Этот праздник нужен

В этом году Россия впервые празднует 4 ноября День народного единства. Это возрожденный, но "переформатированный" праздник Казанской иконы Божьей Матери, отмечавшийся до 1917 года больше двух с половиной веков. Он был установлен в середине XVII века в память об освобождении Москвы в 1612 году от польских интервентов вторым ополчением Минина и Пожарского и присоединившейся к нему частью первого.

Споров по поводу нового старого праздника много. На мой взгляд, необоснованных. В основном все достаточно прозрачно и понятно. Власти нужен осенний патриотический праздник вместо годовщины Октябрьской революции. Она изучила вопрос, подобрала подходящий вариант. Она будет праздновать. Причем после отличной организации последнего Дня Победы и вполне удачной - Дня России есть основания полагать, что и на этот раз все получится достойно.

Но на самом деле праздник 4 ноября нужен не только, и даже не столько, отдельно взятой власти. Говорят, что книга иногда оказывается мудрее своего автора. Так и тут идея возрождения праздника в принципе глубже и мудрее своих инициаторов и исполнителей.

Этот праздник нужен стране. Нам есть что отметить в этот день, есть кого вспомнить и о чем поразмышлять на будущее.

1.

Праздники имеют несколько составляющих: историческую, идеологическую, социальную, технологическую. Разбирая их в различных соотношениях, получаешь ответ на вопросы что, зачем и как мы празднуем. А в данном случае - должны праздновать.

Когда речь заходит об историческом празднике, необходимо выделять событие, которое произошло в соответствующий день, официальную "легенду" праздника и то, что реально отмечают и славят люди, когда он входит в традицию, в привычку, т.е. становится живым. В идеале эти три элемента должны совпадать, на практике уже хорошо, если они друг с другом видимо и понятно связаны.

Например, поздно вечером 8 мая 1945 года был подписан акт о полной и безоговорочной капитуляции Германии. В Москве тогда уже наступило 9-е число. Днем победы над Германией в СССР объявили именно 9 мая, в остальных странах-победительницах соответственно 8-е. Хотя, строго говоря, кое-где немцев еще пришлось добивать и после официальной капитуляции. Японцы продержались до 15 августа, когда их император официально признал поражение. Капитуляция была подписана 2 сентября. США и Великобритания отмечают победу над Японией в августе, мы же всегда настаивали, что день окончания войны на востоке и всей Второй мировой войны именно 2 сентября.

Победа над Германией для нас несопоставима по важности со всеми остальными победами. И с 1965 года именно 9 мая мы регулярно празднуем День Победы. Имеет ли какое-то значение, что и Вторая мировая еще в тот день не закончилась, и немцы еще сопротивлялись? Или что наши союзники празднуют победу днем раньше? Абсолютно никакого! День выбран, день признан, день освящен (в смысле стал святым). Очень давно установился практически полный консенсус между официальной "легендой" праздника и общественным мнением. Тем не менее в этот день празднуется не просто "завершение войны", "разгром нацистской Германии", а нечто большее. Победа - общая, "одна на всех" и одновременно для каждого своя. Сегодня это самый живой наш праздник

Кто помнит советскую "легенду" праздника 23 февраля? Далеко не все. Еще меньше тех, кто знает, что на самом деле Красную армию создали 28 января 1918 года, а 23-28 февраля под Псковом шли бои с немцами, завершившиеся ее поражением. Никто особо не вникает в подробности новой "легенды", не ищет более подходящих дат для празднования дня уже давно не "красной" армии. Для военных это их день. И до нее ли тем, кто 23 февраля вспоминает, что даже в самые сложные и противоречивые периоды своей истории наша страна находила силы, чтобы создавать ("пересоздавать") армию и биться с врагом? Или просто поднимает тост за наши армию и флот или хотя бы за мужиков - тех кто в строю, кто там был или еще будет, кто обязан, случись что, вставать на защиту Родины?

7 ноября в СССР официально праздновали годовщину Октябрьской революции. Хотя хорошо известно, что с революцией в один день большевики не уложились, Зимний дворец был взят в ночь на 8 ноября. Совершенно очевидно, что уже в сталинские времена День революции превратился в день рождения советской страны (а это разные вещи!), притом что исторически СССР был создан через пять лет после революции, а институты советской власти заработали еще до нее. Логично, что когда не стало той страны, то и праздник "провис". Для современных левых и граждан, ностальгирующих по советскому строю, 7 ноября стало днем поминовения.

