Догнать Китай

От редакции. Своим эссе, написанном по мотивам путешествия в Китай, с 60-летием КНР поздравляет профессор философского факультета ГУ-ВШЭ Юрий Зарецкий.

* * *

Сразу поясню: в этих заметках пойдет речь не об экономике – темпах роста, ВВП, влиянии мирового финансового кризиса и т.п. Это просто разрозненные наблюдения человека, который провел в Китае десять дней. Но это – не путевые заметки, а, скорее, размышления о том увиденном и услышанном, что запомнилось. Наверное, особенно полезные тем, кто знает о Китае преимущественно из книг, газет и телевизора. Собственно, речь пойдет не только и, может быть, не столько о Китае, сколько о нас самих и нашем восприятии себя и остального мира.

* * *

Озираясь в толпе, двигавшейся по терминалу №3 нового аэропорта Пекина к стойке иммиграционной службы, я не выдержал и пробурчал: интересно, у нас такой когда-нибудь построят? Услышавший эти слова соотечественник, шедший рядом, тут же отреагировал: в Сочи, к Олимпиаде.

Потом в автобусе, продолжая глазеть по сторонам и отмечая идеальное дорожное покрытие и ухоженные газоны, я задал себе вопрос (теперь уже не вслух): насколько же мы в этом всем (под «мы» я имел в виду в первую очередь нашу столицу) отстали? На 50 лет или на все 100? Впрочем, не оставляла мысль: все, что я вижу, это в значительной мере достопамятная социалистическая «показуха», это было создано не для китайцев, а для иностранных гостей Олимпиады 2008.

* * *

Пекин. Посещение знаменитого «Запретного города». Тысячные толпы туристов движутся в северном направлении по огромной огороженной стенами территории, чтобы поглядеть на императорские дворцы и храмы. Девяносто процентов из них (или даже больше) – азиатской внешности. Интересно, это китайцы? Туристы из других азиатских стран? Ответ я позднее получил от одного университетского профессора – почти все китайцы. К сказанному он добавил с улыбкой: «китайцев много».

Эта его фраза запомнилась. Вначале я не расставался с мыслью: если б китайцам, работающим в туристическом бизнесе, чуть подучить английский, их страна превратилась бы в Мекку для миллионов европейцев. Почему они при всем присущем им практицизме этого не делают? Точнее, делают, но как-то не очень активно. Теперь стало понятнее. Население Европы едва переваливает за 800 млн., а в Китае – больше 1300 млн. Даже если представить, что все европейцы начинают проводить свои отпуска в Китае, главным потребителем на рынке туристических услуг в стране все равно останется население Поднебесной. Да что Европа только. Наверное, то же можно сказать и про весь остальной мир. Отсюда – несмотря на желание многих китайцев учить английский язык и их стремление поговорить на нем с иностранцами – известная самодостаточность туристического, ресторанного, торгового бизнеса. Надписи на английском редки, кроме некоторых сотрудников гостиниц, студентов и пекинских полицейских (их научили основным фразам к Олимпиаде) его почти никто не понимает. Становится ясно: чтобы обойтись без проблем, выучи сам несколько главных фраз по-китайски. Это не «маленькие» Египет или Турция, учить ради туристов английский или русский здесь не будут.

* * *

Ванфуцзин – главная торговая улица Пекина. С чем сравнить? Старый Арбат кажется провинциальным. Новый Арбат? Елисейские поля?

* * *

3,5 часа в самолете Пекин – Куньмин, рядом со мной профессор Пекинского технологического университета, неплохо говорящий по-английски (стажировался год в Германии). Разговор быстро переходит на профессиональные темы. Вопросы в основном задаю я, он охотно отвечает. Поскольку только что в одном из наших интеллектуальных журналов мною была прочитана подборка материалов под рубрикой «Болонья? Нет, спасибо!», с интересом перехожу к этому сюжету.

А давно в китайских университетах существует система бакалавр-магистр-доктор?

- Да лет пятнадцать, наверное.

А раньше было как у нас в СССР?

- Да, примерно.

Ну и как это новшество восприняли ваши коллеги? Были недовольные?

Ответ последовал после паузы, явно свидетельствовавшей о некотором замешательстве моего собеседника:

- Ну почему же нужно возражать, если эта система доказала свою эффективность во всем мире?

