Агония мифа

"Все животные равны, но некоторые равнее других"
Дж. Оруэлл

Как сказал о. Андрей (Кураев), "в Европе сейчас умирает один из самых больших мифов - миф о правах человека". В общем-то, правильно сказал. Беспорядки во Франции - агония этого самого мифа, просто проявившаяся в столь значительных масштабах. "Официальным началом" печальных событий в пригородах Парижа послужила смерть двух подростков-мусульман. Сразу же после этой беды толпы молодых "экстремистов" вышли на улицы и стали крушить все, что под руку попадется. Не помогла даже полиция. А началось все, заметьте, из-за двух подростков, родителей, которых, кстати, после инцидента принял премьер-министр Франции.

Как-то странно все это, не находите? Смерть - это, конечно, неправильная штука, а тем более если смерть детская. Но чтобы из-за этого в нескольких городах вспыхивали восстания, весьма похожие на гражданскую войну в миниатюре? То ли у французских мусульман настолько развито чувство единства, то ли чувство общей агрессии. И то и другое должно принимать какие-то фантастические масштабы, чтобы из-за несчастного случая начинать войну.

Многим, однако, становится "все понятно" при слове "мусульмане". Ну да, исламская агрессия, пол-Европы уже исповедует веру Мухаммеда и так далее в том же духе. Однако и это объяснение не очень похоже на правду, потому что, во-первых, ислам не слишком миссионерская религия. Процентное соотношение показывает, что католиков, скажем, во Франции много больше, чем исламистов. Во-вторых, потому, что если бы мусульмане так же агрессивно реагировали на любые негативные проявления окружающей реальности, то от Франции уже давно и следа бы не осталось. Пять миллионов мусульман, пять миллионов террористов-смертников. В-третьих, европейский ислам - это не ваххабизм, он не предполагает джихада с тротиловыми поясами и шрапнелью.

Однако явление имеет место быть. Явление массовых беспорядков, которые продолжаются уже с неделю или около того. Так что же это? И, самое главное, почему это происходит? Почему одни люди начали убивать и калечить других людей? Чтобы разобраться в происходящем, давайте откажемся от пары заведомо ложных стереотипов. Первый из них состоит в том, что конфликт имеет религиозную почву. Не имеет. Иначе дело не ограничилось бы и тем, что творится сейчас. Самый известный религиозный конфликт во Франции - Варфоломеевская ночь. Такие уроки запоминаются надолго, и память о них передается из поколения в поколение.

Стереотип второй: первопричина беспорядков - смерть двух подростков. Простите за цинизм, но этого мало. Вот если бы французские полицейские залили напалмом целый мусульманский квартал, это да. Тут бы не то еще вспыхнуло. К тому же непосредственного участия в смерти парней французская полиция не принимала.

Третий стереотип - беспрецедентность подобного рода конфликтов во Франции. Неправда. Нечто подобное, хотя и в значительно меньших масштабах, уже случалось в 2001 году в Сангате. Случалось и раньше, и позже, просто все это носило локальный характер, а потому не получало такой огласки.

Отказавшись от этих клише, стоит обратить внимание на то, что погибшие подростки были из "бедных кварталов", равно как и та молодежь, что вышла устраивать погромы. Вот с этих самых "бедных кварталов" и стоит начать. По сути дела, это гетто для выходцев из Африки и стран Азии. Естественно, что большинство обитателей этих гетто - мусульмане. Просто по этнической и культурной принадлежности. Жизнь в гетто определенной группы людей предполагает их объединение в коллектив. И для такой организации у "французских бедняков" есть все. Во-первых, религия. Мусульмане в христианском мире, верные среди неверных. Во-вторых, внешний враг - это европейцы французы. Имея две эти составляющие, мы уже получаем мощнейший посыл для религиозного национализма. Но самое главное - это то, что кварталы бедные. Социальный статус обитателей гетто оставляет желать лучшего.

Многие жители этих кварталов - нелегалы. Но даже те, кто проживает там легально, не могут получить нормальную работу, чтобы повысить свой уровень жизни. Для этого необходимо повышать образовательный и квалификационный уровень, а то и просто бороться с "вежливым европейским национализмом", который не предполагает засилья азиатов на "европейских рабочих местах". Для всего этого нужно время и деньги. Денег же взять неоткуда потому, что работа у жителей гетто не сильно прибыльная, а то и вовсе ее нет. Вот и получается замкнутый круг "бедного квартала". Но и это не все. Чтобы как-то жить, "французские бедняки" воруют. Естественно, их ловят и арестовывают. Плюс европейцы еще более презрительно начинают относиться к азиатам. В этой атмосфере происходит постоянное нагнетание агрессии. Вот она и начала выливаться, агрессия-то.

Погибшие подростки стали последней каплей. Просто в головы "бедняков" пришла одна простая мысль: "если раньше нас ловили и сажали, то теперь просто уничтожают".

Более того, последовавшая за началом беспорядков работа полиции только подтвердила эту мысль. Фактически французская полиция выполняла боевую операцию, единственная разница была в том, что полицейские стреляли резиновыми пулями. Естественно, что такой вариант усмирения обитателей гетто ни к чему не привел. Мусульман загнали в угол. Загнанный в угол мусульманин - это страшнее, чем ваххабит. Потому, собственно, народное восстание до сих пор и продолжается. Для французов эта агрессия просто стихийный акт. Для азиатов - это война за свои права и свободы.

Единственный путь для правительства Франции усмирить "французских бедняков" - начать переговоры. И в этих переговорах должна значиться программа по улучшению уровня жизни обитателей "бедных кварталов". Силовое воздействие лишь увеличит ответную агрессию.

Мысль о переговорах уже была озвучена в правительстве Франции. Однако вот что несколько удивляет: а зачем вообще было доводить ситуацию до такой стадии? Почему раньше этих самых "бедные кварталы" будто бы не замечали? Почему первое, что пришло в голову государственным деятелям, - это переговоры, а не силовое подавление?

Складывается ощущение, что не так уж неправы обитатели французских гетто, думающие, что их не считают за людей. В данном случае мы видим столкновение двух националистических взглядов: тихого, вежливого и очень презрительного национализма французов (для которых жители гетто - это если и люди, то не настолько люди, как европейцы) с громким азиатским национализмом ("раз вы нас за людей уже не считаете, то нам деваться некуда").

И спихнуть все на ислам уже не получится. Не в исламе дело, а в уровне жизни и политике создания "азиатских резерваций". Нелегалов лучше отлавливать на границе, а уж если стал "неевропеец" гражданином Франции, то и относиться к нему стоит соответственно. Без националистских предрассудков.

       
Print version Распечатать