Доколь буянить будут греки

Минуло более двух месяцев с момента принятия Евросоюзом решения об оказании беспрецедентной помощи Греции в размере 110 млрд. евро, с предоставлением первого транша в 44 млрд. Но принятое решение не привело к стабилизации внутриполитической ситуации. Если использовать газетную лексику недавнего прошлого, то можно сказать: «Греция переживает накал классовых битв». Трудно назвать категорию занятого населения, кроме военнослужащих, работников банков, сферы туризма и торговли, которые ещё не успели принять участие в одной, а чаще нескольких забастовках. С учётом ситуации, в которой оказались греческие финансы, высокая забастовочная активность греков вызывает обоснованное недоумение и у партнёров по ЕС, и во всём мире.

С конца июля деловая жизнь страны оказалась значительно осложнена забастовкой водителей большегрузных автомобилей. Причина: и владельцы транспортных компаний, и наёмные водители решили в самый разгар туристического сезона продемонстрировать своё несогласие с новым порядком лицензирования грузовых перевозок. Вероятно, греческому правительству захотелось оставить на рынке перевозок несколько крупных компаний, платящих серьёзные налоги. И вытеснить мелкие компании. Готовность греческих водителей поддержать друг друга и «сделать» правительство, принявшее спорное решение, можно было бы только приветствовать. Если бы шофёрская солидарность не ударяла бы по сотням тысяч людей, никоим образом не причастных к принятию решения о новом порядке лицензирования.

Неутихающая забастовочная активность греческого общества, которому вроде бы помогли, выглядит вызывающей на фоне обстоятельств принятия решения об оказании этой помощи. Решение об оказании чрезвычайной помощи греческой экономике давалось странам ЕС очень нелегко. Ведущие российские СМИ не раз отмечали этот факт, однако не очень подробно разъяснили причины сдержанного отношения ведущих европейских стран к предоставлению пакета помощи.

Во-первых, если сравнить основные макроэкономические показатели греческой экономики за 2009 год, то смотрятся они отнюдь не чрезвычайно. Греции было достаточно далеко от стран-рекордсменов по падению ВВП. Действительно, ВВП Греции снизился за год на 5,6% («ЭКО». №1. 2010). Это снижение практически соответствует снижению ВВП в Великобритании, Германии и Италии (5%). Но драматических, а тем более катастрофических, последствий это снижение не вызвало.

Абсолютным рекордсменом по падению ВВП (не только в Европе, но и во всём мире) стала Латвия (-17,8%). Не далеко ушла и Литва (-14,5%). Среди государств, входящих в зону евро, наибольшее падение было зарегистрировано в Ирландии (-7,3%), Словении и Финляндии. Среди ведущих европейских экономик относительно благополучно пережила этот год только Франция (-2,1%). «Белой вороной» Евросоюза стала в 2009 году только Польша, в которой был отмечен небольшой экономический рост, немногим превышающий 1%.

Во-вторых, снижение ВВП – не единственная животрепещущая проблема. Безработица в Испании зашкалила за 20% самодеятельного населения. Заметно выросла безработица и в большинстве других стран Евросоюза. Следует отметить, что по уровень безработицы в Греции почти вдвое ниже испанского.

Хотя за период вхождения Греции в зону евро там существенно снизилось число трудящихся, занятых в реальном производстве. Владельцы производств перенесли их на Балканы – где значительно более дешёвая рабочая сила, и пока не действуют стандарты ЕС в сфере охраны труда. Мало кто знает, что первопричина беспримерного роста ВВП Албании (которое почему-то не называют пока «албанским чудом») – это бегство производств именно из Греции.

Кто пострадает больше всех?

Средняя годовая заработная плата в Греции составляла в канун кризиса около 18 тысяч евро. Особенность греческой ситуации состоит в том, что Греция не просто замечательно выполнила рекомендации МОТ (Международная Организация Труда) об отношении пенсии (40%) к заработной плате, но и заметно перевыполнила их. В Греции сложилась достаточно удивительная практика (совершенно невероятная для России): порой пенсия граждан превышает заработную плату. Было бы вполне понятно, если бы эта практика затрагивала только пенсионеров старших возрастов (от 75 -80 лет), всю жизнь (особенно до вступления страны в ЕС, а, соответственно, и до вхождения в зону евро) проработавших на низкооплачиваемых должностях. Однако фокус состоит в том, что более высокая (105 – 107%), по сравнению с заработной платой, пенсия назначается молодым пенсионерам, имевшим до выхода на пенсию заработную плату в 3 – 4 раза выше, чем средняя по стране.

