Чужие здесь не голосуют

Ну вот. Состоялось главное событие в телевизионном мире, к коему телевизионщики традиционно готовятся загодя: две торжественные церемонии ТЭФИ, по итогам коих выяснилось, что на рынке массмедиа есть один успешный игрок, а остальные - в аутсайдерах. Первый канал получил 24 награды из 40 номинаций, то есть больше, чем любой другой участник конкурса.

Само торжество проходило в ГЦКЗ "Россия" в Лужниках, и по сложившейся за последние годы традиции церемония в категории "Профессии", в отличие от "Лиц", проходила без телевизионной трансляции, в режиме "для своих".

Собственно говоря, после того, как в мае 2007 года в знак протеста ряды академии Российского телевидения покинули представители НТВ и ТНТ, эта организация еще больше стала похожа на большую тусовку для своих. Благо, ряды выбывших пополнили в основном представители первой и второй кнопки (было 130 человек, а стало почти 300), которые по новым правилам, введенным два года назад, голосуют теперь гласно и поименно.

То есть - корпоративно. Ибо каждый из голосующих "спинным мозгом чувствует", что, если его фамилия окажется в списке отдавших голос за чужой проект, собственное начальство по головке, мягко говоря, не погладит.

Пожалуй, единственный за эти два года с момента введения поименного голосования случай, ставший достоянием общественности, когда академик отдал свой голос не за "родной" канал, произошел в 2005 году. Тогда, в ходе голосования по номинации "Информационно-развлекательная программа", выходящее на ТВЦентре "Времечко" всего в один голос проиграло победившей "Истории в деталях" канала СТС из-за того, что сотрудник ТВЦентра Михаил Дегтярь проголосовал за программу СТС. После чего получил от тогдашнего руководителя ТВЦентра Олега Попцова нагоняй по полной программе.

На нынешней же ТЭФИ не избежал корпоративности даже сам президент академии. В номинации "Звукорежиссер", когда голоса членов академии разделились поровну между конкурсантами, Владимиру Познеру пришлось сделать выбор самолично. Заявив, что "за некоторые номинации я не голосовал бы вообще", он отдал свой решающий голос звукорежиссеру программы "Две звезды" Первого канала Андрею Пастернаку.

Отметим, что одновременно с постом президента Российской телеакадемии Владимир Владимирович является и ведущим программы "Времена" на Первом канале. Впрочем, слава Богу, с самоиронией у него пока все в порядке.

В частности, вручая почетный ТЭФИ за личный вклад в развитие российского телевидения бессменному автору и ведущему программы "В мире животных" Николаю Дроздову, Познер (который знаком с Николаем Николаевичем с 1953 года, когда оба поступали на биофак МГУ) пошутил: "Я изучал физиологию человека, то есть про него, а он изучал физиологию беспозвоночных, то есть про меня".

Кстати, эта фраза осталась в трансляции канала СТС, в отличие от бурных аплодисментов и вставания зала при вручении фильму "Анна Политковская. Последнее интервью" ТЭФИ в номинации "Специальный репортаж. Журналистское расследование". Не осталось следов и от благодарности представителя телекомпании "Совершенно секретно" Этери Левиевой в адрес ТРК "Петербург", которая сказала, что только там на отечественном ТВ можно еще рассказать об этом преступлении. Безжалостно обкорнали и Михаила Горбачева, вручавшего спецприз программе "Взгляд" в год ее 20-летия. Зрители не услышали рассказ о построенном в Петербурге (в том числе и с помощью его фонда) центре для детей, больных лейкозом, и ехидную фразу экс-президента СССР о том, что же такое демократия: "То, что сообщалось по второму каналу, совсем не сообщалось по Первому".

Кстати, бросилась в глаза и еще одна деталь: когда Владимир Познер перечислял и приглашал на сцену тех, кто создавал "Взгляд" (в количестве 31 человека), не были названы фамилии Анатолия Лысенко, Александра Политковского и Владимира Мукусева.

Как позднее заявил вызывавший на сцену бывших "взглядовцев" Владимир Познер, список ему передал один из экс-ведущих программы Александр Любимов.