А что уж говорить про праздники вроде "дней городов". Не так уж существенно, сколько на самом деле лет Москве, Великому Новгороду, Казани или Красноярску, тем более что точно это, как правило, установить невозможно. Москвичам важно напоминать о том, что они москвичи, новгородцам - что новгородцы, и т.д., что у их городов есть славная история и нужно продолжать ее. Тем более что людям нравится, когда им об этом напоминают и дают при этом пространство, чтобы повеселиться.

2.

Прежде чем перейти непосредственно к 4 Ноября - еще две вводные.

Идеология любого здорового государства - патриотическая. Если государство не культивирует любовь, уважение и почитание своей страны, народа, веры, истории, традиций и самого себя, то пустое место зарастает сорняками или туда намеренно бросают другие семена.

История без идеологии в лучшем случае сведется к хронологии. И то нужно будет еще как-то определить, какие даты в нее включать, а какие нет. В итоге идеология так или иначе свое возьмет. Патриотические версии отечественной истории, при всех оправданных и надуманных претензиях к ним, всегда нацелены на созидание. Они ищут и находят в прошлом опору для настоящего и мостик в будущее. Они позитивны. Прочие версии - непатриотические - либо служат утолению "объективистского" зуда отдельных историков, кстати, нередко, весьма необъективных либо прямо используются для разрушения. Внешними или внутренними силами. Это данность. Доказывая некоему народу, что его история есть грязь и мерзость или "ничего выдающегося" можешь получить возможность творить ее дальше сам.

Тот, кто говорит, что непосредственно 22 октября 1612 года, т.е. 4 ноября по новому стилю, Смутное время отнюдь не закончилось и даже поляков с их русскими приспешниками окончательно не выгнали из Москвы (взяли только Китай-город, но засевший в Кремле гарнизон был обречен), безусловно, прав. Но тот, кто добавляет, что в этот день праздновать нечего, поскольку-де тогда не произошло значимого события, не прав категорически.

В те дни наступил коренной перелом в деле преодоления Смуты и борьбы с иностранной интервенцией. Причем этого добилась не армия, не собранное властями войско, а народное ополчение, самоорганизованное движение. Это единственный такой случай в нашей истории.

Не государство защищало себя и страну, его просто по факту не было, его уничтожили в бесконечных стычках самозванцы, московская боярская верхушка и "полевые командиры". Некоторые из них проложили дорогу польско-литовским и шведским интервентам. Дошло до того, что польская королевская семья при поддержке католической церкви развернула военно-политический проект (вторжение в Россию не было вотировано сеймом), целью которого было занятие московского престола королевичем Владиславом или самим королем Сигизмундом III Ваза. И они были довольно близки к этому. После свержения Василия Шуйского в июле 1610 года "семибоярщина" призвала Владислава на царство. Уже в сентябре поляки вошли в столицу. В этих условиях часть патриотически настроенных элит ряда регионов, последовав призыву православного духовенства, опираясь на широкую народную поддержку, выдвинули альтернативный проект восстановления государства, реставрации суверенитета, предполагавший в первую очередь изгнание поляков и избрание нового русского царя.

Да, Михаил Романов, племянник последнего Рюриковича Федора Иоанновича, был избран Земским собором только в феврале 1613 года и венчался в июне. Да, после этого предстояло еще несколько лет войны, были победы и поражения. Да, еще долго пришлось наводить порядок в стране. Но в конечном счете новая династия утвердилась, утраченные земли отвоевали, мятежников усмирили. А было бы все это, постигни ополченцев неудача? Ведь, если рассуждать гипотетически, они могли же переругаться, как участники первого, могли струсить, могли просто проиграть. Поляки бы, глядишь, подтянули силы, рвался же на помощь московскому гарнизону гетман Ходкевич...

Я сознательно употребил выше слово "дни", а не "день". Когда событие растянуто на несколько дней, для праздника нужно просто выбрать один из них. Но в данном случае выбирать не приходится. Это сделано до нас. В 1640-1950-х (данные в источниках разнятся) Церковь установила 22 октября празднование Казанской иконы Божьей Матери "избавления ради от ляхов".

Та икона, находившаяся в ополчении, ставшая его главным символом, явилась в июле 1579 г. в Казани после гигантского пожара. Ее первым описателем был священник отец Ермолай, позже принявший монашество под именем Гермогена. Именно он в 1610-11 гг., будучи уже Патриархом, как мог срывал планы передачи власти Владиславу и Сигизмунду, призывал страну на борьбу с поляками, благословлял ополченцев. Его бросили в тюрьму Чудова монастыря и уморили голодом в начале 1612 г. В 1914 г. он был прославлен как святой.

