Бизнес на здоровье

В начале года громкий резонанс вызвал так называемый "лекарственный кризис", суть которого состояла в том, что государство, как и в случае с ГКО в 1998 году, оказалось неспособно рассчитаться с частными производителями, что привело к серьезному дефициту лекарственных препаратов для льготных категорий населения. Особенную остроту ситуации придало то, что кризис пришелся на региональную предвыборную кампанию в Законодательные собрания 14 регионов России.

Когда 26 февраля 2007 года Владимир Путин выступил с резкой критикой обеспечения льготников лекарственными препаратами, многие подумали, что дни Михаила Зурабова на его посту сочтены. "Единороссы", давно воевавшие с ним с помощью Александра Хинштейна, в экстазе от собственной значимости, требовали отставки министра, надеялись, присоединившись к гневу хозяина Кремля, приписать себе заслугу снятия "врага народов" России номер 2. (номер 1 - это, разумеется, Анатолий Чубайс. В связи с этим думские шутники даже предложили Зурабову перекраситься в рыжий цвет, чтобы больше соответствовать образу.)

Лекарственно-кадровый кризис развивался волнообразно. Нагнетание обстановки вокруг политического будущего министра Зурабова достигло очередного апогея, когда "Единая Россия", находясь в предвыборной лихорадке, предъявила ему, как известно, ультиматум: до 20 марта выработать конкретные меры для исправления ситуации по вопросу организации снабжения населения лекарственными препаратами.

Маневры "единороссов" на фоне кризисной ситуации, в связи со срывами обеспечения населения лекарственными препаратами, имеют несколько причин.

Во-первых, этот кризис - технический, и связан он с тем, что компании, которые обычно обеспечивают регулярные поставки в сети аптек лекарственных препаратов для льготников, в результате "наездов" со стороны тех же депутатов оказались либо в состоянии дезорганизации, либо были поставлены в новые для себя условия и не смогли быстро перестроиться. Так что депутаты отчасти сами были причиной этого кризиса. Можно предположить, что в данном случае "Единая Россия" таким своеобразным ходом попыталась реабилитироваться после памятного кризиса во время так называемой монетизации льгот, когда тот же Зурабов и региональные чиновники с удовольствием переложили на "единороссов" имиджевые издержки от последствий этой крайне непопулярной меры.

Во-вторых, "партия власти" выполняла свою прямую функцию поддержки Кремля, который выставил ряд претензий конкретному лицу в правительстве: "единороссы", развивая тему, оформили эти претензии в виде ультиматума.

И, в-третьих, "Единая Россия" решала свои конкретные предвыборные задачи, в частности на региональных выборах в марте.

Отметим, что затягивание Кремлем кадрового решения по Зурабову оказалось в конце концов выгодно "Единой России", так как она и в дальнейшем сможет использовать свои нападки на него как "избирательный ресурс". Интересно, но именно с подачи фракции "Единая Россия" в Государственной думе министр избежал неприятного общения со всем депутатским корпусом в обмен на некий "ультиматум". Характерно также, что именно члены лидирующей фракции пересмотрели собственное решение вызвать Зурабова в парламент.

Пока, как известно, вместо Зурабова Михаил Фрадков уволил непосредственного куратора системы - Рамиля Хабриева , главу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и соцразвития, и порекомендовал Зурабову найти последнему достойную замену. Конкретным результатом кадрового поручения Фрадкова Зурабову стал ряд незначительных увольнений в министерстве, произведенных министром лично.

Примечательно, что Хабриев не имел непосредственного отношения к механизму лекарственного обеспечения, в его функции входил, в первую очередь, контроль за качеством продукции. Говорили также, что как раз именно этот чиновник предпринимал попытки разобраться в ситуации, и эти попытки вывели на Зурабова и его окружение, которые якобы использовали кризисную ситуацию для личного обогащения.

Технология, описанная некоторыми наблюдателями, довольно проста и даже цинична: дескать, врачи в последнее время под разными предлогами отказывались выписывать рецепты на дорогостоящие препараты с тем, чтобы население было вынуждено приобретать их по рыночной цене, - как утверждают, под организованным давлением бывшего помощника Зурабова, и.о. главы Федеральной службы обязательного медицинского страхования Дмитрия Рейхарта. Получается, что Хабриев пострадал за то, что пытался честно выполнять свою работу, и единственным шансом для команды Зурабова стало избавиться от него в превентивном порядке - сняв с занимаемой должности.

Есть и иная версия: данный инцидент, скорее всего, произошел из-за того, что экс-глава службы вовремя не доложил о своих намерениях посетить пресс-конференцию, организованную Общественным советом по защите прав пациентов, где фактически признал наличие системных проблем в отрасли, а также публично возложил вину за кризис на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, заявив, что хочет обратиться в Генпрокуратуру РФ по этому поводу. Такая нелояльность якобы и привела к кадровым выводам, которые были оформлены Михаилом Фрадковым. Говорили, Хабриев был настолько шокирован своим увольнением, что даже не стал его комментировать.