Минимальных экономических знаний достаточно, чтобы понять: подобная практика в конкретных греческих условиях не имеет будущего. Премьер-министр Георгиос Папандреу даже сравнил экономическое положение с «ситуацией во время войны». (Это, впрочем, явный перебор. О «ситуации во время войны» Папандреу следует спросить у сербов). Дефицит государственного бюджета в 2009 году составил 12,7% от ВВП, что более чем в 4 раза превышает номинальные нормативы, допустимые для стран, входящих в зону евро. К чести греческого правительства, оно не начало меры жёсткой экономии с ухудшения материального положения пенсионеров. Хотя, можно предположить, что эти меры станут следующим шагом. Основные предложенные меры таковы:

- замораживание зарплат госслужащим;

- увеличение пенсионного возраста до 63 лет (в последнее время уже звучит цифра 65) к 2015 году (для сравнения: в Грузии пенсионный возраст был поднят для женщин до 65 лет, а для мужчин до 70 лет фактически без всякого переходного периода);

- повышение акцизов на бензин, спиртные напитки и табак (при этом розничные цены на спиртные напитки всё равно останутся значительно ниже, чем, например, в странах Скандинавии, а на табачные изделия – заметно ниже, чем в штате Нью-Йорк);

- 30% сокращение премий госслужащим (вообще-то при таком состоянии финансов в некоторых сферах государственной службы о таком явлении, как «премия» вообще было бы целесообразно забыть).

На первый взгляд, предложенные меры сложно назвать критическими, а тем более «закритическими». В 90-ые годы почти все постсоветские и постсоциалистические государства пережили на практике куда более болезненные меры. Но греческое общество, как показывает неутихающая забастовочная активность, на подобные социальные эксперименты не согласно.

В чём можно упрекнуть греческое руководство? Оно оказалось неспособно начать «затягивание поясов» с себя. Понятно, замораживание зарплаты и снижение премий коснётся министров и депутатов, как и всех государственных служащих. Но это – общая предполагаемая практика, а никак не личный пример. Даже не претензия на личный пример. В разы, после прихода к власти, снижали свою заработную плату президенты Эво Моралес и Ильхом Алиев.

Можно привести и более близкие для греческого общества примеры. Экономики Латвии и Литвы оказались в более сложном положении. Только более жёсткие меры экономии начались там с существенного (на 40-45%) урезывания министерских окладов. А выкладывание одним рижским энтузиастом в Интернет информации об имуществе и доходах руководства крупных компаний, банков и госкорпораций показало обществу, кто не желает разделять с обществом все тяготы периода жёсткой экономии.

Конкуренция двух семей и амбиции Брюсселя

В Греции, как мы видим, несколько иная ситуация. В принципе, это – единственная страна ЕС, фамилию премьер-министра которой, в любой период за последние 60 лет (за исключением времён диктатуры «чёрных полковников» в 1967 – 74 годах) можно назвать с 50% вероятностью. Или Караманлис, или, как сейчас, Папандреу. Семейство Караманлисов монополизировало правый фланг политического спектра, а семейство Папандреу – левый фланг. С годами, как и положено при слабоконкурентной двухпартийной системе, мировоззренческие различия между ними свелись к минимуму, а вся конкуренция свелась к одному: кто принесёт избирателям больше благ.

Понятно, что ни одна из политических сил, действующих в рамках такой системы, в принципе не смогла бы отказаться от такого блага, как единая европейская валюта. Хотя из 12 государств, ставших основой зоны евро, именно Греция была готова к этому меньше всего, ибо имела самую высокую инфляцию (8-9% в год вместо формально допустимых 3%). Но поскольку доля греческой экономики в зоне евро составляет 2,5%, де-факто евро было представлено Греции в качестве аванса. Не сомневаюсь, что имело значение и географическое положение Греции. Одновременное введение единой европейской валюты на всех флангах ЕС (Ирландия, Финляндия и Греция) должно было продемонстрировать всему миру надёжность и устойчивость новой денежной единицы.

