"Антикоррупционное оружие" Буша-младшего: каким должен быть ответ России

Борьба с коррупцией - обоюдоострое внешнеполитическое оружие

22 августа в двух столицах стран СНГ состоялись два знаковых мероприятия. В Алма-Аты под патронажем посольства США в Республике Казахстан прошла дискуссия на тему коррупции в посткоммунистических странах. В заседании приняли участие посол США в Казахстане Джон Ордвей, Марта Крилл Олкотт, ведущий научный сотрудник программы изучения России и Евразии Фонда Карнеги, Нурбулат Масанов, исполнительный директор фонда "Transpаr e ncy International" в Казахстане, а также другие ведущие казахстанские эксперты и журналисты. Вопросы взаимодействия по борьбе с коррупцией обсудили 22 августа в столице Таджикистана Душанбе генеральные прокуроры стран СНГ. Прокуратуры стран СНГ будут взаимодействовать в области защиты прав и свобод граждан, укрепления законности и правопорядка, противодействия незаконному обороту наркотиков, коррупции, транснациональной организованной преступности и международному терроризму. По результатам этой встречи Генеральный прокурор России Ю.Чайка возглавил Совет генпрокуроров СНГ.

Причина проведения этих двух мероприятий проста - США объявили о начале борьбы с коррупцией в международном масштабе. При этом не является удивительным тот факт, что эту борьбу планируется вести прежде всего на постсоветском пространстве. 11 августа президент США Джордж Буш-младший обнародовал "национальную стратегию" по поиску и конфискации финансовых активов высокопоставленных официальных лиц в зарубежных странах, замешанных в коррупции. "Национальная стратегия интернационализации усилий по борьбе с клептократией" создает основу для пресечения, предупреждения и борьбы с коррупцией среди высокопоставленных должностных лиц", - говорится в заявлении президента США. И если мероприятие в Казахстане, проводимое при прямом и явном участии американских дипломатов, не оставляет сомнений в том, что оно непосредственно связано с объявлением Бушем войны "мировым клептократам", то заседание генпрокуроров стран СНГ в Душанбе выглядит как первая реакция России на попытки "национальных стратегов" США использовать борьбу с коррупцией в качестве инструмента внешнеполитического влияния на постсоветском пространстве.

Использование коррупционных скандалов в одном государстве для продвижения другим государством своих интересов в этой стране не является чем-то новым для политологов. Для борьбы с коррупцией в международном масштабе выстроена мощная инфраструктура, состоящая из множества неправительственных организаций (НПО) соответствующей специализации, различного рода банков и фондов, движений и комитетов. Как и в случае "борьбы за демократию и права человека" существуют специальные рейтинги уровня коррупции в разных странах мира, составляемые НПО. Наиболее известными организациями, публикующими рейтинг подобного рода, являются фонд " Tranparency International " и Всемирный банк.

Анализ публикаций СМИ по теме борьбы с коррупцией на постсоветском пространстве показывает, что неправительственные организации, находящиеся под контролем США, наиболее активно ставят вопрос о борьбе с коррупцией в Казахстане, Белоруссии, Киргизии, Армении и России. Нетрудно заметить, что этот список составляют страны, в которых "бархатные" революции под руководством США либо не были доведены до своего логического конца (дело закончилось, скажем так, "мировым соглашением всех заинтересованных сторон"), либо еще только планируются. Между тем в странах, где "бархатные" революции достигли успеха (прежде всего это Украина и Грузия), тема борьбы с коррупцией либо не поднимается вовсе, либо используется для "тонкой корректировки" курса ныне действующей власти. В обоих случаях "антикоррупционное оружие" может быть весьма полезным инструментом в руках Госдепартамента США.

"Продвижение демократии": мировые финансовые центры окажут помощь правозащитникам

Согласно заявлениям администрации США, "национальная стратегия по интернационализации усилий по борьбе с клептократией" логически продолжает "Декларацию о борьбе с коррупцией", принятую на прошедшем этим летом саммите G 8 в Санкт-Петербурге. Действительно, анализируя оба документа, нетрудно обнаружить их сходство. Разница лишь в том, что "национальная стратегия", представленная президентом США, более точно определяет цель всех "антикоррупционных" кампаний, инициируемых Америкой.

