Божественное вмешательство

В новом году бюджетных мест в вузах станет меньше, зато в школу придет православная культура

Что происходило с российским образованием в уходящем году? Станут ли наши дети умнее, образованнее и счастливей благодаря многочисленным реформам в этой сфере, которые в 2007-м были закреплены законом? Будет ли образование более доступным? И не придется ли менять Конституцию, в которой пока еще записано, что церковь отделена от государства, а школа - от церкви? Обо всем этом мы узнаем не сразу. Но узнаем точно.

ЕГЭ по православию

Свершилось страшное. То, что невозможно ни в одной цивилизованной стране: церковь больше не отделена от государства!

С 1 сентября 2009 года в российских школах вводится компонент "духовно-нравственное воспитание", в рамках которого будет преподаваться предмет "Основы православной культуры" (ОПК). Об этом на епархиальном собрании духовенства Москвы в храме Христа Спасителя сообщил патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

"В компонент образования, который будет принят с 1 сентября 2009 года, заложено духовно-нравственное воспитание. Академии образования поручено вместе с представителями Русской православной церкви разработать компонент "Основы православной культуры", - сказал патриарх.

Что самое удивительное, это будет не факультативный, а обязательный предмет школьной программы. На этом уже несколько лет неуклонно настаивала Русская православная церковь. И добилась своего.

Есть, правда, некоторые уступки: детям, исповедующим иные религии, разрешено изучать основы их вероучений. Учтены и интересы атеистов: им будут преподавать "Основы нравственной этики".

Речь уже не идет о светском курсе "Истории мировых религий" (как это предполагалось еще совсем недавно), а, скорее всего, о чем-то вроде Закона Божьего, столь нелюбимого в дореволюционных русских гимназиях.

Выбирать, к какой конфессии примкнуть, будут родители, а мнение самих ребят может быть учтено лишь с 14, 16 или 18 лет.

Кто-то спросит: а что в этом плохого? А вот что: во-первых, мы живем в многоконфессиональной стране, где не так много мест компактного проживания только православных или только мусульман... Ну а для мегаполисов (и не только: вспомните карельскую Кондопогу) поголовное изучение ОПК (равно как и расслоение школьного класса на православных, мусульман и иудеев) может привести к межнациональным конфликтам. Спрашивается: кому это нужно?

Кроме того, в ситуации, когда в классе будет 20 условных православных, 5 условных мусульман и 5 условных атеистов, едва ли можно будет найти трех преподавателей, способных качественно обучать детей этим предметам. На самом деле, и людей, которые смогут преподавать основы православной культуры днем с огнем не сыщешь.

Что же произойдет в реальности? Все (кроме Татарстана, Башкирии, почти всего Северного Кавказа, Бурятии, Калмыкии...) будут "дружно" принудительно изучать ОПК (не путайте с ОБЖ). А учить детей этому предмету в лучшем случае будет школьный историк (или отставной военный)...

Это - раз. Те, кто думает о духовном просветлении, которое снизойдет на школяров от изучения нового предмета, скорее всего, заблуждаются. Все, что добавляется к и без того перегруженной школьной программе, воспринимается детьми весьма негативно. Чиновники все время говорят о необходимости разгрузки школы, а сами неуклонно добавляют все новые предметы. Вот и основы православной культуры хотят преподавать с первого по одиннадцатый класс (говорят, что министр МЧС Шойгу уже написал письмо министру образования с требованием изучать основы безопасности жизнедеятельности тоже начиная с младших классов). А еще в программу все время добавляют предметы типа "экономики", "права" и т.д. Можно просто свихнуться!

И еще вопрос на засыпку: а как школа сможет разрулить ситуацию с божественным происхождением человека и теорией Дарвина?

Законы приняты, ставки сделаны

В этом году приняты все законы, связанные с образованием. Те которые обсуждались (и не очень) несколько последних лет.

Это переход на многоуровневую систему, при которой студенты в своей массе смогут получать лишь степень бакалавра. Так у нас расплодятся недоучки (они будут учиться на год меньше - четыре года), а тем, кто замахнется на магистратуру, придется снова выдерживать вступительный марафон, к тому же учиться там придется в основном за деньги.

