Царство U

Название не имеет отношения к древнему китайскому царству и вообще может быть изменено. А может и остаться, в принципе, потому что вряд ли мне удастся включить в это описание или рас-писание немецкого метро еще и S-Bahn, рельсы которого, разбегаясь слишком далеко, непременно вывели бы текст за пределы не только алфавита (что сделало уже и U), но и смысла. На юге страны рельсы S-Bahn'а доходят почти до подножия Альп, а на северо-западе связывают весь Рурский бассейн в некотором роде в единое целое. Хотя, строго говоря, метро - это не только U как "Untergrundbahn", но и S как "Schnellbahn", то есть "быстрый поезд".

Один и тот же отрезок, как правило, быстрее преодолевается на U-Bahn'е (если есть обе возможности), так что буквы эти вполне условны, не говоря уже о том, что слова "быстрый поезд" в сознании мюнхенца в данный момент вызывают не повседневный S-Bahn, а футуристический "transrapid", сверхскоростной поезд, за строительство ветки которого сражаются сейчас между собой главные политические партии, точнее, одна - за, другая - против. Ветка свяжет - если победит ХСС - мюнхенский Центральный вокзал с аэропортом, что само по себе прекрасно, вот только стоит это строительство многомиллиардную сумму, которая никак не укладывается в головах, по крайней мере, социал-демократов. В общем, правда, не будем рассматривать в этом тексте S-Bahn, не говоря о "трансрапиде", которого вообще пока не существует в природе, во всяком случае баварской; скажем только еще два слова о сходстве, то есть о таком определенном отрезке - между Центральным и Восточным вокзалами, где U и S не то чтобы сходятся (это звучало бы как-то совсем уж катастрофично), но движутся где-то рядом друг с другом, на разных уровнях, при этом и те и другие под землей.

Далее, выходы наружу для U-шек (всего у них шесть маршрутов - от U1 до U6, тогда как S-ок восемь, причем первая и последняя, пока суть да дело - за неимением "трансрапида", разбегаясь на подземном отрезке внутри города в разные стороны, потом встречаются как раз под аэропортом) довольно редки, и, как правило, это происходит на конечных станциях, хотя кое-где U-шка может ненадолго выскочить из-под земли и посреди маршрута, - скажем, с U6 это случается между станциями "Студенческий городок" и "Фрайман". S-ки же, напротив, помимо указанного отрезка ныряют под землю крайне редко и в основном тоже на конечных станциях.

То есть определенная симметрия систем S и U существует, но она довольно приблизительная, правило "что вверху, то и внизу" здесь на 100% не работает, хотя бы потому, что сами поезда S и U внешне очень сильно отличаются. Ну и ареалы у них разные, как я уже сказал: у S-ок он распространяется гораздо дальше и не ограничивается не только городской чертой (за которую забегают и U-шки, хотя и не так далеко), но и средой - с S-ки можно непосредственно (по тому же билету) пересесть, скажем, на корабль, плывущий по Штарнбергерзее... в Бернрид... в Музей фантазии... Или на самолет, как я уже тоже сказал, доехав до аэропорта имени Франца Йозефа Штрауса... И полететь - куда хватит фантазии и, конечно, денег. Сделав эти замечания, впредь под "метро" будем подразумевать только его подмножество "U". Станция "Одеон-плац", где пересекаются маршруты U3,U6 и U4,U5, была одной из первых станций, на перроне которой зазвучала классическая музыка. По-моему, ее озвучили сразу после "Гете-плац". Но почему-то именно на "Одеон-плац", сидя в ожидании электрички, почти всегда можно увидеть мышей, снующих под эту самую классическую музыку, что придает их зигзагообразным пробежкам особенно комичный вид.