Не увидели зрители СТС и большую часть выступления руководителя Студии спецпроектов Первого канала Натальи Никоновой, вышедшей на сцену получать "Орфея" за Лолиту Милявскую, которую наградили как лучшую ведущую ток-шоу. Никонова зачитала письмо от Лолиты, содержащее в себе теплые слова в адрес руководства программы и команды редакторов, у которых любовь к работе больше, чем зарплата, а также благодарность мужьям редакторов, которые терпят постоянное отсутствие жен дома.

Перебор по времени? Да нет. У устроителей трансляции, как позднее подсчитали наблюдатели, оставалось в запасе еще двадцать пять минут.

Что же касается безусловного победителя, то Первый канал получил сразу три "Орфея" за фильм Александра Буравского "Ленинград" (за сценарий, режиссуру и работу оператора). Гендиректор канала Константин Эрнст и генпродюсер Александр Файман были признаны лучшими продюсерами за программы "Звезды на льду" и "Цирк со звездами". За работу в этих же шоу получил ТЭФИ режиссер Константин Куц. Лучшим оператором академики признали Алексея Сеченова, работавшего на передачах "Две звезды", "Король ринга" и "Звезды на льду". Еще одна статуэтка ушла на Первый канал за программу "Александр Вампилов" из цикла "Гении и злодеи уходящей эпохи".

В номинации "Ток-шоу" победила программа Первого канала "Закрытый показ. Изображая жертву", за которую решающий голос подал Владимир Познер; лучшим ведущим развлекательной программы признан Иван Ургант (Первый канал), лучшей развлекательной игрой - "Король ринга" (Первый канал). Награда также вручена Первому каналу за специальный проект "День Победы".

Лучшим телевизионным художественным мини-сериалом признан "Ленинград" (Первый канал), а лучшей исполнительницей женской роли - актриса Ольга Сутулова, сыгравшая в сериале одну из главных ролей.

Помимо развлекательных жанров первый доминировал и в информационных номинациях. В частности, программа "Время" признана лучшей в информационном вещании, ее ведущая Екатерина Андреева названа лучшей ведущей информационной программы, а лучшим ведущим информационно-аналитической программы назван Петр Толстой.

Получая бронзового "Орфея" за Андрееву, руководитель информационных программ Кирилл Клейменов даже признался, что награждение "прилетело неожиданно, в нарушение всех законов баллистики".

Ничего неожиданного, на мой взгляд. Просто до Андреевой наконец-то, через много лет, дошла очередь.

Что же касается Петра Толстого, то награждение его "Воскресного времени" вызвало в зале сдержанный ропот и даже крики "Позор!", поскольку многие полагали, что пальма первенства будет отдана ведущей программы "Неделя" Марианне Максимовской (Рен-ТВ). Не отметили даже ее программу, наградив в номинации "Информационно-аналитическая программа" "Вести недели" ("Россия"), ведущий которой Андрей Кондрашов, выйдя за ТЭФИ, безрадостным голосом сообщил: "В нашей стране что-то анализировать трудно, поэтому мы называем себя информационно-итоговой программой".

Вообще, надо отметить, что в целом канал "Россия" получил не много наград, учитывая его "вес в обществе". Помимо "Вестей недели" он взял приз за "Исторические хроники с Николаем Сванидзе" в качестве лучшей исторической программы, за лучшего репортера в лице собкора на Ближнем Востоке Сергея Пашкова, а так же (что отрадно), за "Завещание Ленина" в номинации лучший художественный сериал.

Видимо, сие столь расстроило руководителя канала Антона Златопольского, что в первый день ТЭФИ он тихо ушел с церемонии.

Отмечу качественный рывок ТВЦентра, в активе коего пять "Орфеев" за "Сто вопросов взрослому" в номинации лучшая детская передача, а также за лучшего сценариста, режиссера и оператора телевизионного документального фильма и за лучший документальный фильм (в данном случае - "Элегия жизни. Ростропович, Вишневская").

Получил свой приз и Рен-ТВ - за лучший документальный сериал, которым признали фильм "Другая война. Пленные и забытые", один из авторов которого, Игорь Прокопенко, по-джентльменски пригласил Марианну Максимовскую на сцену разделить с ним триумф. В этот момент зал взорвался аплодисментами.

Что же касается такого канала, как "Культура", то присутствующие о нем почти и не вспоминали.

       
Print version Распечатать