Этапы для лауреатов

Краткое введение в историю, теорию и практику кинопремий

Во всех странах национальные премии в области кино присуждаются по регламентам, прародителем и прообразом которых является регламент "Оскара" - старейшей в мире ежегодной кинопремии, впервые врученной в 1929 году. Учредители премии сначала формируют "Национальную киноакадемию", включая в нее известных кинематографистов, и становятся ее первыми руководителями. После этого пост руководителя Академии становится выборным, а право ее пополнения передается избранному или назначенному Совету, который, не мудрствуя лукаво, включает в ее состав очередных номинантов и других чем-то проявивших себя профессионалов. При этом единственной страной мира, в которой существуют две национальные киноакадемии, является Россия. Первой российской академией кино была "Ника", но в 2000 году Никита Михалков, ставший председателем Союза кинематографистов РФ, учредил вторую - академию "Золотой Орел", набрав ее в значительной степени из академиков "Ники", поскольку иных знатных кинематографистов в стране не было, и многие из них до сих пор являются членами обеих академий. Россия отличается от других стран еще и тем, что только наши режиссеры позволяют себе отказываться от выдвижения на академическую премию. Начал Михалков, который обиделся на "Нику" за то, что награда за лучшую мужскую роль не досталась Гостюхину в "Урге", а за ним последовал Сокуров, в этом году отказавшийся от выдвижения фильма "Александра" на "Орел".

После учреждения Академии составляется список категорий (номинаций), по которым будет присуждаться премия. Минимальный набор таков:

1) национальный фильм;

2) режиссер;

3) актер;

4) актриса;

5) сценарий;

6) оператор;

7) художник;

8) композитор;

9) иностранный фильм;

10) достижения жизни.

Расширенный набор предполагает дифференциацию ролей (первого и второго плана, драматических и комедийных), сценариев (оригинальный и по мотивам книги), фильмов (драма, комедия, кино- и теле-), а также редактуру, звук, монтаж, спецэффекты, грим, дизайн костюмов, песни, анимацию, документалистику (иногда с подразделением на короткий и полный метр).

Выбор лауреатов осуществляется в несколько этапов. На первом рассматриваются все фильмы, выпущенные в прокат в минувшем году, а далее в один или два тура, на которых формируются более короткие списки (лонг- и шорт-листы), выбираются победители. Составление этих листов в специальных номинациях обычно поручается профессиональным отделениям Академии: список лучших операторских работ года определяют операторы, гримеров - гримеры и т.д., но в последнем раунде голосуют все академики. Список иностранных номинантов иногда составляет специальное жюри из членов Академии, которые видели большинство выдвинутых картин. Скажем, на "Оскаре" в этом году сначала был составлен лонг-лист из 9 иноязычных игровых лент, из которых жюри выбрало пятерку номинантов, куда попали наши: фильмы "12" (от России) и "Монгол" (от Казахстана).

Самой знаменитой кинопремией мира по-прежнему остается "Оскар", но у него уже долгое время существуют два "предсказателя итогов" - американский же "Золотой Глобус", присуждаемый HAFP (Hollywood Association of Foreign Press), и британская "Золотая маска", присуждаемая BAFTA (British Academy of Film and Television Arts). Премия BAFTA организована в 1947 году по образцу "Оскара", с той разницей, что присуждается в три, а не в два раунда, а электоратом "Золотого Глобуса" являются 80 аккредитованных в Голливуде и мало кому известных киножурналистов разного происхождения, сумевших лихо раскрутить свою премию. Много общаясь с американскими кинематографистами, они вполне усваивают их вкусы, так что нет ничего удивительного в том, что результаты "Глобуса" и "Оскара" коррелируют между собой в главных номинациях. BAFTA, равно как и "Оскар", рассматривает англоязычные фильмы независимо от того, кем они произведены, но делает несколько больший упор на британские фильмы, тогда как "Оскар" - на американские. В этом году главные итоги "Маски" и "Глобуса" совпали: лучшим фильмом признано "Искупление" Джо Райта, а лучшим актером первого плана - Дэниел Дей-Льюис, но высока вероятность, что героем "Оскара" наряду с Дей-Льюисом (актером исключительной силы) окажется Пол Томас Андерсон ("Нефть"), вклад которого в обновление американского кино пора увенчать подходящими лаврами.

