1989 – на пороге неизведанного

Двадцать лет назад рухнула не только Берлинская стена, но и цитадель идеологии, сдерживавшая волны подсознательных суеверий и страхов в обществе. Каким был 1989 год для наших соотечественников? По словам очевидцев, это было время, когда можно было поверить во все, что угодно.

«Это был взрыв, это был бум. Все, о чем нельзя было говорить, оказалось на поверхности. Там же появилась и пена – шарлатаны», – говорит Елена Сергеевна Авдеева, инструктор-методист московской Школы БЭСТ (биоэнергосистемотерапии) по методу Зуева. Никогда еще увлечение нетрадиционной медициной и паранаукой не было в нашей стране таким массовым. Еще три года – и брожение идей оформится в новые религиозные движения, такие как, к примеру, «Великое Белое Братство» и Церковь Виссариона. Позднее к нам хлынут миссионеры – свидетели Иеговы, мунниты, адвентисты 7-го дня и многие другие.

Но пока еще бушует сплошной «неинституализированный религиозный опыт», как сказал бы социолог Бергер. Ему, кстати, принадлежат слова: «Там, где говорят ангелы, всякие житейские дела становятся незначительными, бледнеют до состояния нереальности. Если б ангелы говорили все время, то деловая жизнь, вероятно, целиком остановилась бы». И правда, 1989 год – это время, когда «деловая жизнь» копила в своих недрах потенциал для будущего бурного роста, и со стороны это выглядело, как будто бы она замерла в неизвестности. А вот нетрадиционная религиозность, напротив, расцвела буйным цветом во всем многообразии форм и проявлений.

Люди 1989-го больше тяготели к паранауке, чем к мистике. После долгих лет научного атеизма проще было поверить в выдающиеся способности своих собратьев (электромагнетизм, хилерство) или в возможность пришествия гостей из далеких галактик (уфология), чем в существование сверхъестественных сил. К тому же отношение партии к религии как институту пока еще оставалось отрицательным. В 1989 году на первом плане были вопросы, если можно так выразиться, практической целесообразности, а о высших материях духовные мыслители задумались несколько позднее.

Нетрадиционные медицина и психология, всевозможные гадательные практики и разные псевдонаучные теории существовали еще тогда, когда о перестройке никто и не думал, однако до второй половины 1980-х эти знания оставались «эзотерическими» в первоначальном значении этого слова, были прерогативой сравнительно небольшой прослойки увлеченных людей. С наступлением гласности ситуация поменялась с точностью до наоборот.

Со слов Елены Сергеевны Авдеевой, было очень много увлеченных людей, а литературы – крайне мало. Ее по-прежнему собирали по кусочкам – по статьям и перепечаткам. Однако уже гремели имена Ванги и Джуны. Были известны Левшинов и Травинка. Увидел свет «Исповедимый путь» Мартынова. Выходил очень хороший журнал «Путь к себе»: там печатались статьи по уфологии, йоге и электромагнетизму. Со всей Москвы люди ездили в одноименный магазин. Сафонов опубликовал «Записки экстрасенса» в журнале «Трезвость и культура». За каждой книгой тогда гонялись. Любая из них была интересной и емкой.

Пользовался популярностью журнал «Наука и религия» с информацией по нумерологии, Агни-йоге и молитвами. Например, большим открытием для Елены стала молитва Иисуса в этом журнале. Очень популярны были биоэнергетика и телекинез. Известность приобрели исследования психической энергии Веника. Многие изобретали приборы для измерения ауры и ходили с рамочками. «В 1989-м я отдыхала в Саккском военном санатории, – рассказывает Авдеева. – Там был замечательный психотерапевт Казачок Николай Григорьевич, вокруг него собирались все: увлекавшиеся хиромантией и нумерологией, биоэнергетикой и уфологией и т. д. Благодаря нему-то я и познакомилась не только с модными в то время увлечениями, но и с работами нашего дорогого Учителя, Евгения Иосифовича Зуева, целителя в 5-м поколении».

Гении, шарлатаны… или госзаказ?

Многие помнят, как усаживались перед телевизором всей семьей, и дети приносили с собой зубную пасту «Чебурашка», плюшевых мишек, чашки с водой – «заряжаться». «Тишина царит, все смотрят Анатолия Михалыча, на улице ни души, в огороде тоже самое…», – такие слова нередки в отзывах-воспоминаниях о сеансах Кашпировского, которых довольно много в Интернете. Многие телезрители пытаются как можно теснее приблизиться к «Великому Мастеру», чуть ли не залазят в «голубой экран». Многие старички и старушки бегут по лестницам на верхние этажи, приезжают из деревень, лишенных телевидения в райцентры, чтобы увидеть своего гуру.

Два конкурирующих психотерапевта-экстрасенса, Анатолий Кашпировский и Алан Чумак, приобрели колоссальную знаменитость именно в 1989 году. Первым на телеэкраны (а именно так экстрасенсы приобрели всенародную известность) попал Анатолий Кашпировский. О себе он как-то сказал: «В моем деле одна только вера важна для меня – моя вера в бесконечную глубину и сложность мира человека, в котором таится секрет его спасения от самого себя». Его сеансы практически сразу приобретают небывалую популярность, а самого его в 1989 году признают «Человеком года». Всего шесть «Сеансов здоровья врача-психотерапевта Анатолия Кашпировского» – а сколько чудесных излечений, согласно одним источникам, и сколько искалеченных судеб, со слов!

