Будет война

(я▐Б■┌) Artem Ovsyannikov

От редакции: Жесткая "ястребиная" позиция, выраженная в отношении России в "ультиматуме Маккейна", ставит в крайне серьезные условия формирование российской стратегии в области международной безопасности. Причем в прогнозировании вероятного хода событий среднесрочного периода - того, что потенциально должно учитываться в разработке военно-политической стратегии страны - 2020, - необходимо учитывать все возможные варианты, не пренебрегая даже теми, которые считались бы сегодня фантастическими.

Попытки предсказать будущее редко оказываются эффективными. Особенно неудачными, как правило, эти попытки получаются у политиков - все, знающие историю, помнят классические фразы "Вы вернетесь домой до осеннего листопада" и "Я привез мир для вашего поколения". Немногим отличаются ученые, верящие в то, что прогресс человечества способен прекратить войны, не добром (более совершенными формами организации общества и международных отношений), так силой (угрозой взаимного уничтожения воюющих сторон).

И те и другие ошибались - 1914 и 1939 годы открыли две самые большие бойни в истории человечества, с упоением использовавшего все более смертоносное оружие, а реально появившаяся с возникновением ядерного оружия угроза взаимного уничтожения противоборствующих сторон привела лишь к глобализации войн - сверхдержавы начали стравливать на арене своих сателлитов.

Однако точные предсказания возможны. Не вписывающийся ныне в политическую конъюнктуру Фридрих Энгельс, вооруженный знанием военной истории и законов экономического развития, из XIX века сумел предсказать глобальные военные конфликты XX века и коренную ломку политических систем, включая гибель основных империй - Германской, Российской, Австро-Венгерской и Османской, с потрясающей точностью. Мир действительно получил мировую войну, унесшую жизни многих миллионов человек, финансовая система Европы была безвозвратно подорвана, а короны в итоге дюжинами валялись по мостовым, и не было охотников их подбирать.

Не претендуя на лавры классика, можно попытаться, однако, последовать его примеру и попробовать предугадать, как поведет себя мир в ближайшие десять-пятнадцать лет и как будет действовать в меняющейся обстановке наша страна.

Основное противоречие, которое так или иначе предстоит решать в наступающем десятилетии, остается прежним - желание лидеров существующей системы зафиксировать свое доминирование на возможно более долгий срок, с одной стороны, и желание держав второго эшелона произвести перераспределение природных ресурсов и иных благ в свою пользу - с другой.

Исходя из этого утверждения, можно начать предполагать и распределение сторон по линиям фронта - первый лагерь, назовем его "Альянс", безусловно, будут возглавлять США в союзе с Великобританией. Кто на сей раз станет зачинщиком, возглавляющим лагерь желающих перекроить мир на свой вкус, назовем их "претендентами", - должно стать ясно в ближайшие несколько лет.

Наиболее вероятно, что эта роль достанется Китаю, политическое влияние которого в настоящее время сильно отстает от экономических возможностей, что не может устраивать руководителей КНР. С меньшей вероятностью новым лидером "претендентов" станет Россия, восстанавливающая свое влияние на постсоветском пространстве и в Европе, но руководители нашей страны вряд ли станут намерено раскручивать конфликт. Их главной задачей на ближайшие десять-пятнадцать лет по-прежнему является сохранение стабильности страны и придание экономическому росту устойчивости.

Еще меньше вероятность возникновения нового претендента на переустройство мира в исламском мире - его чрезвычайная разноплановость и раздробленность не оставляет надежд на возможность консолидации мусульман от Марокко до Индонезии.

Возможность того, что роль лидера достанется кому-то из Латинской Америки или Европы, стоит рассматривать как исчезающее малую - в этих регионах просто нет игроков подходящего масштаба, а объединенная Европа, так же как и Япония, сама по себе является союзником США в существующей системе, несмотря на наличие тех или иных тактических противоречий.