Одеонские мыши, как правило, очень маленькие, вероятно, еще совсем юные, длиннохвостые создания, часто не серого, а черного цвета, и в отличие от мышек, которые бегают на менее центральных станциях, эти скачут не где-то там внизу, среди щебня между рельсами, а прямо по мраморной платформе между ботинками сидящих в ожидании своей U-шки пассажиров. Настроение у людей от этого всегда улучшается, все смеются, а молодежь, разъезжающаяся ночью из клубов, подкармливает мышек, отщипывая от своих ночных гамбургеров кусочки. Так что удивляться наглости их поведения (то есть мышек, о молодежи чуть дальше, просто потому, что в данный момент мимо этой темы пройти как бы невозможно, что попишешь - молодежь...) на этой станции не приходится. Как и зайцев, кстати говоря, которых часто можно увидеть примерно в том же месте, но над землей, ночью, даже необязательно для этого забредать в густой сквер, где на холмике стоит памятник Тютчеву, почему-то поставленный так, будто ему вменили в обязанность охранять Лорелею, сидящую в десяти шагах от него за решеткой... В чем смысл этой скульптурной группы - мне до сих пор непонятно... Хотя, может статься, никакой от века загадки нет и не было у ней, Тютчев сам по себе, Лорелея - сама по себе, а перепуталось это все сейчас только потому, что кому-то сладко было повторить: "Россия, Лета, Лорелея..."

U-Bahn в этом месте не выходит из-под земли, поэтому я вообще не знаю, как мы здесь сейчас очутились; вернемся в царство U обычным ходом, то есть вниз по ступенечкам или по эскалатору. Следующая станция - если ехать на север на U3 или U6 - это "Университет", и вот на ней никаких мышей я не видел ни разу, даже тогда, когда знакомая художница две недели подряд устраивала там выставку-перформанс "Венера-гриль" и по ночам там стояло ведро, наполненное крупными картофелинами - заготовками на следующий день. Днем художница Астрид Штайнбайсер сидела в домашнем клетчатом фартучке и резиновых сапогах и несколькими экономичными, точными движениями высекала из картофелины копию фигурки Венеры из Вилендорфа в натуральную величину, после чего грилила ее и предлагала всем желающим - под майонезом или с кетчупом.

В перформансе был заложен довольно прямой антифетишистский и радикально-феминистский смысл: "смотрите, такой вы хотите видеть женщину? А вот и ваш идеал женской красоты, кушайте его на здоровье..." и т.д. Кажется, на стеклянной двери (все это происходило в переходе, там есть такая застекленная галерея, принадлежащая Академии искусств) висел листок с этими тезисами, но меня больше всего завораживало, как вокруг художницы с говорящей фамилией ("Штайнбайсер" - "кусающая камень") собирались люди и кусали копии фигурки, сделанной в каменном же веке (примерно 25 000 лет назад) из горной породы "серпентин". Тогда же, поедая свою порцию, я вспомнил, что где-то по линии U2, если ехать на северо-восток, на одной из станций (может быть, "Трудеринг") под стеклом выставлены тамошние археологические находки, и все это как-то аукается сквозь тоннели, картофельные бабы, каменные фигурки...

В отличие от московского метро (мои сведения о нем могли устареть, но я, когда в чем-то сомневаюсь, сверяюсь вот с этим текстом), в мюнхенском ездят отнюдь не только представители нижних сословий. Работая в крупной компьютерной фирме, я встречал по дороге на работу в метро ее владельца. Не думаю, что это является правилом для владельцев такого рода фирм, но это отнюдь не исключение. Он не был каким-то чудаком, наш владелец, хотя кто-то может так подумать, узнав, что я его встречал в местах, еще более странных для делового человека, - скажем, на совместном литературном вечере Инго Шульце и мюнхенского писателя Матиаса Политики. Не все, конечно, ездят в метро, есть люди, которые там никогда не бывали или бывали один раз в жизни, - к примеру, мой шеф в другой фирме заявлял об этом с чувством собственного достоинства. Зато бывший глава МВД и одновременно нынешний премьер Баварии Гюнтер Бекштейн недавно с гордостью поведал всем СМИ о том, что ездит на работу в метро. Гордость тут тоже вполне понятна: Бекштейн утверждал в том же интервью, что Мюнхен остается самым безопасным городом Европы, и делал он это вскоре после показа всеми мировыми медиа кадров, снятых камерами в мюнхенском метро на станции "Инсбрукер-ринг".

