Демарш человека №3

В среду, 10 ноября произошло событие, которое СМИ озаглавили не иначе как «переворотом» в Совете Федерации. Одобрены поправки, по которым член СФ наделяется полномочиями через десять дней после его делегирования от региона. Новый закон существенно ограничивает власть председателя СФ: ранее его согласие de-facto было необходимо для вступления сенаторов в должность. Теперь влияние Сергея Миронова действительно снизится в рамках той организационной машины, которую он создавал с начала нулевых годов.

Совет Федерации был образован в 1993 году, частично переняв модель американского Сената: равное представительство от каждого региона и выборы по двухмандатным округам. С 1996 года порядок формирования изменился, и Совфед стал влиятельной палатой региональных тяжеловесов. Там стали заседать главы исполнительной и законодательной властей субъектов. С приходом к власти Владимира Путина верхняя палата была встроена в вертикаль власти: из ее состава исключили региональных лидеров. Вместо них пришли представители регионов. У каждого периода был свой лидер: демократ Владимир Шумейко, хозяйственник Егор Строев, сторонник Путина Сергей Миронов.

Сегодня Совфед – палата, фактически, лишенная функций представительства. В большинстве федеративных государств ключевая задача верхней палаты – представление интересов регионов. В России же Совфед – своеобразный паноптикум, место для бизнес-лоббистов, стареющих чиновников и политиков, многих из которых отправляют в СФ на почетную пенсию как в синекуру. Так, например, с 2009 года появился тренд на рост представительства в палате бывших глав регионов. А введенный в 2007 году ценз оседлости (необходимый минимум проживания в регионе для права быть его представителем) был вскоре отменен.

Хотя подавляющее большинство сенаторов – единороссы, верхняя палата прочно ассоциируется с именем лидера «Справедливой России» Сергея Миронова. С одной- значительная власть в Совфеде сосредоточена у спикера. На протяжении нулевых годов, власть постепенно концентрировалась в руках главы СФ и его аппарата. По регламенту, аппарат формируется и полностью зависит от главы Совфеда. Регламент дает Миронову практически монопольное право на определение повестки дня палаты. И именно он определяет стандарты обеспечения деятельности сенаторов. Все это привело к тому, что неугодные Миронову сенаторы могли ждать своего назначения годами.

Например, так и не был утвержден представитель Читинской областной Думы, депутат от партии СПС, в 2004 году делегированный в сенаторы. Официально была озвучено позиция, что он «варяг» и не имеет к региону никакого отношения (хотя это же можно было сказать и о большинстве других сенаторов).

Такая же участь постигла карельского бизнесмена и политика Девлетхана Алиханова. Он был справедливороссом и фаворитом на выборах Петрозаводска, но снял свою кандидатуру, благодаря чему победил кандидат от партии власти. Затягивание с утверждением (длившееся около года) было своего рода местью. И примеров тому много.

Неудивительно, что подобное «избирательное» функционирование часто приводило к конфликтам с партией власти.

Конфликт между Мироновым и единороссами в острую фазу вступил в феврале этого года. Тогда, в программе Владимира Познера на «Первом», Миронов подверг критике Владимира Путина, не согласившись с бюджетом правительства и с его антикризисным планом. После чего некоторые представители думской фракции «Единой России», в частности Андрей Исаев, назвали это «личным моральным крахом» Миронова.

Следующим этапом обострения конфликта стали мартовские выборы 2010 года. После избирательной кампании Миронов заявил, что без Путина единороссы «продули бы в меньшинстве». Кроме того, он раскритиковал партийную программу «Чистая вода».

Однако сейчас последней каплей может стать его письмо, опубликованное 9 ноября в газете «Ведомости». В нем спикер Совфеда призвал вернуться к всенародным выборам сенаторов. Обычно, такие высказывания сигнализируют окончание политической карьеры. Уже появились публикации близких к власти политологов, утверждающих, что вероятность отставки Миронова велика (например, Дмитрий Орлов прогнозирует отставку с вероятностью 70%).

Единороссы уже не раз грозили Миронову отставкой. Проблема лишь в том, что у них не хватает юридических инструментов для этого. Механизмом досрочного снятия Миронова с должности может быть инициация его отзыва через Законодательное Собрание Санкт-Петербурга. Другая возможность – заблокировать его переназначение Петербургском ЗС в 2011 году.

В рамках Совета Федерации, эта поправка действительно играет революционную роль. Вкупе с вступающей в силу с 1 января 2011 года поправкой, лишающей его права отзывать сенаторов, он остается без основных рычагов контроля над членами верхней палаты. По значению это событие можно сравнить думским переделом комитетов 2002 года, серьезно изменившем процесс парламентской деятельности. Как и тогда, Единая Россия упрочила контроль над деятельностью палаты, путем согласованного давления извне и внутри ее.

Поэтому можно сделать вывод, что даже если Сергей Миронов сохранит свой пост, то его должность «человека № 3» в государстве станет еще более номинальной.

       
Print version Распечатать