слое, в оболочке ценностей и норм культуры, а неизменность принадлежит ее ядру и целостности.

Следует лишь сказать, что именно быстрота культурных перемен, обусловленная интенсивностью современного культурного обмена, позволила нам особенно остро почувствовать силу культурной традиции, коренящейся в сознании людей, принадлежащих к данной культуре, и проявляющейся во взаимоотношениях их друг с другом и с представителями других культур.

Это, между прочим, и создает самую надежную гарантию единства и крепости общества. В структуре общества нет буквально ни одного социального явления (все равно, изначально ли присуще оно обществу или недавно воспринято от других), которое не было бы пронизано, как живая ткань нервными клетками, устойчивыми, генотипическими ценностями и нормами своей культуры. И дизайн тут не составляет исключения.

В 1957 году он стал инициатором создания и - надолго - главным редактором журнала "Декоративное искусство", сыгравшего немалую роль в послевоенной истории культуры. В итоге родилась книга "Тысячелетний Аргус", о том, как в разные эпохи - от античности до наших дней и в разных странах (Италия, Франция, Голландия, Россия) - складывались отношения между визуально-пластическими искусствами и культурой, историей, религией, философией, гуманизмом.

Среди "произведений" Карла Кантора - два сына, Владимир и Максим. Оба известные писатели. Владимир также философ, а Максим - художник.

       
Print version Распечатать