Я попытался объяснить, что происходит у нас. Он кивал в знак понимания. Но мне почему-то все время казалось, что это делается им исключительно из вежливости, на самом деле он безуспешно пытался понять, почему люди противоречат тому, что им подсказывает здравый смысл.

* * *

Куньмин – столица провинции Юньнань, 3 млн. населения (с сельскими пригородами около 7 млн.). Такси из аэропорта в гостиницу. Авто старое и пыльное, зато все вокруг куда привлекательней. Сравниваю с виденным мною в наших провинциальных столицах: Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Владимире, Самаре, Ярославле (дороги, здания, газоны, автомобили, автобусы, выхлопные газы). С исторической архитектурой у нас явно получше…

Десять часов вечера, только что прошел ливень, гуляю по центру города. Замечаю, что не надо перепрыгивать через лужи – идеально ровные мощеные тротуары и безупречно работающие водостоки. Удивительно быстро исчезли потоки воды и с проезжей части. Как-то все это неестественно...

Магазины, кафе, рестораны открыты и полны людей, многие просто прогуливаются по улицам, наслаждаются купленными у уличных торговцев лакомствами, сидят на скамейках, на центральной площади танцуют под музыку, играют с детьми. Где я? Похоже на ночной Мадрид, только открытых веранд ресторанов почти нет – в Куньмине летом часты дожди.

* * *

На следующий день забрел на один из небольших рынков вдали от центра города. Много всего диковинного: неизвестные овощи, фрукты, коренья, разнообразная готовая еда. Озираюсь по сторонам. Среди разных иероглифических надписей привлекает редкая латиницей: TOILET. Вспоминаю, что кто-то сказал, будто о цивилизованности страны можно судить по туалетам. Проверяю. Не верить своим глазам и прочим органам? Или это опять социалистическая показуха для иностранных туристов? Вспомнил, как за пару месяцев до этого посетил одноименное место в одном из московских университетов, на фасаде которого огромными буквами значилось «NNN – НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ». Вывод: Куньмин – наше далекое «светлое будущее».

* * *

Главный университет провинции Юньнань, основан в 1922 году. По китайским меркам небольшой – в бакалавриате обучается около 20000 человек. Центральный кампус. Очень похож на кампусы американских университетов, разве что чуть-чуть не так идеально «прилизан». Внутри «начинка» примерно такая же (американская): просторные аудитории, удобные столы, большие экраны, проекторы. Так же, как в Америке, перерыв на ланч с 12-ти до 13-ти – святое. За этот час несколько столовых кампуса легко накормят всех.

* * *

Еду в автобусе на экскурсию в райцентр, 180 км. от Куньмина. Дорога занимает ровно два часа. Два гида – студент и студентка, хорошо говорящие по-английски. Девушка даже красиво, с совсем небольшим акцентом (она учится на ф-те международного бизнеса, но пока нигде в англоговорящих странах – как она сказала, кроме Тайваня – не была). В окно видны какие-то плантации, гиды разъясняют:

Здесь выращивают лучший в Китае табак, тут же есть табачная фабрика, рабочие на ней очень хорошо зарабатывают.

Спрашиваю: что значит «очень хорошо»? Сколько это?

Ребята посовещались сначала между собой, потом с водителем, потом еще с кем-то по телефону и я получил ответ: около 8000 юаней. Вспомнил, что покупал 1 юань в банке в Москве за 4,57 руб.

Все, что происходило в райцентре, очень напоминало советские времена: торжественная встреча, местные жители в национальных костюмах, приветственные речи мэра, доклад о достижениях. Но все (или почти все), что можно было видеть вокруг, больше походило не на советскую, а на американскую провинцию. Исключение составляли некоторые стоявшие на тротуаре люди, с интересом разглядывавшие приезжих. Любопытно, они сами пришли или их прислала партия – как нас в свое время на встречу какой-нибудь партийно-правительственной делегации? Само собой возникло определение: образцово-показательный колхоз.

* * *

В этом «образцово-показательном колхозе» оказалась небольшая образцово-показательная фабрика, на которой делают китайский фастфуд – лапшу в пластиковых контейнерах. Чисто, светло, лента конвейера, вокруг которой расположились работники в униформах, кто-то складывает готовую продукцию в большие картонные коробки и оттаскивает их в угол, пахнет говядиной, специями и еще чем-то вполне съедобным.