Принят закон о введении в стране обязательного полного среднего образования. Дело-то хорошее, только вот те, кто принимал закон, считают, что дополнительных средств из казны (из-за демографического спада) всеобуч не потребует.

Между тем это не так. Затраты должны быть очень значительные. Сегодня степень износа основных фондов в системе образования превышает 30%, ветхие школьные здания составляют 34% всех школ и нуждаются в срочном капремонте, канализации не имеет почти каждая вторая школа, водопровода - каждая третья, центрального отопления - каждая пятая. Да и младшеклассники и старшеклассники не должны учиться в одном здании. Значит, нужно начинать строительство школьных зданий (отдельно - для начальной и старшей школы), причем в огромном масштабе. Прибавьте к этому содержание целого штата школьных психологов, социальных работников, необходимых для того, чтобы привести в чувство тех трудных подростков, которых принудительно заставляют учиться... И это только верхушка айсберга.

Так что ввести в стране обязательное полное среднее образование можно (а в будущем и нужно), но пока это вряд ли реально. Значит, закон останется на бумаге?

Принят и закон "Об автономных учреждениях", который в конечном счете рассчитан на то, чтобы продолжить вытеснение бюджетного образования платным. То есть учреждения образования разделены на две категории: бюджетные и автономные. Для бюджетных сохранены некоторые социальные гарантии, но у них полностью отобрали экономическую свободу - они не могут ни распоряжаться деньгами, ни их зарабатывать. Автономным учреждениям возвращена возможность распоряжаться деньгами и имуществом, но при этом они лишены бюджетных гарантий. Они могут получать бюджетные деньги, но - негарантированные.

Фактически речь идет о полуприватизации системы образования. Более того, правительство будет выталкивать все большее число учебных заведений в АУ (автономные учреждения). Говорят, уже есть положение Минобрнауки о том, что в следующем году набирать студентов на платной основе разрешат только тем вузам, которые перейдут в АУ. В совокупности это приведет к тому, что учеба станет менее доступной и образовательный потенциал страны будет дальше снижаться.

А еще в этом году принят скандальный закон о ЕГЭ, который, по уверениям чиновников, сможет сделать образование доступней для детей из далеких регионов и еще искоренит коррупцию. Что касается коррупции, то мы уже знаем о нескольких крупных скандалах, связанных с утечкой (и продажей) информации по ЕГЭ. А что до доступности, то даже если мальчик из якутской яранги и сможет сдать ЕГЭ, то едва ли у его родителей хватит денег на то, чтобы содержать его в большом городе.

Мы не говорим о качестве тестов по гуманитарным предметам (и не только).

Принят и новый стандарт образования (правда, не очень понятно, в чем он заключается). Можно продолжать и дальше.

Чиновники довольны

По итогам года прошли сразу две коллегии Минобрнауки. Одна была посвящена законодательной базе. Высокие чиновники радовались тому, что все образовательные законы приняты. Правда, была брошена и такая фраза: в следующем году руководство Минобрнауки вплотную приступит к устранению тех недоделок и противоречий, которые существуют в образовательном законодательстве. И им будет чем заняться!

Вторая коллегия Минобра состоялась на этой неделе. На ней помимо вопроса об утвержденном на будущий учебный год Федеральном перечне учебников (в нем уже есть новые революционные учебники по истории и обществознанию А.В.Филиппова и Л.В.Полякова) говорили о грядущем сокращении бюджетных мест в вузах.

Минобрнауки отказывается полностью удовлетворить заявку федеральных властей на подготовку 554 тысяч специалистов с высшим профессиональным образованием. В министерстве считают, что дипломированных специалистов и так больше, чем нужно. Поэтому нужно не увеличить, а уменьшить количество бюджетных мест в вузах в среднем на 2,1%. Бюджетников будет не 554 тысячи, а 523 114 человека.