Как говорится в распространенном от имени Буша заявлении, "клептократия - препятствие на пути демократического прогресса, которое подрывает веру в демократические институты и лишает народ процветания". Кроме того, в "Декларации о борьбе с коррупцией", принятой на саммите G 8, ничего не говорится об усилиях, направленных на пресечение "подкупа зарубежных политических партий, партийных официальных фигур и кандидатов на выборные должности", о которых упоминается в "национальной стратегии" США. Поэтому особо примечательным в этой связи выглядит комментарий директора российского отделения "Transparency International" Елены Панфиловой по поводу "антикоррупционной" декларации, принятой членами стран G 8 . "Российским чиновникам эта конвенция особенно ничем не грозит. Ни завтра, ни послезавтра. Но рано или поздно она станет для них чувствительной. Эта формулировка - первый звоночек. Если даже Россия ничего не предпримет в этом направлении, то другие страны предпримут. Фактически, российских чиновников будут контролировать их западные коллеги. Зарубежные "красоты" устраивать станет куда сложнее", - сказала Е.Панфилова. Как видим, это весьма прозрачный намек в отношении России от международных "борцов с коррупцией". Но является ли этот намек действительно угрозой в адрес нашей страны?

Принято считать, что коррупция есть везде. Она есть и в самих США. 30 апреля 2003 года испанская газета " Rebelion " опубликовала статью под заголовком "Клептократия правительства Буша-младшего". В статье подробно описываются связи высших должностных лиц администрации Буша-младшего с известными транснациональными корпорациями. "... Правительство Буша состоит из группы коммерсантов, лоббирующих интересы крупных компаний. Характерными чертами этого правительства стали разворовывание природных ресурсов, коррупция, использование привилегированной информации в корыстных целях, использование политической власти для собственного обогащения", - такими словами заканчивается статья в испанской " Rebelion ".

Или вот другой пример. Грузинская газета "Резонанси" в # 225 от 21 августа 2006 года опубликовала материал "Грузия снова... на перекрестке", подписанный Адамом Вульфом. В предисловии от редакции утверждается, что автор этой статьи - американский дипломат, скрывающийся под псевдонимом. Посмотрим, на что же намекает грузинским властям этот "дипломат". "В то время, когда никто не хочет иметь иллюзий относительно имперских амбиций России, власти Грузии должны полностью осознать тот факт, что помощь Соединенных Штатов будет продолжаться до тех пор, пока это в их стратегических интересах. Смена администрации в Вашингтоне или перегруппировка монополистических групп вокруг природных ресурсов может привести грузинские власти к состоянию полной изоляции и оставить в тяжелой ситуации под угрозой с севера в дальнейшем", - пишет А.Вульф. Надеюсь, после этой цитаты всем понятны причины, по которым американский дипломат использовал псевдоним. Ему совсем ни к чему выступать под своим именем в грузинской газете накануне того самого заседания в Алма-Аты, посвященного "борьбе с коррупцией" и проводимого его коллегами из американского дипкорпуса. Совсем ни к чему от своего имени говорить правду о том, что под предлогом борьбы с коррупцией в Грузии США преследуют исключительно свои политические и экономические интересы, а если еще точнее, интересы транснациональных корпораций. Но вот остановить грузинского президента Саакашвили, перешедшего в своей "борьбе с коррупцией" все мыслимые пределы, было необходимо. Причиной тому являются документально подтвержденные факты пыток и издевательств над бывшим председателем Контрольной палаты Грузии Молашвили, который при прежних властях имел неосторожность проверить финансовую деятельность грузинского Минюста, возглавляемого в то время Саакашвили.

Приведенные цитаты позволяют сделать очень важный вывод. "Антикоррупционное оружие", используемое во внешней политике, - это обоюдоострый инструмент с крайне узкой областью применения. В современном глобализированном мире финансовые и политические элиты разных стран очень тесно связаны друг с другом. И коррупционные скандалы, инициируемые извне, способны не только помочь продвижению чьих-либо экономических и политических интересов в какой-либо стране, но и подчас существенно навредить таким интересам. Так, например, желание США улучшить провальную позицию президента Украины в первом раунде "газовой войны" с Россией в январе этого года натолкнулось на барьер в виде "непрозрачных" финансовых и иных отношений между одним из лидеров украинского "майдана" и бывшим премьер-министром Украины П.Лазаренко. Поэтому не будет преувеличением утверждение о том, что в настоящее время в области борьбы с коррупцией страны-члены G 8, как и во времена гонки ядерных вооружений, руководствуются принципом "взаимного сдерживания".