Казанская икона Божьей Матери - одна из наиболее почитаемых православных святынь. Церковные праздники в дореволюционной России имели статус государственных. А в данном случае праздник и по сути был одновременно государственным. Никогда не забывалось, с чем он связан исторически. Его всенародно праздновали до 1917 года, т.е. около 270 лет. Это не 70 лет годовщин революции.

4 ноября было выбрано не нами. Не нам и менять день, когда нужно отмечать очищение Москвы от интервентов и начало преодоления Смуты. Поэтому дискуссии о правильности даты надо заканчивать за их полной бессмысленностью.

3.

Противники и критики праздника, развивая непатриотические или квазипатриотические версии истории, иногда выдвигают и иные аргументы, суть которых в принижении опасности Смуты и отдельно взятого польского проекта. Мол, что такое Польша? Кто такой Сигизмунд? Нашли врага! Прогнали бы их не в 1612 году, так чуть попозже.

На самом деле в начале XVII века Речь Посполитая была страной более населенной, развитой и богатой, чем Россия, и ее король был сильным региональным игроком. Конечно, ресурсов на систематическое завоевание русских земель и их последующую полонизацию и насаждение католицизма у Сигизмунда действительно бы не хватило. Однако если бы не ополчение и не поход на Москву, то, скорее всего, идея посадить на царство поляка набирала бы популярность хотя бы по принципу "меньшего зла". У нее ведь в 1610-1612 годы хватало симпатизантов, еще больше было тех, кто хотел прекращения Смуты и восстановления хоть какого-то порядка. И стал бы у нас царем Владислав, а то и сам Сигизмунд. Но понятно, что сильной власть иноземца в тех условиях не могла быть по определению. Многие города и регионы, вроде того же Нижнего Новгорода, такого царя не признали бы либо признали, но очень быстро начали восставать. Значительная часть духовенства, помнящая призыв Гермогена, ушла бы в оппозицию. Т.е. ситуация сложилась бы еще куда более сложная, чем при Лжедмитрии I и Василии Шуйском. Скорее всего, того же Михаила Романова параллельно избрали царем, т.е. Смута могла продолжаться еще много лет, и ее возможным итогом было бы расчленение страны. Получились бы две-три новые "украины" (с учетом Новгорода, занятого шведами). Я уж не говорю о том, сколько бы прибавилось жертв и разрушений к уже имевшимся. Дальше фантазировать не хочется, но совершенно ясно, что история пошла бы по совсем другому пути. И вряд ли это была бы история России.

В 1990-е годы развелось много негодяев, рассуждающих о вредности наших побед и полезности поражений. Их послушать - надо было сдаваться как минимум в 1941 году, а как максимум еще в 1242-м (а вместо этого Александр Невский взял и разбил культурных немецких рыцарей, что очень нехорошо). В данном случае, по их мнению, если бы в 1610-1612 годы в России или хотя в отдельных ее регионах утвердились поляки и шведы, страна была бы другой, более "цивилизованной", более "европейской". Типа нечего праздновать день, когда был отвергнут "прекрасный" исторический шанс. Не буду подробно напоминать, как, например, весной 1611 года, подавляя восстание в Москве, интервенты выжигали ее всю, кроме Кремля и Китай-города. Или как поляки-европейцы так "зацивилизовали" украинцев, что те в 1648 году начали освободительную войну, причем искали поддержки то у крымского хана (!), то у московского царя и в итоге выпросили российское подданство. Просто поклонникам "альтернативной истории" надо порекомендовать начинать с себя. Осознать, что в истории взаимосвязаны не только большие события, но и самые маленькие, масштаба судеб отдельных людей. И, несомненно, не освободи ополчение тогда Москву, мир в том числе не увидел бы "историков", обосновывающих, что надо было не освобождать, а расслабиться в предвкушении удовольствий "европеизации". Не потому, что интервенты бы всех вырезали, нет, а просто потому, что чей-то прапрапрадедушка не женился бы на прапрапрабабушке. С теми же, кто в своей дури и озлобленности на историю готов ответить "ну и пусть", разговаривать уже не о чем. "Они не стоят слов: взгляни и мимо".

4.

Теперь о технологии.

Здесь нужно понимать, что, во-первых, после почти 90-летнего забвения праздник сходу не станет популярным, не заживет. Тем более в современном секулярном, атомизированном и зараженном всякими вредными идеями обществе. Нужно кропотливо трудится над его внедрением и запастись терпением, рассчитывая на какой-то внятный результат не ранее чем через пять лет.