Вместо Хабриева на пост главы службы, как известно, был назначен уважаемый в отрасли человек - Николай Юргель, заслуженный врач России (врач в пятом поколении), кандидат медицинских наук, ранее работавший замдиректора Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки и образования Минздравсоцразвития, но, по сути, - еще один "стрелочник" (на будущее).

В итоге "партия власти" не смогла "свалить" Зурабова, как и было, впрочем, задумано, а политические очки заработал лично Путин. Президент вообще в последнее время довольно очевидно дистанцируется от партийных проектов и "Единой России", и "Справедливой России". Говорят, что региональные начальники, по указке из Кремля, даже запрещают "партиям власти" упоминать его имя в ходе избирательных кампаний.

Однако "Единая Россия", похоже, надежды не теряет и продолжает развивать инициативу на данном направлении. Силами региональных отделений партия начала сбор подписей за отставку министра. Данное мероприятие осуществляется больше как "выпуск пара" (надо же чем-то занять региональный актив, вот и проводятся масштабные учения) и сопровождается своеобразным социологически-мобилизационным опросом с попутным выявлением потенциального избирателя "единороссов" на будущее.

Решительная риторика Андрея Исаева в данном контексте: "Либо Михаил Зурабов оперативно - до 20 марта - подготовит программу по решению кризиса, либо последует дальнейшее решение по его работе", - вполне согласовывалась, кстати, с мнением "справедливороссов", второй "партии власти". Однако, как известно, "жертвоприношение" было остановлено Дмитрием Медведевым, который заявил буквально следующее: "В течение последней недели, после того, как этот вопрос был поручен правительству, мы провели ряд мероприятий, подготовили документы, наметили планы и режим работы на ближайший период, и я уверен, что эту проблему за достаточно короткое время мы сможем закрыть".

Напомним, что в 2001-2003 годах Владимир Путин взялся "строить" так называемых олигархов и преуспел в этом. Тогда ритуальной жертвой стал Михаил Ходорковский, один из самых влиятельных и сильных мира сего, даже, как поговаривали, претендовавший на верховную власть. Так называемое дело Ходорковского началось со слов президента о том, что неправедным образом нажитым богатством необходимо делиться. Сегодня ситуация напоминает события 2003 года, когда перед самым арестом Михаила Борисовича и некоторых его соратников над ними буквально сгущались тучи, множились обвинения. Всем известно, чем закончилось дело.

Начало 2007 года, в свою очередь, на наш взгляд, стало настоящим дежа-вю: тучи над Михаилом Зурабовым явно сгущаются. Только теперь целью Кремля стали не "олигархи", которых он таки превратил в социально ответственных крупных собственников, а нерадивое и сребролюбивое российское чиновничество, из которого министр здравоохранения и социального развития - наиболее характерный персонаж: есть и свой бизнес (страховая компания МАКС и т.п.), есть и бизнес у друзей, есть и бюджетная кормушка, есть и разные "вкусные" программы. Например, ДЛО - "дополнительное лекарственное обеспечение", под которое были выделены значительные средства, но аудиторам Счетной палаты так до конца и не удалось выяснить, куда и кому конкретно они ушли.

Задуманное как благое дело, ДЛО (бесплатные лекарственные препараты для малоимущих) было превращено чиновниками в азартный бизнес и отлично отстроенную вертикально-горизонтальную систему денежного оборота: как удалось выяснить, в эту программу в основном включались преимущественно дорогостоящие лекарственные препараты, которые выписывались врачами на местах без особенных ограничений. В результате "выборка" выделенных бюджетных средств была практически полной, а посреднический процент, как утверждают, весьма высоким. Ситуация усугублялась тем, что "подсаженные" на дорогостоящие лекарственные препараты больные теперь действительно не могут без них обойтись, а перейти на отечественные, более дешевые, нет возможности: из-за совсем не протекционистской политики отечественные фармацевтические производства встали и многие просто не выжили в условиях жесткой конкуренции. Так что к концу 2006 года положение стало действительно социально опасным, а накануне мартовских выборов 2007 года, как мы уже упоминали, приобрело еще и ярко выраженные политические черты. С чем, собственно, и пришлось столкнуться и Кремлю, и Белому дому.

Возвращаясь к целям, которые преследует в данном контексте команда Путина, отметим, что вслед за "олигархами", похоже, действительно стали "строить" чиновников: президент довольно четко сформулировал эту задачу, характерно артикулируя свои намерения уже в нескольких своих Посланиях к Федеральному собранию.

В данном проекте Путину, как предполагается, будет помогать Виктор Иванов, один из влиятельнейших "кремлевских кардиналов", назначенный главой Межведомственной рабочей группы, специализирующейся на выработке нормативной базы по противодействию коррупционным процессам. Правда, он пока своего мнения относительно участи Зурабова не высказал. Однако, как известно, законотворческий процесс идет значительно быстрее, когда он подкреплен конкретными социально-политическими обстоятельствами - например, арестом министра.

       
Print version Распечатать