Ключевым положением "национальной стратегии" американской администрации по борьбе с международной коррупцией является объединение усилий "мировых финансовых центров" для недопущения доступа коррупционеров к мировой финансовой системе. Одним из таких финансовых центров является Всемирный банк (ВБ), который еще в апреле этого года обнародовал стратегию по борьбе с коррупцией в государствах, где реализуются проекты, финансируемые из средств банка.

По словам президента Всемирного банка П.Вулфовица, на уровне отдельных стран меры борьбы с коррупцией будут усилены "с помощью различных инструментов", в том числе займов, грантов, исследовательской и технической помощи. Банк также увеличит инвестиции в сферу юридических реформ, реформ государственной службы, СМИ и свободы распространения информации". Усиление роли "финансовых центров" (Всемирный банк и т.п.) в рамках антикоррупционных кампаний, проводимых США по всему миру, говорит о понимании американской администрацией того факта, что в результате введенных Россией и некоторыми другими странами СНГ ограничительных мер в отношении деятельности иностранных НПО эффективность их действий в деле "продвижения демократии" значительно снизилась.

Нововведения в сфере борьбы с коррупцией в рамках проектов ВБ, озвученные президентом банка П.Вулфовицем, показывают, что "мировые финансовые центры" рассматриваются авторами "национальной стратегии" США как более эффективный инструмент внешнеполитического влияния, нежели неправительственные организации, занимающиеся правозащитной деятельностью и "продвижением демократии".

Однако и у "мировых финансовых центров" как инструмента внешней политики США также есть свои ограничения. Как утверждает экономический еженедельник Армении "Деловой экспресс" в своей статье "Коррупция как тормоз экономического развития", ослабление государства при переходе к рынку объективно усиливает влияние на него международной коррупции, когда потенциальным политическим союзникам раздаются финансовые средства в виде различного рода грантов и кредитов "технической помощи". "Международный бизнес также часто использует коррупцию как инструмент проникновения на рынок и закрепления на нем. По данным американских экспертов, при заключении крупных контрактов в 80% случаев они доставались иностранным компаниям, предлагавшим взятки... Нам полезно знать, что налоговое законодательство многих стран фактически поощряет такое поведение, рассматривая это как необходимые для производства затраты", - говорится в статье "Делового экспресса".

О том, что "борьба с коррупцией" часто вредит делу "продвижения демократии", говорят и сами эксперты в области борьбы с коррупцией. В марте 2005 года американское издание " Foreign Policy " в своей статье "Война с коррупцией делает мир хуже" процитировало одного из ведущих экспертов по борьбе с коррупцией Д.Кауфманна, который заявил, что "... война с коррупцией подрывает демократию, способствуя избранию не тех лидеров и отвлекая общество от актуальных проблем".

Двухпартийная система - ограничитель на пути проникновения в Россию иностранных "борцов с коррупцией"

Как уже говорилось, в "антикоррупционной стратегии" США есть пункт, непосредственно касающийся основного элемента любой демократии - выборов. Речь идет о фактах "подкупа зарубежных политических партий, партийных официальных фигур и кандидатов на выборные должности". Появление такого пункта в программных документах американской администрации накануне российских выборов 2007-2008 гг. не является случайностью. Все разговоры в западной прессе о том, что в России якобы "клептократия" ("власть воров"), начинаются, как правило, в период активной фазы федеральных избирательных кампаний, проводимых в нашей стране. Так было всегда. Это происходит и сейчас. Любопытная оговорка, открывающая завесу секретности над темой борьбы с коррупцией в России, была допущена редакцией российских "Ведомостей" в редакционном комментарии от 23 августа. Как считает издание, "...гвардейская война с коррупцией сведется, скорее всего, к борьбе с отдельными коррупционерами, а не с порождающим ее фактором - монополией на власть".

Борьба российской оппозиции с этой пресловутой "монополией на власть" идет уже который год. Однако результатов нет по той простой причине, что российский избиратель в целом пока доволен действиями властей. Поэтому скандальная книга С.Белковского и В.Голышева "Бизнес Владимира Путина" вызвала интерес только у сторонников "оранжевой революции" в России. Это, кстати, свидетельствует и о том, что тема борьбы с коррупцией может использоваться для поддержания сплоченности рядов оппозиции. За примерами далеко ходить не надо: вот, например, публикация "О коррупции в России" на сайте небезызвестной группы "оранжевой" молодежи, руководимой Э.Лимоновым.