Какую форму примет новый мировой конфликт - цепь локальных войн и политических кризисов или прямое столкновение военных блоков, - станет ясно в зависимости от того, какие силы удастся привлечь лидерам блоков на свою сторону. Наиболее вероятным следует полагать развязывание нескольких пересекающихся либо совпадающих по времени войн за преобладание в ключевых районах мира с возможным переходом этих столкновений в новую полномасштабную войну.

В любом случае, кто бы ни стал новым лидером претендентов и какую бы форму ни принял конфликт, главной задачей России будет не дать втянуть себя в войну ни одной стороне ни в каком качестве. Сделать это будет трудно - обе стороны почти наверняка будут исповедовать принцип "кто не с нами, тот против нас", однако у России, благодаря наличию стратегического ядерного арсенала, такая возможность есть.

Исходя из сказанного, можно предположить наиболее вероятную политику нашей страны на ближайшие пятнадцать лет: Россия не станет участником военного блока с какой-либо из держав первого ранга (ШОС в этом случае останется, скорее, экономическим содружеством) и в то же время продолжит политику укрепления своего влияния на территории бывшего СССР в рамках СНГ и, прежде всего, ОДКБ. Отнюдь не исключено, несмотря на все противоречия, и объединение в единое государство России и Белоруссии, возможно, с участием Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Армении и части бывших территорий Грузии. Кроме того, в случае если существующий политический раскол не будет преодолен, вполне возможно также возвращение в состав России левобережной Украины и Крыма.

Если этот сценарий будет реализован, то Россия фактически решит главную из своих геополитических задач постсоветской эпохи и сможет занять позицию жесткого нейтралитета в мировом конфликте, не поддерживая ни одну из сторон и будучи готовой к отражению нападения со стороны любой из них.

Менее благоприятным сценарием является втягивание России в конфликт на стороне Китая. В этом случае наша страна станет младшим партнером со всеми вытекающими последствиями и в послевоенном мире ей будет уготована роль, которую сейчас Великобритания играет в союзе с США, и изменить эту ситуацию будет почти невозможно.

Еще менее благоприятным будет втягивание в конфликт на стороне Альянса. В этом случае территория России почти неизбежно станет ареной сухопутной войны между Альянсом и Китаем и, даже если предположить, что эту войну удастся выиграть, понесенные потери и подчиненная роль в блоке могут повлечь за собой распад страны.

С военной точки зрения ситуация усугубляется тем, что для возможного конфликта с Китаем Россия будет вынуждена делать упор на развитие сил общего назначения, а чтобы гарантировать свою безопасность в конфликте с Альянсом, необходимо первоочередное развитие стратегических ядерных сил - единственного элемента российской военной машины, в настоящее время способного прямо угрожать США. В результате страна оказывается перед необходимостью резкого увеличения военных расходов и милитаризации экономики. В настоящих условиях подобный шаг может оказаться смертельным, в результате единственной альтернативой для России остается политика "отвлечения" главного соперника, которым в настоящее время по ряду объективных причин является Альянс.

Прекраснодушные интеллигенты наравне с западными дипломатами могут называть эту политику "поддержкой стран-изгоев", "финансированием терроризма" и другими громкими и неприятными словами, но, исходя из сугубо эгоистического желания выжить и сохраниться в качестве самостоятельной политической силы, Россия ведет себя абсолютно логично. Поставка современных систем ПВО Сирии и Ирану, поставка подводных лодок Венесуэле, танков и истребителей Индии производится не от большой любви к "борцам с глобализмом" - насквозь прагматичный нынешний режим заподозрить в сентиментальности невозможно. Эти соглашения просто вынуждают США дробить свое внимание между множеством возможных зон конфликтов.

Идеалом для России будет втягивание США в очередную крупную войну - скажем, в Иране. При всем сочувствии сербам, в Москве, скорее всего, будут аплодировать в случае очередной военной операции НАТО на Балканах, а в рамках сочувствия подкинут Белграду оружие и добровольцев. Весьма желательным для России может стать конфликт с участием США на территории Пакистана, ситуация в котором постепенно скатывается к гражданской войне.