Камеры частично запечатлели (невидимое продолжение последовало уже на земле, где те же "мальчики" бросили одному из преследовавших их пассажиров в голову кирпич, а перед этим на промежуточном уровне они сбили с ног другого своего преследователя и попинали его ногами) избиение "несовершеннолетними хулиганами иностранного происхождения" пассажира старше их, который посмел сделать ребятам замечание - попросил уменьшить громкость их МП3-плеера или телефона, я точно не знаю, что у них там было с собой, но, судя по кадрам, никакой не бум-бокс. В те же примерно дни и тоже в мюнхенском U-Bahn'е (кажется, на станции Рихарда Штрауса) трое других подростков, один из них турецкого происхождения, двое других - греческого, избили старика, который попросил их потушить сигареты, - они курили прямо в вагоне. И еще было подряд несколько такого же рода случаев, после чего в Германии разгорелась сверхоживленная дискуссия о том, что делать с "несовершеннолетними преступниками иностранного происхождения".

Известие о том, что одного парня сослали в самую что ни на есть Сибирь (эта новость от газеты "Бильд" была не совсем свежей и сильно подтасованной, как оказалось. В том смысле, что парень уехал в Россию сам по себе, никто его не высылал, а через год он совершил там - в России - какое-то правонарушение, за которое его и сослали в Сибирь. На самом деле "Бильд" позволила себе сделать - на радость публике - такой "коллаж", в котором парня ссылали в Сибирь прямо из Германии), вызвало, как я уже заметил в скобках, нездоровый ажиотаж; вообще же, вся эта полемика, по мнению оппонентов ее инициатора - премьер-министра Гессена Роланда Коха (ХДС), "надуманная, искусственная, призванная отвлечь граждан от реальных проблем" и даже "как нельзя лучше играющая на руку праворадикальным силам". "Причина которой одна - падение популярности ХДС, поэтому и понадобилось подогреть определенные настроения". Мне бы и в голову не пришло закончить свое достаточно статичное (не правда ли?) краткое описание мюнхенского подземного мира сводками с полей политических баталий и цитатами из передовиц (тема "молодежи" не сходит с первых полос немецких газет уже несколько недель), если бы станция "Инсбрукер-ринг", кадры которой обошли, как говорится, в эти дни весь мир, не была той самой станцией, возле которой я живу и каждый день спускаюсь в U-Bahn.

И вот, увидев ее перрон на экране телевизора и выслушав комменты, я вспомнил то, что совсем было забыл. А все (или, во всяком случае, все те, кто не живет возле станции "Инсбрукер-ринг") забыли и подавно. Примерно год назад я подошел к метро и, насколько я помню, снаружи ничего необычного не заметил (может быть, полицейская машина и "скорая помощь", которых не могло к тому моменту там не быть, просто стояли у другого выхода). Спустившись вниз, я увидел, что поезда не ходят, а перрон заполонила толпа людей. Это были не обязательно зеваки, на нашей станции - пересадка с линии U5 на U2, поэтому людей и скопилось так много, им некуда было пересесть, ведь не ходили U5. Я спросил у вполне приличного с виду пассажира, что произошло. "Как, вы еще не знаете? - обернулся он ко мне. - Человек попал под поезд". "Не может быть", - почему-то сказал я. "Может-может. Я сам видел, как его разрезало... Это ужасно, ужасно... я не могу в себя теперь прийти". Я добрался тогда до места назначения другим путем - то ли на трамвае, то ли прошелся пешком до Восточного вокзала, я уже не помню.