Во-вторых, ясно, что никак не получится избежать казенной попсы, от которой всех нормальных людей тошнит. Всякие билборды и перетяжки с поздравлениями, сюжеты по "Первому каналу" и "России", в которых с массой фактических ошибок будет рассказываться о том, "как это было", возложение VIP-ами цветов к памятникам Минину и Пожарскому в Москве и Минину в Нижнем Новгороде - это неизбежное зло.

В-третьих, праздник - это, помимо прочего, ритуалы и атрибуты. День Победы - это парады, ветераны в форме с наградами, военные фильмы и песни, салют. Новый год - наряженная елка, Дед Мороз и Снегурочка, хлопушки, конфетти, семейное застолье. 8 Марта - демонстративное почитание женщин, букеты цветов. Можно вспомнить о крашеных яйцах и куличах на Пасху, блинах, кулачных боях и сжигании чучел зимы на Масленицу и т.д.1

Из сказанного следует несколько практических выводов. Сразу хочу сказать, что в основном они касаются не предстоящего празднования, а следующих.

Первое. Совершенно не стоит обращать внимание на неизбежную массовую реакцию в виде недоумения и даже раздражения: дескать, раньше это не праздновали, с чего вдруг теперь? Праздник обычно никогда с ходу не приживался и не мог прижиться, и часто их устанавливали только по прошествии длительного времени после соответствующего события. Как уже сказано, официально и всенародно День Победы стал праздноваться только с 1965 года. А сейчас само напоминание об этом отдает неким кощунством. К тому же всегда можно и нужно напоминать, что речь идет не о новом празднике, а восстановленном старом.

Второе. Внедрение праздника, его оживление невозможно без рассчитанного на определенный срок просвещения, без ежегодных пропагандистских кампаний (через фильмы, книги, статьи, сайты), популярно объясняющих "легенду" праздника. До людей необходимо довести как минимум, что:

·

Смута - это в первую очередь разложение, а затем исчезновение государства, беззаконие и беспредел. Смута - это болезнь. Как человек может заболеть, так заболеть может и страна. Тут будут более чем уместны и даже неизбежны параллели с событиями 1917 и 1991 годов.

·

Если бы мы не преодолели Смуту, то никакой России, а еще раньше СССР и Империи, чьими достижениями и победами мы гордимся, просто бы не было. И не было бы нас, живущих здесь и сейчас.

·

Нашей бедой тогда попытались воспользоваться иноземцы. Они не были какими-то инфернальными злодеями, мечтавшими нас закабалить или уничтожить. Просто жизнь такова, что слабых - бьют и обирают. Не важно, что конкретно они хотели, важно, что их успех означал бы усугубление Смуты с перспективой раздела страны.

·

Несмотря на всеобщий развал, моральную деградацию, выразившуюся в том числе в постоянных предательствах всеми всех, у нашего народа нашлись силы для самообъединения, самоочищения и самопреодоления.

·

В итоге наши предки выгнали интервентов, восстановили государство, вернули суверенитет, навели порядок.

·

В этот день мы вспоминаем, как Россия спаслась от одной из самых больших опасностей, которые ей грозили в истории.

Третье. Наше нынешнее государство - светское и многоконфессиональное. До революции на первый план выдвигался церковный, православный элемент праздника - почитание Казанской иконы Божьей Матери. Я сам православный и мне нелегко писать эти строки. Раз мы хотим сделать праздник популярным, церковный элемент нужно ограничить. Разумеется, организованное участие православной церкви в Дне единства по определению необходимо и переплетение каких-то церковных и светских элементов и в официальной риторике, и в праздничных практиках неизбежно. Но мы обязаны помнить, что в России живут миллионы мусульман, буддистов и верующих других конфессий, а также граждан, не принявших конкретную веру, и, наконец, атеистов. Акцент на православии их, несомненно, оттолкнет. Праздник для них окажется чужим. Поэтому, повторюсь еще раз, нужна мера и четкое разведение первого и второго плана.

Четвертое. Кроме официоза и народных гуляний с концертами и салютами, необходимы костюмированные шествия, потешные бои, мини-парады. Мы отмечаем в том числе перелом в войне, поэтому если не во всех, то во многих праздничных мероприятиях должно присутствовать военно-патриотическое, даже милитаристское начало. Нечего этого стеснятся. Какой год на дворе? Стоит задуматься и о демонстрациях - светских аналогах крестных ходов. Они у нас толком не проводятся с советских времен, а напрасно.