Между тем появление на политической сцене страны нового партийного проекта РПЖ-"Родина"-Партия пенсионеров, ставшее главным внутриполитическим событием этого лета, заставляет с особым вниманием прислушиваться к словам вице-президента РСПП И.Юргенса, который в интервью "Российской газете" рассказал о четырех общепризнанных инструментах борьбы с коррупцией. "Во-первых, демократическая двухпартийная система, когда каждой партии выгодно друг друга в чем-то уличать. Во-вторых, свободная пресса, которая получает этот "слив" информации и доводит его до граждан. Из первых двух вытекает третий инструмент - развитое гражданское общество, способное играть роль арбитра. И четвертое - воспитание в народе "нулевой терпимости" к коррупции, что будет особенно сложно для России с учетом наших традиций взяточничества", - заявил И.Юргенс.

Конечно, эта схема идеальна, и не все инструменты по борьбе с коррупцией (ведь то, что с ней нужно бороться, никто не отрицает) сразу докажут свою эффективность в России. Но шаги по укреплению партийной системы необходимы. Несмотря на "осторожный скепсис" зам. главы администрации президента России В.Ю.Суркова в отношении перспектив создания второй "партии власти", применение против России "антикоррупционного оружия" извне может быть именно тем мотивом, который усилит желание российских властей использовать все четыре инструмента по борьбе с коррупцией.

Особенности национальной охоты за иностранными "антикоррупционерами"

Американская "национальная стратегия по интернационализации усилий в борьбе с клептократией" была по достоинству оценена политологами. Как отмечает эксперт АПН-Казахстан А.Уразов, в документе заложен мощный ресурс по международному вмешательству в дела стран мира. "Привлечение внимания к проблеме коррупции в государственном аппарате любой из стран постсоветского пространства может привести к незаметному смещению логических акцентов в сторону "недемократичности и авторитарности режима в целом". В этой ситуации сценарий "политической коррекции" режима в стране напрямую будет проецироваться на местоположение объектной державы в системе постсоветского пространства и ее отношения с членами "силовой системы" великих держав", - считает политолог. Подытоживая все написанное выше, можно сформулировать ряд параметров "антикоррупционного оружия" и набор способов по блокированию его применения.

· Борьба с коррупцией - обоюдоострый внешнеполитический инструмент, поскольку политические и финансовые элиты различных стран имеют тесные взаимосвязи друг с другом. России не нужно бояться угроз со стороны США применить такое "оружие".

· Борьба с коррупцией как политическая технология имеет очень узкую сферу применения и продолжительность. Любые действия в ходе применения этой технологии происходят по схеме: "удар - реакция - откат".

· Антикоррупционная кампания, проводимая извне, весьма эффективна как средство для создания преимущества одной из сторон в ходе крупного внутри- или внешнеполитического торга.

· Борьба с коррупцией как политическая технология может быть эффективна только в сочетании с другими технологиями и методами политического давления на другие государства. Времена, когда на одних только обвинениях в коррупции действующей в стране власти можно было в одночасье сместить неугодный политический режим, уже прошли.

Что надо делать России?

· Активизировать роль финансовой разведки. Она должна действовать как вне страны, так и внутри ее.

· Проводить открытую экономическую политику. Допуск иностранных компаний на российский рынок позволяет снизить угрозу национальной безопасности России в результате применения "антикоррупционного оружия".

· Проводить собственные кампании по борьбе с коррупционерами. Особенно это касается ситуации в российских регионах.

· Помогать своим союзникам на постсоветском пространстве отражать нападения США по "антикоррупционной" теме. Одним из инструментов блокирования таких атак может стать создание наднационального агентства по борьбе с коррупцией, которое, в числе всего прочего, может измерять уровень коррупции в странах постсоветского пространства. В роли такого агентства может выступить и Совет генпрокуроров СНГ, который возглавляет генпрокурор России Ю.Чайка.

· Активно участвовать в политической жизни США. Влиять на развитие коррупционных скандалов в Америке через свои собственные и иностранные СМИ.

Последний пункт не должен удивлять читателя. В США уже тоже начинается очередной электоральный цикл. Исход выборов в конгресс и президентских выборов в США будет решаться в ходе ожесточенной борьбы между демократами и республиканцами. Поэтому успешный опыт России по работе с иностранными СМИ, продемонстрированный в ходе саммита G 8, должен быть распространен и на тему борьбы с коррупцией.

       
Print version Распечатать