На следующий день мое внимание привлекли заголовки газет, приклеенные к красным и зеленым тумбам. В них упоминалось название моей остановки - "Инсбрукер-ринг". Я купил одну такую газету, с заголовком "Турецкий парень спас пьяного мюнхенца от неминуемой гибели", и прочел, что накануне на станции метро "Инсбрукер-ринг" молодой человек, имени которого я теперь уже не вспомню, увидев, что человек упал с перрона и лежит поперек рельс, а в тоннеле уже показались фары электрички, прыгнул вниз и оттащил его в сторону - буквально в последнюю секунду, рискуя собственной жизнью. Я не знаю, что там видел накануне пассажир, стоявший на перроне, ну, померещилось, с кем не бывает... Я сейчас не о слоистой галлюцинаторности царства U и не о его метафизике, а просто о стечении обстоятельств - места и времени. Два происшествия на одной и той же станции с промежутком ровно в один год. На этом и закончу описание... Замечу только, что оно целиком и полностью документально. То, что происшедшее в этом году на станции "Инсбрукер-ринг" не придумано, ни у кого не вызывает сомнений, ссылку на видео я уже дал... А вот следы события однолетней давности я уже, честно говоря, думал, что найти не удастся (оно освещалось только в местных газетах, в отличие от нынешнего, получившего освещение в мировой прессе) и мне не поверят, подумают, что я тоже клею какие-то свои коллажи... Как вдруг выскочило такое. Там, если пойти вниз, в самом последнем полицейском рапорте можно прочесть следующее:

"102. Бесстрашный прохожий спасает пьяного из-под колес U-Bahn'а, сообщение для прессы от 28.12.2006

Как уже сообщалось, 27.12.2006 33-летний мюнхенец, находившийся в нетрезвом состоянии, упал на рельсы на станции метро "Инсбрукер-ринг" и буквально в последний момент был спасен 24-летним турком Седаром Кайисом от прибывавшего поезда.

В качестве признательности за эти действия во время пресс-конференции, которая состоится 18.01.2007 в 11:30, член городского совета фрау Элизабет Шоссер и замначальника мюнхенской полиции Йенс Фириг, представляя при этом Мюнхенский форум безопасности, вручат господину Седару Кайису документ, в котором засвидетельствовано происшедшее, а также небольшой презент.

Милости просим всех представителей прессы!"

P.S.

1. Название я все же оставил, просто потому, что два заготовленных у меня альтернативных варианта - "Метро 2008" и "Метро в эпоху коллективного тела" - пока я писал текст, как-то нейтрализовали друг друга. Кроме парафраз в текст, кстати, просились всевозможные прямые цитаты, ну, в виде эпиграфов, что ли: "Я знаю уют вагонов метро, когда известны законы движенья... у нас есть шанс, в котором нет правил..." или "не хочу, чтобы пятый маршрут шел по третьему. Я и трамваю так скажу, и поэту... Хотя... Иногда... Но об этом ни слова" (А.Кушнер) и т.п., хотя, впрочем, последняя цитата - вполне самореферентное предложение в каком-то смысле...

2. Как на днях (27.01.08) стало известно, ХДС во главе с Роландом Кохом получил на выборах в Гессене худший результат с 1966 года (что не отменяет возможности для него остаться у власти, создав коалицию с либералами и зелеными, однако моральное поражение не оспаривается). То есть не только секретарь гессенской СПД Андреа Ипсиланти - никто, включая самого Коха, не сомневается, что причиной поражения явилась попытка сыграть на страхах и ксенофобии избирателя. Речь идет не о том, что проблема "несовершеннолетних хулиганов иностранного происхождения" выдуманная - она, конечно, существует, речь только о непозволительности ее использования в кампаниях. Вот против этого у избирателя оказался гораздо более сильный иммунитет, чем предполагал вроде бы такой опытный политик, как Роланд Кох.

       
Print version Распечатать