Британские консерваторы открывают двери России

Российско-британский политический диалог в ожидании перебалансировки

Современные российско-британские отношения в сфере политики находятся на минимальном уровне своего развития за всю современную историю. Диалог двух держав развивается в условиях чрезвычайно низкой интенсивности с практически полным отсутствием позитивной динамики. Плоскость политических коммуникаций по линии Москва-Лондон хронически отстает от состояния торгово-экономических связей, ставших единственным конструктивным ресурсом актуального двустороннего взаимодействия.

Сложившиеся контакты между РФ и Британией представляют собой проблемные отношения. Они охватывают как глобальный регистр межгосударственных связей, так и их сугубо двустороннее измерение. Стороны практически не взаимодействуют по актуальным вопросам международной повестки дня и достаточно избирательно подходят к координации своих усилий в наднациональной проекции. Так, между странами полностью заморожен диалог в области борьбы с терроризмом. Нет должного взаимопонимания по вопросу совместного преодоления негативных последствий глобального финансового кризиса в рамках «Группы восьми» и «Группы двадцати». На двустороннем уровне остановлена работа по теме облегчения визового режима. У государств существуют серьезные разногласия относительно пребывания на британской территории т.н. «новых политэмигрантов» и эмиссаров исламских террористов. Отдельным проблемным узлом является «дело Литвиненко» и связанные с ним вопросы.

Основной причиной для возникновения кризисной ситуации в политической проекции связей России и Великобритании стали односторонние недружественные инициативы правительства Гордона Брауна, предпринятые им в 2007-2008 годах. Серией откровенно антироссийских и во многом надуманных решений лейбористский кабинет содействовал последовательному бескомпромиссному размежеванию с Москвой. Искусственно созданная британским руководством ситуация привела к складыванию устойчивых проблемных разграничителей между двумя державами.

Консерваторы «открывают двери»

Назначенные на 6 мая 2010 года всеобщие выборы в Палату общин Соединенного Королевства актуализируют вопрос о потенциальном пересмотре текущего негативного содержания политических связей РФ и Британии. Двусторонние отношения находятся в потенциальном ожидании своеобразной перебалансировки – масштабной ревизии с целью возможного усовершенствования. Избрание нового состава нижней палаты парламента и определение на его основе кабинета министров само по себе содержит возможности для некоторой корректировки межгосударственного взаимодействия, даже в случае сохранения у власти лейбористов. Вновь сформированному правительству, как правило, свойственно стремление искать свежие подходы для решения старых проблем. Однако шансы для восстановления конструктивных контактов по линии Москва-Лондон увеличатся на порядок в случае смены правящей в королевстве политической силы.

Благоприятные перспективы для полноценного оздоровления российско-британских отношений открывает потенциальная победа на выборах в Вестминстер консерваторов. Условия для реализации такого сценария заложены уже в самой внешнеполитической стратегии партии. В понимании тори стабильное и эффективное взаимодействие с Россией относится к числу основополагающих условий для поддержания британского влияния в мире. С точки зрения Консервативной партии, взвешенный диалог с Кремлем должен позволить Британии последовательно укреплять статус мировой державы с глобальной ответственностью. Налаженные контакты по линии Москва-Лондон способны обеспечить диверсификацию активности Соединенного Королевства во внешней среде, её выход за пределы Евро-Атлантики.

Программные установки тори в области внешней политики открывают возможность для эволюции контактов между РФ и Великобританией от перманентной конфронтации к последовательному исправлению. Слабые отношения с Кремлем воспринимаются ими как отклонение от нормы, не соответствующее амбициям Лондона на международной арене. В мотивациях консерваторов есть устойчивое понимание того, что двусторонний диалог уже достаточно давно развивается в неправильном русле и требует кардинального переосмысления.

И свою заявку на улучшение российско-британского взаимодействия партия, возглавляемая амбициозным Дэвидом Кэмероном, уже сделала. Во второй половине 2009 – начале 2010 года тори предприняли ряд инициативных шагов по установлению доверительных контактов с Москвой. Так, в октябре 2009 года Россию посетил министр энергетики «теневого» правительства консерваторов Чарльз Хендри, встретившийся с заместителем министра иностранных дел России Владимиром Титовым. В ходе беседы обсуждались вопросы сотрудничества в торгово-экономической, энергетической и инвестиционной сфере. А в январе 2010 в Москве состоялась встреча между министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым и «теневым» министром иностранных дел консерваторов Уильямом Хейгом. По итогам консультаций стороны выразили обоюдную заинтересованность в выправлении проблемной ситуации в российско-британских отношениях и наращивании связей, как в двусторонних делах, так и по глобальным вопросам. Тем самым партия Кэмерона дала понять, что заинтересована в восстановлении конструктивного характера диалога с Кремлем.