Ввиду большого числа номинаций и капризов фортуны, у всех ежегодных премий быстро появляются свои рекорды и рекордсмены. Среди рекордсменов "Оскара" - "Бен-Гур" (11 статуэток), "Вестсайдская история" (10) и "Унесенные ветром" - 9. Из тех, кому не повезло, стоит отметить великий фильм Орсона Уэллса "Гражданин Кейн" - 9 номинаций и 1 награда, а также "Рэгтайм" Формана (9 номинаций - 0 наград) и "Лиловый цвет" Спилберга (11 - 0). Один из самых больших актеров-неудачников - Ричард Бартон: 7 раз номинировался и ни разу не выиграл. Есть невезунчики и у нас - к примеру, "Дневник его жены" Алексея Учителя имел 8 номинаций на "Золотой Овен" и не получил ни одной статуэтки. И, наоборот, случается так, что картина номинируется только в одной номинации - "фильм" - и в ней побеждает, как было на "Золотом Орле" с "72 метрами" Владимира Хотиненко. Но в целом корреляция между числом номинаций и числом наград данного фильма довольно высока.

Существуют наиболее часто обсуждаемые "премиальные" вопросы. В России к ним относится вопрос об "управляемости" данной премии, задавая который имеют в виду не только подтасовки, но и более деликатные способы воздействия на электорат со стороны заинтересованных лиц. В подделке бюллетеней ни одну известную премию до сих пор не уличили, что же касается влияния, то больше всего нареканий заслужил "Золотой Орел", обнаруживший явную склонность к продукции михалковской студии "ТРИТЭ", несвойственную "Нике" и Национальной премии кинокритики и кинопрессы (с 1997-го по 2004 год - "Золотой Овен", с 2005 года - "Белый Слон").

Второй вопрос касается связи между кассовыми сборами фильма и числом его номинаций (наград). Поскольку вкус профессионального кинематографического электората, с одной стороны, более взыскателен, чем вкус зрительской массы, а с другой - более консервативен, нежели вкус кинокритики, среди лауреатов академической премии очень редко встречаются как чемпионы, так аутсайдеры проката. Американская академия всегда выбирает мейнстрим, то есть крепко сделанные фильмы без радикальных новаций с приличным, но не рекордным бокс-офисом. В отличие от академических, премии критики нередко достаются картинам, не понятым публикой, но открывающим новые пути в искусстве.

Существует и обратная связь - между числом академических наград того или иного фильма и его сборами на так называемом "вторичном рынке", то есть в телепрокате, повторном кинопрокате, на DVD и в интернете. Дополнительный барыш оскаровского лауреата в категории "лучший фильм" оценивается в $30 млн, а это сумма, за которую стоит побороться. Несколько лет назад голливудские студии принялись устраивать приемы в честь своих фильмов и звать туда академиков, но руководство Академии настоятельно рекомедовало им воздерживаться от принятия таких приглашений.

Помимо этого, номинанты и лауреаты "Оскара" обычно получают звездный статус и при заключении следующих контрактов могут рассчитывать на лишний ноль в цифре гонорара, поскольку в США звезда - это актер, на которого идут и чье имя в титрах обеспечивает повышенные сборы. Аналогичный, хотя и менее резко выраженный эффект наблюдается и в других странах.

В России, которая часто идет своим путем не туда, куда следует, положительной корреляции между числом премий и доходами от вторичных продаж пока нет, и до тех пор, пока две академические премии не разберутся между собой, не будет.

       
Print version Распечатать