Без введения единой европейской валюты на крайнем юго-востоке Евросоюза, было бы очень затруднительным и не вполне логичным продвижение евро в Черногорию (что заложило экономическую базу под последующий развод Сербии и Черногории). И, конечно же, предоставление евро Греции должно было стимулировать интерес к европейской валюте у стран Центральной и Восточной Европы.

Элементарный здравый смысл подсказывает, что в сложившейся ситуации греческое общество более всего нуждается в финансовой дисциплине и всеобщей гражданской ответственности. Однако лидеры большинства греческих профсоюзов встретили объявленные меры в штыки и заявили, что претворение заявленных мер в жизнь есть ни больше, ни меньше, как «объявление войны их членам». Забастовочную активность до 19 мая можно было объяснить, как и форму давления скорее не на собственное правительство, а на Брюссель. Возможно, правящие круги Греции рассчитывали, что давление улицы сделает партнёров по ЕС более сговорчивыми и щедрыми. После 19 мая – можно рассматривать только как пинки собственных граждан по национальной экономике.

С точки зрения финансистов, особенно приверженцев твердокаменных монетаристских взглядов, было бы логично увязать достижение соглашения о предоставлении чрезвычайной финансовой помощи Греции с внутриполитической ситуацией. Проще говоря: чем больше дней теряется в забастовках, тем менее весомым становится пакет предоставляемой помощи. Однако подобные требования вероятней всего были бы с негодованием отвергнуты греческим обществом. Греческая общественность всё чаще смотрит в сторону Исландии и считает допустимым объявление дефолта. Понятно, что существенных санкций против давней участницы Евросоюза никто применять не будет.

Правительство Греции делает попытки увеличить национальные доходы. В первую очередь ставка делается на увеличение потока иностранных туристов в страну. Обещаны компенсации иностранцам, чей отдых в стране будет испорчен. Причём не только из-за забастовок и демонстраций, но и из-за форс-мажорных ситуаций природного характера. На время туристического сезона 2010 г. в Греции отменены аэропортовые сборы во всех аэропортах, за исключением афинского Элфертиос Венизелос. Однако эти ожидания могут пойти прахом. Российские туристические агентства уже отметили, что наиболее «просевшим» направлением в 2010 году стала именно Греция (а ведь наши туристы славятся своим равнодушием к экстриму в любимых местах отдыха. Так во время недавних массовых беспорядков в Таиланде, возврата путёвок в эту страну почти не было).

Нетрудно представить, насколько снизился (и может ещё более снизиться!), поток туристов из тех стран, чьи граждане более придирчивы к выбору мест отдыха.

Правительство Греции стремится привлечь не только туристов, но и инвесторов заинтересованных в недвижимости на берегу тёплого моря. Рассматриваются проекты продажи зарубежным инвесторам участков земли на островах Микинос и Родос. Распродажа земельных участков станет, без сомнения, ещё одной причиной роста социальной напряжённости.

Можно не сомневаться, что массовые акции протеста продлятся, как минимум, до конца этого года. А греческие анархисты, стоящие во главе большинства протестных акций, имеют серьёзный шанс стать одной из наиболее влиятельных политических сил Греции.

Что произойдёт дальше? Возможны разные сценарии. Просто предлагаю не забывать, что «ковровую дорожку» к свержению в Чили правительства Сальвадора Альенде и установлению диктатуры Пиночета в сентябре 1973 года проложили именно две продолжительные забастовки владельцев грузовиков. Впоследствии, в эмиграции, некоторые из лидеров профсоюза владельцев грузовиков выражали своё сожаление по поводу этих забастовок.

Да, Европа образца 2010 года значительно предсказуемее и демократичнее, чем Латинская Америка 1973. Но на Греции висят слишком большие деньги, которые надо отработать и вернуть. Трудно поверить, чтобы в авторитетных финансовых кругах не имелось бы желающих «приструнить» греческое общество.

       
Print version Распечатать