Американский план для Китая

Принятие конгрессом США экстренного плана по спасению американской экономики с приданием чрезвычайных полномочий министру финансов Генри Полсону лишь подчеркнуло ту ключевую роль, которую играет эта фигура в вопросах, далеко выходящих за проблемное поле сферы американских и мировых финансов. В этом контексте любые заявления Полсона по какой-либо проблеме не могут пройти незамеченными.

В самый разгар финансового кризиса, в номере журнала Foreign Affairs за сентябрь–октябрь 2008 года, вышла в свет статья Генри Полсона "Стратегическое экономическое ангажирование: укрепление американо-китайских связей". В самом начале статьи Полсон пишет: "Одним из первых вызовов, с которым придется столкнуться следующему президенту США, станет вопрос о том, как реагировать на обретение Китаем статуса мировой державы. Некоторые полагают, что Китай представляет угрозу, которой надо противостоять, либо сдерживать ее. Другие возражают, что рост экономики Китая открывает новые возможности для экономики США и что Вашингтону следует подходить к этой растущей державе с позиций ангажирования. Я убежден, что ангажирование - это единственный путь к успеху".

2006 год как точка отсчета

Наверное, трудно понять, почему в такой тяжелый для всей американской финансовой системы момент Генри Полсон обратился к китайской проблематике, если не вспомнить биографию самого Полсона и обстоятельства, сопутствовавшие его назначению на пост министра финансов.

До своего назначения на пост главы Казначейства в июне 2006 года Генри Полсон в течение семи лет возглавлял крупнейший инвестиционный банк Goldman Sachs, где с 1974 года проработал на разных должностях. Особое внимание Генри Полсон всегда уделял развитию связей с Китаем: по подсчетам The Daily Telegraph, за годы работы в Goldman Sachs он побывал в Китае свыше 70 раз, установив близкие отношения с китайским руководством.

Впрочем, дело не в одних личных симпатиях Полсона к Китаю.

Когда в конце мая 2006 года президент США Джордж Буш упомянул имя Генри Полсона в качестве будущего главы Казначейства, американо-китайские отношения отнюдь не были идеальными. Американская пресса однозначно характеризовала их как новую холодную войну. Более того, время от времени появлялись и вполне серьезные прогнозы аналитиков о потенциальном исходе прямого вооруженного конфликта между Китаем и США из-за проблемы Тайваня.

В Конгрессе США на разных стадиях законодательной проработки находилось свыше двадцати законопроектов, в той или иной мере направленных против Китая (в основном касающихся тарифов и иных протекционистских мер, направленных на ограничение импорта китайских товаров). При этом "антикитайское лобби", опирающееся на широко распространенные в американском обществе антикитайские настроения, не ограничивалось политическими противниками президента Буша: его лидерами были (и остаются) сенатор-демократ от штата Нью-Йорк Чарльз Шумер и сенатор-республиканец от Южной Каролины Линдси Грэм.

2006 год ознаменовал собой резкий разворот в политике США на китайском направлении. Через три месяца после назначения Полсона министром финансов президент США Джордж Буш и председатель КНР Ху Цзиньтао подписали соглашение о "стратегическом экономическом диалоге" (СЭД). Естественно, что сопредседателем СЭД с американской стороны стал Генри Полсон.

Главная цель Полсона состояла в том, чтобы добиться отмены жестко фиксируемого Центробанком Китая курса юаня по отношению к доллару, который, по мнению американских экономистов, был искусственно занижен и тем самым создавал неравные условия для конкуренции китайских экспортных товаров на американском рынке перед товарами американского производства.

Суть коллизии такова: экономика Китая главным образом ориентирована на экспорт, чему в немалой степени способствуют низкий курс юаня и дешевизна рабочей силы. Это приводит к огромному притоку иностранной валюты, прежде всего долларов США - сальдо торгового баланса между США и Китаем в последние три года стабильно превышает 200 миллиардов долларов в год в пользу Китая, а в 2007 году превысило 250 миллиардов.

На сегодняшний день по накопленным золотовалютным резервам Китай занимает первое место в мире. Их общий объем оценивается в астрономическую сумму в 1,8 триллиона долларов, а по подсчетам досужих экономистов, эта сумма возрастает со скоростью 100 миллионов долларов в час.