В знаковой активности в отношении РФ консерваторы сделали ставку на «теневой» диалог. Контакты с Москвой поддерживались ими на уровне полуофициальных встреч с участием видных членов своего «теневого» кабинета. Следует ожидать, что в случае победы тори на предстоящих парламентских выборах все текущие партийные наработки выйдут «из тени в свет». Консерваторы уже очертили перспективный путь к нормализации российско-британских отношений. И намеченный ими прикладной вектор способен обрести статус официального политического курса сразу после прихода команды Кэмерона на Даунинг-стрит, 10.

Установочные шаги тори на русском направлении говорят о том, что «дверь» для конструктивной переоценки политических коммуникаций между РФ и Британией по их партийной линии «открыта» уже сейчас. И она, скорее всего, будет полностью «распахнута» в случае победы этой партии на выборах в Вестминстер. Пойдя на развитие «вводных» отношений с Москвой, тори продемонстрировали стремление разговаривать с Россией без надуманных претензий, фанатичного и идеологизированного мессианства, свойственного лейбористам. Своими усилиями они обозначили выбор в пользу сбалансированной редакции российско-британского взаимодействия, основанной на учете интересов обоих игроков. Тори предлагают систематический и стратегический подход к контактам с РФ, как на двустороннем, так и многостороннем уровне.

В линии поведения Консервативной партии применительно к России заключена идея переоценки двустороннего взаимодействия, его всеобъемлющей положительной перебалансировки. Позиция тори означает появление удобного случая для смены баланса предметных отношений Москвы и Лондона с негативного на позитивный. Партия Кэмерона исходит из четкого понимания потребности в волевом переопределении издержек политических связей с РФ. Она настроена на проведение масштабной ревизии межгосударственных контактов с целью достижения ими формы сбалансированного и конструктивного партнерства, лишенного искусственно созданных проблемных моментов. В действиях тори прослеживается стремление поставить российско-британские отношения на прочную основу, задать им положительную долгосрочную динамику.

Функциональная конструкция «предваряющей» созидательной деятельности тори характеризуется формулой «Хейг и остальные». «Теневой» министр иностранных дел – главный архитектор, координатор и стратег последовательных усилий партии на русском треке в одном лице. Именно Хейгу принадлежит авторство концепции «открытых дверей». Он выступил не только как главный идеолог улучшения российско-британского взаимодействия, актуализируя эту тему в своих программных выступлениях, но и стал полномочным представителем партии, приняв непосредственное участие в налаживании первых практических контактов между тори и Кремлем. Во многом благодаря Хейгу консерваторы, находясь в оппозиции, смогли на основе принципов интенсивной и творческой дипломатии установить линию прямой связи с российской стороной.

Ключевая интрига вводных действий тори в отношении РФ заключается в том, что в случае прихода к власти, они в состоянии дать мощный позитивный импульс российско-британским связям. Этот толчок может привести к кардинальному прорыву в политических отношениях по линии Москва-Лондон. Сама фундаментальная структура двустороннего взаимодействия способна измениться в сторону, выгодную обеим державам. Россия и Британия могут начать выстраивание нового сотрудничества друг с другом. Сфера политики в такой ситуации органично дополнит экономику, где двустороннее взаимодействие развивалось в последнее десятилетие по нарастающей.

Статусным примером стимулирующего свойства для выбора консерваторов в пользу позитивной переоценки взаимодействия с РФ является «перезагрузка» российско-американских отношений. Последовательное восстановление сотрудничества между Москвой и Вашингтоном в 2009 – начале 2010 года заставило тори задуматься о насущной необходимости повторения опыта Соединенных Штатов. Мотивации команды Кэмерона на русском треке не в последнюю очередь определило стремление не отставать от своего главного союзника. Приветствуя эру конструктивных перемен в диалоге РФ и США, консерваторы одновременно анонсировали своё стремление добиться построения эффективных отношений по линии РФ-Великобритания. Америка выступила для них внешним субъектным условием, содействующим созданию благоприятных перспектив для усовершенствования контактов с Кремлем.

В схожем качестве выступают для консерваторов и отношения Европейского союза с Россией. Несмотря на сохранение ряда противоречий (прежде всего, по вопросу подписания нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, а также в плоскости энергетического диалога), Брюссель стремится придерживаться благожелательного курса применительно к Москве. И этот курс находит содержательную поддержку практически у всех лидеров европейской интеграции. Франция, ФРГ, Италия и Испания сделали ставку на развитие стабильных политико-экономических связей с РФ. Непримиримая критика России в объединенной Европе больше не пользуется спросом. С точки зрения тори, Британия в этой ситуации не может оставаться в стороне. Она просто обязана присоединиться к позиции влиятельного большинства.

К возобновлению равноправного партнерства?