Удар придется на экономистов, юристов, социологов и педагогов (!). Если в 2006 году на платных местах училось в среднем вдвое больше студентов, чем на бюджетных, то по гуманитарным наукам их было в пять раз больше. В итоге, по словам министра Андрея Фурсенко, больше всего безработных именно среди юристов и экономистов. Отсюда контрольные цифры по укрупненным группам специальностей "Экономика и управление" и "Гуманитарные науки", включая юриспруденцию, в 2008 году нужно сократить не менее чем на 3% и даже на 5%.

Зато специалистов сферы здравоохранения, физико-математических наук и космической отрасли, специалистов по радиотехнике, информационной безопасности и связи, геодезии и землеустройству, а также по основам безопасной жизнедеятельности и защите окружающей среды в 2013 году будет не хватать. Поэтому уже в 2008 году бюджетный набор на них увеличится.

Примерно такая же картина и с набором в аспирантуру. Только здесь выдавливание гуманитариев из бюджетной зоны еще более существенное. Контрольные цифры приема в аспирантуру останутся на уровне 2007 года. Но количество аспирантов и докторантов-гуманитариев сократится сразу на 10%, а учащихся по гуманитарным специальностям в технических вузах - на 20%. Кроме того, в Минобре собираются привязать финансирование аспирантуры к научной работе вуза. И там, где ее не окажется, аспирантуру закроют вообще.

А еще вузы могут лишиться бюджетных мест на непрофильных специальностях (речь идет в основном о юридических и экономических). А потом запретят и непрофильные специальности.

Кроме того, чиновники решили сильно сократить заочное образование. Готовится предложение в будущем допускать к заочному обучению лишь работающих профильников (как это было в СССР).

Также планируется резко сократить вузовский экстернат. По словам главы Минобрнауки Андрея Фурсенко, "сейчас у нас есть вузы, где экстерном сегодня учатся по 70 тысяч человек... Экстернат должен остаться только в исключительных случаях".

По мнению главы Российского союза ректоров, ректора МГУ Виктора Садовничего, "как только мы начнем сжимать бюджетные места по экономике и юриспруденции, их место сразу захватят платные, и уж тогда дипломы по этим специальностям дискредитируются окончательно. Это имело бы смысл только при повышении уровня образования, и в частности - сокращении выпуска бакалавров".

Нацпроекты

Обо всех направлениях национального проекта "Образование" мы писать не будем. Остановимся на одном. Он, как и остальные, носит грантовый характер.

Сейчас двадцать один регион России участвует в эксперименте по реализации комплексных проектов модернизации образования. Проект предусматривает в том числе и переход на новую систему оплаты труда учителя. Предполагается, что в 2009 году на нее перейдут все школы России.

Что такое "новая оплата труда"? Зарплата учителя будет делиться на две части - базовую (при которой оплачивается количество проведенных уроков) и стимулирующую (объем которой зависит от активности внеклассной работы учителя и качества его преподавания). За счет этой стимулирующей части лучшие учителя будут получать значительно больше, чем все остальные.

Параллельно с этим школа отказывается от привычной единой тарифной сетки и переходит на систему нормативно-подушевого финансирования, когда зарплата учителя зависит еще и от количества учеников (душ) в классе.

В результате нужно готовиться к тому, что у нас появятся три категории педагогов: хорошие, которые станут получать в два раза больше, средние и учителя, достойные лишь "голого" базового оклада.

Все это вроде и неплохо. Но как объективно определить, кто работает лучше, а кто - хуже. И кто это будет делать? Задумано, что определять лучших и худших помимо школьной администрации будут и родители (наряду с другими представителями общественности, входящими в управляющие советы школы), и даже сами дети.

Ясно, что субъективизм как родителей, так и детей неизбежен. А что касается администрации школы, то все будут прислушиваться к мнению директора (и учителям, и детям ведь еще работать и учиться в этой школе).

И вообще, почему врачам и чиновникам повышают зарплату просто так, а учителям - за плохо определяемые заслуги?

P.S. А в остальном, прекрасная маркиза... Дети продолжают ходить в школы, и если повезет, даже поступают в вуз. Другое дело, что и то и другое дается им (и их родителям) все с большими усилиями. Ведь образование наше становится все более недоступным и дорогим.

Что будет в новом 2008 году - увидим!

       
Print version Распечатать