При этом внутреннее потребление и емкость внутреннего рынка, где все расчеты ведутся в юанях, остаются на крайне низком уровне.

Резкое повышение курса юаня, на котором настаивают американцы, приведет к тому, что накопленные золотовалютные резервы Китая моментально обесценятся. Поскольку возможности их реализации внутри страны практически нет, единственным выходом для Китая остается размещение активов за рубежом. Порядка двух третей размещены в облигациях Казначейства США и иных долларовых активах, что делает Китай вторым после Японии зарубежным держателем американских ценных бумаг.

Это вызывает разнонаправленные эмоции в США и в Китае. Американцы опасаются того, что их экономика переходит в руки иностранцев, которые в любой момент могут окончательно обвалить и без того практически рухнувший фондовый рынок. В свою очередь в Китае растет неприятие того, что золотовалютные резервы используются для подпитки американской экономики в то время, как экономика и социальная сфера в самом Китае нуждаются в дополнительных вливаниях.

"Нам не жить друг без друга"

Объективно складывающаяся ситуация делала задачу Генри Полсона чрезвычайно сложной, но при этом он был едва ли не единственным, кто мог с ней справиться.

В вопросе о курсе юаня к доллару ему удалось добиться того, что за три года курс вырос на 23 процента. Критики в конгрессе утверждают, будто этого недостаточно, но прагматики возражают, что форсирование этого процесса может привести к тому, что китайцы просто-напросто захотят вывести свои активы из американских ценных бумаг. Эта угроза была озвучена летом 2007 года и привела к панике в финансовых кругах США.

Более важно то, что Полсону удалось обратить на пользу США колоссальный дефицит торгового баланса в отношениях с Китаем. То, что основная часть китайских активов по-прежнему размещена в американских ценных бумагах (а это сумма, как минимум в 1,5 раза превосходящая те 700 миллиардов, что были выделены на помощь экономике США по "плану Полсона"), если и не служит гарантией от финансового краха, то, по крайней мере, дает возможность для маневра.

То, что немедленный вывод китайских активов из США стал бы катастрофой для американской финансовой системы, очевидно. Но не в меньшей степени он был бы катастрофичен и для Китая: вопрос о том, где разместить золотовалютные резервы при невозможности сделать это внутри страны, а главное - кто будет покупать китайскую экспортную продукцию, если рухнут рынки США, остается.

В итоге отношения США и Китая в финансовой сфере напоминают отношения "вампир-жертва", при которых жертва нуждается в вампире не меньше, чем тот в притоке ее крови. И в этом гарантия от резких телодвижений как с той, так и с другой стороны при любом изменении политической конъюнктуры.

Впрочем, антикитайское лобби в конгрессе никуда не исчезло - Чарльз Шумер останется сенатором как минимум до 2010 года, Линдси Грэм переизбирается в этом году с хорошими шансами на победу. Да и помимо них, в США немало сторонников ужесточения курса в отношении Китая.

Как бы упреждая попытки изменить политику на китайском направлении при будущей администрации, Генри Полсон адресует последние пассажи статьи новому президенту США, призывая его избегать карательных мер в отношении Китая, проводить политику ангажирования и разрешать все споры на двусторонней или многосторонней основе, как делает нынешняя администрация, что в итоге позволит "расширить СЭД и вывести американо-китайские отношения на новый уровень".

Впрочем, похоже, что гораздо больше, чем подобные призывы, на будущую администрацию будут оказывать влияние практические результаты работы Генри Полсона, выстроившего "глобальные" отношения с Китаем, при которых существование двух национальных финансовых систем оказалось попросту немыслимым в отрыве друг от друга. И именно это является гарантией не только от попыток усиления протекционистских мер с одной из сторон, но и от попыток моментально перевести все золотовалютные резервы в недолларовые активы - с другой.

Совершенно справедливо в рецензии на статью Полсона пишет ветеран американской дипломатии, директор Центра изучения Японии в Университете Северной Каролины, Джон Сильвестер: "В дипломатическом досье нынешней администрации наши отношения с Китаем выглядят одним из немногих очевидных достижений".

       
Print version Распечатать