Намеченное консерваторами стремление к исправлению политического диалога с РФ не стоит излишне переоценивать. Полноценной реализации политики «отрытых дверей» в состоянии помешать ряд ограничителей, способных нивелировать заявку тори на конструктивный пересмотр российско-британских отношений. Ряд из них обусловлен спецификой идейно-политических мотиваций руководства самой Консервативной партии. Другие являются следствием текущей политической конъюнктуры, сложившейся в Соединенном Королевстве. Сможет ли партия Кэмерона справиться с этими внутренними и внешними издержками станет ясно только после её прихода к власти, в случае победы на парламентских выборах 6 мая, и первых практических шагов в отношении России. Пока же перспективы полноценного возобновления равноправного партнерства по линии Москва-Лондон остаются под вопросом.

Первым ограничителем для всеобъемлющего улучшения российско-британских контактов является прагматичная расчетливость вводных инициатив консерваторов на русском треке. В стремлении «открыть двери» для возобновления политических связей с Кремлем нет одностороннего альтруизма. Позиция тори основана на подчеркнуто реалистичном восприятии британских национальных интересов. Нормализация контактов с РФ выступает для консерваторов одним из основных элементов «обязательной программы» по восстановлению и укреплению глобальной вовлеченности королевства в мировые дела. Тори намерены вернуться к классическому для Лондона внешнеполитическому курсу, заключающемуся в активном участии в регулировании международных процессов по принципу «ударить сильнее своих возможностей». А для этого требуется поддерживать стабильный, а не конфронтационный диалог с другими субъектами пула мировых держав, к которым относится и РФ. Глобальная «встроенность» контактов с Москвой в шкалу консервативных внешнеполитических координат означает, что суммарный вес сугубо двусторонней составляющей сотрудничества способен при желании оставаться на текущем достаточно низком уровне. Кардинальных сдвигов в межгосударственном измерении отношений может и не произойти, если тори не увидят в этом практической выгоды для своей активности на международной арене.

Вторым препятствием на пути к перебалансировке российско-британских отношений выступает потенциально завышенная планка ожиданий тори от действий Москвы по взаимному сближению. Сформулированная Хейгом концепция «открытых дверей» подразумевает приложение серьезных усилий обоими субъектами. Для руководства партии важно, чтобы «двери» к сотрудничеству были «открыты» и с российской стороны. Сделав первый шаг навстречу РФ, консерваторы будут ожидать аналогичных ответных решений Кремля. В случае если тори посчитают, что содержательная реакция Москвы на их установочные шаги окажется недостаточно «дружественной», они способны в одностороннем порядке повернуть заявленную линию на утвердительную переоценку межгосударственных связей вспять. Так, консерваторы рассчитывают на уступки России по вопросу урегулирования конфликта вокруг Британского совета. Отсутствие ощутимых сдвигов по данному треку будет интерпретировано ими как нежелание Москвы играть по одним правилам, и станет предпосылкой для возникновения условий к новому кризису доверия в двустороннем взаимодействии.

Третья помеха для сбалансированного и конструктивного партнерства между Москвой и Лондоном содержится в поддержке консерваторами планов по расширению НАТО. Партийный истеблишмент придерживается мнения, что Грузия, а также ряд других бывших советских республик должны войти в альянс, если такой выбор сделает их политическое руководство. Позиция РФ по данному вопросу для него существенной роли не играет. Открытое содействие консервативного кабинета процессу дальнейшей продвижения Североатлантического блока на Восток в состоянии создать обособленную разделительную линию между Россией и Соединенным Королевством.

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и потенциальное давление на вероятное правительство тори со стороны лейбористов. Оказавшись в оппозиции, правящая ныне партия вряд ли согласиться с кардинальным пересмотром контента российско-британских отношений. Браун и его команда зашли слишком далеко в деле ослабления связей с РФ, чтобы в одночасье смириться с их последовательным исправлением. Лейбористы, скорее всего, подвергнут курс тори на русском треке жесткой критике. Их голос вряд ли будет услышан в случае уверенной победы консерваторов. Но если отрыв партии Кэмерона от лейбористов окажется минимальным, будущему правительству тори (которое может быть сформировано, в том числе, на коалиционной основе с привлечением либерал-демократов) придется учитывать позицию своих оппонентов. В этом случае идея политического сближения с РФ может или не получить актуализации по конъюнктурным причинам, или будет развиваться в замедленном темпе.

Ожидания от перспектив развития контактов с тори оцениваются Кремлем как умеренно оптимистичные. Необоснованных иллюзий относительно качества перехода «теневых» контактов с консерваторами «в свет» у российской стороны нет. РФ склонна расценивать вводные инициативы оппозиции Её Величества пока лишь как готовность строить диалог во взаимоуважительном ключе, но без серьезных предметных подвижек. Тем не менее, Россия следит за развитием политической ситуации в Соединенном Королевстве с просвещенным интересом. Для Москвы на кону предвыборной схватки между тори и лейбористами стоит будущее российско-британских отношений. Победа партии Кэмерона открывает определенные возможности для их качественного «выпрямления». Шансы для обоюдного «открытия дверей» в двусторонних отношениях достаточно высоки.

       
Print version Распечатать