Человек, который стоит рядом со мной, оказывается директором фабрики. Не могу не воспользоваться случаем и обращаюсь к нему со своими примитивными вопросами.

Какова здесь продолжительность рабочего дня?

- Восемь часов.

А рабочей недели?

- Сорок часов.

А сколько здесь в среднем месячная зарплата?

- 1600 юаней, но у работников завода бесплатное питание и общежитие.

Считаю. Почему-то возникает подозрение, что их тут кормят той же самой лапшой, но потом его отбрасываю: китайцы слишком любят поесть.

* * *

Еда в Китае – особая тема, о ней нужно говорить специально и с бóльшим пониманием предмета. Поэтому скажу здесь не о самой еде, а о том, что с ней связано.

Вечером, когда я встречал в гостинице коллег из университета (обычно это было около восьми), они первым делом озабоченно спрашивали: вы уже ужинали? Мой ответ «нет» неизменно вызывал у них вздох искреннего сожаления и гримасу сострадания. В конце концов, я как-то не выдержал и полюбопытствовал: да что вы так беспокоитесь, я еще успею, ресторан до десяти. И получил мало удовлетворившие мое любопытство разъяснения: у нас обычно ужинают рано, в шесть, поэтому мы и спрашиваем.

Потом я вспомнил, что китайцы, приветствуя друг друга, говорят не «как вы поживаете?», а «вы сегодня ели?». Но это, правда, только когда они более-менее знакомы. Обычное же приветствие в смысле еды нейтрально – «нихао!»

И еще. Говоря «я», китаец укажет пальцем не на грудь, а на рот. Не знаю, правда, связано это с едой или нет.

* * *

Во время еще одной экскурсии знакомлюсь с соседкой по автобусу – студенткой второго года магистратуры пекинского университета. Чтоб у меня не возникли трудности при произнесения ее имени, она попросила называть ее Бобо. Почти два часа разговоров во время осмотра достопримечательностей.

Бобо, в какой области знаний вы специализируетесь?

- Наверное, это социология или социальная антропология…

Ее замешательство мне показалось любопытным:

А как называется тема вашей диссертации?

- Тибетские бары в Пекине.

???

- Ну, понимаете, меня интересует, как тибетцы социализируются в этом большом городе, что происходит с их традиционной культурой, и прочее. Ведь бары – это центры общения, туда приходят люди не только выпить, но и поговорить на родном языке, обменяться новостями, послушать любимую музыку, потанцевать.

А что вы будете делать по окончании магистратуры?

- Я еще не решила. Или пойду в аспирантуру, или буду работать преподавателем в школе: мой университет – педагогический.

* * *

Знакомлюсь с другим словоохотливым студентом – компьютерщиком из Юньнаньского университета, третий год обучающимся по программе бакалавра.

Много у вас аудиторных занятий в день?

- В среднем три лекции по 40 минут. Но потом много времени нужно работать самостоятельно в компьютерной аудитории. Бывает, что до позднего вечера.

А в общежитии работать можно? Там быстрый Интернет?

- Интернет быстрый, но в общежитии… не всегда дают поработать: друзья и все такое, понимаете?

Понятливо киваю.

- Но я еще не уверен, буду ли дальше работать в IT, это очень много времени требует. Может, потом займусь чем-нибудь другим. Сейчас, летом, подрабатываю, хочу купить новый ноутбук Apple. У меня IBM-Lenovo, мне отец свой отдал. Тоже хороший брэнд, но Apple…

Опять с пониманием киваю. А под Linux Apple работает? – задаю для поддержания разговора вопрос «чайника».

- Да, да, конечно! Понимаете, есть железо, а есть софт… Я вообще-то сто процентов за Linux, это открытая система, обязательно надо, чтоб он покончил с монополией Майкрософт и его Windows.

Не имею возражений.

* * *

В кампусе Юньнаньского университета портретов вождей не видно. Зато есть барельеф Эйнштейна с его высказыванием на китайском и английском языках: «Поиск истины, стремление к знанию относятся к высшим человеческим достоинствам».

* * *

Мой старый приятель, тоже недавно побывавший в Китае, во время нашего обмена впечатлениями высказал одну особенно запомнившееся недоумение:

Непонятно, почему многие так упорно верят, что мы самые-самые. Ведь люди же всюду ездят, да и Интернет, вроде, есть…

       
Print version Распечатать