Пятое. Разумеется, нам будут объяснять, что именно подразумевается под "народным единством". Мне представляется, что в официальной риторике, в СМИ, в пропагандистских продуктах следует выделять как минимум три аспекта народного единства образца 1612 года, легко проецирующиеся на современность. Это единство народов России (во втором ополчении участвовали русские, татары, мордва, черемисы и др.), социальное единство (ополчение объединило представителей всех сословий, царя потом тоже выбирали не узким кругом, а на Соборе), единство столицы и регионов (здоровые силы из провинции, объединившись, освободили Москву). Можно в дальнейшем придумать много конкретных акций, подверстываемых к теме единства, в том числе соответствующие инициативы власти, социальные и развлекательные мероприятия. Известно, что есть планы сделать 4 Ноября "Днем добрых дел", "Днем благотворительности", связав темы народного объединения 1612 года и общественной солидарности. Хорошо, если это приживется.

Шестое. Этому празднику нужны герои. Нужны те, о ком будут писаться новые книги, сниматься фильмы и телепередачи, кого будут чествовать персонально. Кроме относительно раскрученных Пожарского и Минина, а также Сусанина, нужно обязательно вспоминать святого Гермогена, поистине забытого героя. Позор, что ему до сих пор не поставлен памятник. Требуются и антигерои, на биографиях которых можно рельефно показывать, что мы испытали и что еще грозило. Таких полно - оба Лжедмитрия, лукавый "лузер" Шуйский, призвавший шведов, "семибоярщина", эти трусливые предатели, впустившие поляков в Москву, бандит Заруцкий, у которого был шанс смыть позор службы Лжедмитрию II и Сигизмунду, он был одним из лидеров первого ополчения, но затем пытался бороться со вторым.

Седьмое. Как уже сказано, праздник немыслим без ритуалов и атрибутики. Если его не загубят, то постепенно все наживется. Но вначале следует централизованно запустить, например, на телевидении и радио музыкальную композицию на тему "Славься, славься ты, Русь моя!" из оперы Глинки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") в современной аранжировке. По аналогии с георгиевскими ленточками, которые в этом году внедрили в качестве символа Дня Победы нужно придумать символ 4 Ноября. Могли бы подойти колокольчики (в память о колоколах, звоном которых Москва приветствовала ополченцев). Еще неплохо организовать выпуск и продажу по дешевым ценам накануне и в день праздника головных уборов, стилизованных под шапки и шлемы ополченцев. Люди же любят маскарад. И объявить напитком праздника какую-нибудь медовуху и т.д. А вообще, я уверен, что за последние полгода политконсультанты и специалисты по шоу-бизнесу в Кремль и на Старую площадь много всяких предложений и проектов нанесли, там есть из чего выбрать.

И еще. Праздник называется "День народного единства". Название хорошее, но слишком официальное. Тут нужно неофициальное, которое понравится людям, вроде Первомая, "красного дня календаря". Специально его придумать вряд ли получится, даже если варианты через социсследования прокачать, но иметь в виду эту задачу следует. Как только что-то интересное будет появляться - в прессе, на форумах в Интернете, просто в разговорах - надо выхватывать и запускать, а затем отслеживать реакцию.

Сейчас наше государство еще не выздоровело после тяжкой болезни 1990-х годов. Но мы идем на поправку, по многим направлениям наблюдается положительная динамика. В связи с этим праздник, посвященный началу выздоровления от другой, еще более тяжкой болезни, необходим. Это не панацея, но одно из нужных лекарств.

Примечания:

1 Практика показала, что праздник может внедряться не только государством или церковью, но коммерческими структурами, которые действуют не по иерархическому, а по сетевому принципу (не путать с сетевым маркетингом). Вот, например, День всех влюбленных, День святого Валентина. Сколько бы он ни был чужд российским традициям, сколько бы ни протестовала Церковь, а этот "праздник блуда" из года в год все популярнее. Секрет прост - раскручиваемая производителями и продавцами подарков, поставщиками развлечений гедонистическая идеология в максимально понятной всем форме плюс грамотно простроенная и отработанная система ритуалов и атрибутов, включающая в первую очередь обмен "валентинками". А как бизнес может "переформатировать" традиционный праздник, показывает пример католического и протестантского Рождества, главным действующим лицом которого стал не Христос, а полукарикатурный Санта-Клаус, в Cristmas массово празднуется что угодно, но только не приход в мир Спасителя. Кстати, мы тоже находимся на траектории "переформатирования" своего Рождества, что не может не печалить.

       
Print version Распечатать