Положительной для России будет и попытка Китая силой присоединить Тайвань, особенно в случае активного вмешательства США в конфликт на стороне мятежного острова.

Исходя из этого, следует предполагать, что Россия продолжит политику активного сотрудничества с "сомнительными" с точки зрения западных стран государствами - Ираном, Сирией, Венесуэлой и другими.

Кроме того, Россия продолжит вести политику, направленную на раскол НАТО и углубление противоречий между Европой и США, используя для этой цели в том числе экономические средства - прежде всего, зависимость западных стран от российских энергоносителей. Одновременно Россия будет углублять экономические связи со странами Европы, привязывая к себе традиционных торговых партнеров - Польшу, Германию, Венгрию, Словакию, Финляндию, Балканские страны. В конечном счете экономическое сотрудничество позволит сблизить и политические позиции по ряду вопросов, что видно на примере взаимоотношений России и Германии.

Успех описанной выше политики позволит России значительно сэкономить на военных расходах. В ближайшие десять лет расходы на оборону в пересчете по паритету покупательной способности не превысят 60-70 миллиардов долларов. По этому показателю Россия будет находиться примерно на одном уровне с Китаем и Японией, по-прежнему многократно отставая от США, ежегодные военные расходы которых уже превысили 500 миллиардов долларов.

Основным направлением расходов будет оставаться совершенствование стратегических ядерных сил - за счет ввода в строй новых ракетных комплексов РВСН и стратегических ракетоносцев ВМФ. Силы общего назначения будут обновляться за счет модернизации техники советского производства и строительства новой, таким образом, что к 2015 году соотношение численности старой, модернизированной и новой техники составит примерно 20/50/30, а к 2020 году - 0/50/50. В ВМФ темпы обновления будут более низкими из-за более длительного цикла строительства кораблей.

Численность Вооруженных сил России мирного времени, соответственно, не претерпит резких изменений и составит от 1,1 до 1,4 миллиона человек. Следует предположить, что к 2020 году РФ будет располагать примерно 600 подразделениями батальонного звена в сухопутных и воздушно-десантных войсках. В составе этих подразделений будет насчитываться около 6000 танков, около 7000 боевых бронированных машин различных типов (включая мобильные установки ПВО) и около 5000 самоходных артиллерийских установок и реактивных систем залпового огня калибром 120 миллиметров и более.

ВВС будут иметь примерно 1200 боевых самолетов (в общей сложности около 2000) и 100-120 зенитно-ракетных дивизионов С-300/С-400, а также 800-900 вертолетов армейской авиации. В составе ВМФ будут находиться 100-120 боевых единиц (всего около 300 боевых и вспомогательных), в том числе 25-30 кораблей океанской зоны, включая 2-3 авианосца, 20-25 АПЛ (без учета стратегических) и 15-20 неатомных субмарин.

Стратегические силы России к 2020 году будут состоять из приблизительно 300 ракет наземного базирования ("Тополь", "Тополь-М", РС-24, УР-100НУТТХ), которые будут нести от 800 до 1000 зарядов, 14 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (6 - проекта 667БДРМ, 8 - проекта 955), которые будут нести 224 межконтинентальные баллистические ракеты с 900-1100 зарядами. Воздушный компонент триады будет состоять из 60-70 стратегических бомбардировщиков (40-50 Ту-95, 20-30 Ту-160), которые будут нести 360-420 зарядов.

Такой ядерный потенциал сохранит России возможность тотального уничтожения любого возможного противника, в том числе и в условиях развертывания США глобальной системы ПРО. Однако нужно отметить, что в случае первого удара со стороны США значение ПРО резко возрастет, и тогда ответный удар со стороны российских СЯС будет значительно ослаблен. В этих условиях большое значение приобретает ускорившееся в последние годы развитие российской системы раннего предупреждения о ракетном нападении, которая должна позволить запустить ракеты до того, как удар противника достигнет своей цели.

       
Print version Распечатать