Передачам предшествовали два телемоста, во время которых «психотерапия» Анатолия Михайловича служила обезболивающим при трех операциях (говорят, что во время одной из них пациентка пела с 40-сантиметровым разрезом в области живота), и пять сеансов на украинском телевидении. По словам самого Кашпировского, телесеансы были нацелены прежде всего на детей, страдающих энурезом и энкопрезом, от которых все же многие маленькие пациенты излечились. Влияние передач не только на детей, но и на взрослых было огромным. Слава Кашпировского – колоссальной. В Польше, где он вел передачи с 1990 по 1993 годы, ему вручили премию за самые высокие рейтинги.

Вместе с тем психотерапевту приписывали чуть ли не программирование людей на распад Союза (хотя сам он говорит, что жалеет об утраченном единстве союзных республик). По окончании передач разгорается скандал с обвинениями Кашпировского в нанесении вреда здоровью телезрителей. На волне популярности в 1993 году «гипнотизера», как его окрестили СМИ (сам он отрицает использование гипноза, называя свои сеансы психотерапией соматических заболеваний), избирают в Государственную Думу от ЛДПР. Надо отметить, что и на телевидение он оказался благодаря Митрофанову, попавшему во фракцию ЛДПР в Госдуме первого созыва.

Однако число жалоб на Кашпировского растет, и он в 1995 году практически переезжает в Америку, где и до этого время от времени жил и успел приобрести некоторую известность. Сам психотерапевт утверждает, что 1995-м ушел из Думы и больше туда не вернулся из-за того, что Жириновский преуменьшил его роль в переговорах с Басаевым в Будденовске…

Было ли его появление на телевидение госзаказом или изощренной аферой? Ни то, ни другое доказать уже невозможно. Елена Авдеева склоняется к тому, что все же некоторое потворство Кашпировскому со стороны государства присутствовало, однако добавляет, что его сила и умение влиять на аудиторию сомнений не вызывают. Она говорит, что необходима вера: если человек верит в силу лечения, то оно, вероятно, поможет. Но дальше ситуация будет развиваться в зависимости от личности психотерапевта, от его сверхзадачи: если это деньги или слава, такое лечение будет только во вред.

Где же сейчас «великий целитель» или мракобес, человек, появившийся слишком рано, чтобы его оценили, или одержимый нечистой силой?

В 2005–2006 годах после выступлений на Украине Кашпировский снова проводит сеансы в ряде российских городов. На этот раз в своей деятельности он сталкивается с жестким противостоянием РПЦ и православной общественности, равно как и представителей других религий. На его плакатах появляются наклейки «лицензия от дьявола», а его самого называют одержимым бесом. В декабре 2006 года прокуратура Челябинска привлекает психотерапевта к административной ответственности за незаконное занятие народной медициной. В феврале нынешнего года о Кашпировском заговорили снова, в связи с его возможным участием в ток-шоу на канале НТВ. Ныне психотерапевт проживает в Америке, хотя имеет московскую прописку. Сам он про себя говорит: «Я не цыган, но все-таки дорога мне и сестра, и мать», – и еще: «С чего вы взяли, что я живу в Америке?! Сколько можно делать акцент именно на этом? Злые языки, как говорят, страшнее пистолета. Андрей Малахов, например, чего только своим не наделал. В одной из программ прямо сказал, что я живу в Америке. Ну и понеслось. То, что бываю в США – это правда, но не живу там!».

Однако Анатолий Михайлович регулярно выступает именно в Штатах: например, 24, 28 и 29 мая 2009 года его сеансы можно было посетить в Лос-Анджелесе. Психотерапевт попытался обобщить и систематизировать свой опыт на официальном сайте www.kashpirovskiy.com. Сам он говорит, что совершил в 1989 году лишь одну «роковую ошибку» – договорился о недостаточном числе телесеансов, невзирая на «колоссальное настроение населения на психологическое лечение».

Борьба за пальму

Пальму первенства в проведении массовых телесеансов у Кашпировского оспаривает Алан Чумак. Дело в том, что на российском телевидении его регулярные передачи стали идти несколько раньше (но уже после телемостов Кашпировсткого, который называет Чумака шарлатаном, укравшим его идею). Именно Алан Владимирович заряжал крема и зубные пасты, а также «вытягивал» отрицательную энергию через телеэкран. В отличие от Кашпировского свои сеансы он проводил, молча, и просил зрителей закрывать глаза.

Сейчас Чумак живет и работает в Москве, выпустил две книги о том, что каждый может стать экстрасенсом, появляется на радио и в телеэфире, в частности на СТС в передачах «История в деталях» и «Самый умный волшебник». Друг о друге экстрасенсы отзываются весьма нелестно. Кашпировский винит Чумака в дилетантстве, а то и в шарлатанстве. С Аланом Чумаком нам удалось связаться и задать ему несколько вопросов, в том числе и о Кашпировском.

Каким вам запомнился 1989 год?

– Хорошим. Это был колоссальный прорыв. Проведенные сеансы не только реально помогли миллионам людей, но и изменили их сознание. Тайное, скрытые возможности человека, стало явным. То, что прежде замалчивалось, стало очевидным. Никто тогда не знал, что такое демократия и с чем ее едят. То есть, понятие, конечно же, существовало, но что оно означает, было непонятно. И тут сеансы сыграли огромную роль. Понимаете, людям не приходилось никуда идти, они получали помощь прямо у телевизора. Сеансы – это ведь не только помощь телу, но и изменение сознания.

Были ли столь же полезны сеансы Кашпировского?

– Исследования показали, что его результативность в тысячу раз меньше. Я к ним не имею никакого отношения, эти исследования заказало Институту медико-биологических проблем МВД. Они должны были доказать, что я шарлатан, однако, получив результаты, схватились за голову.

Почему именно тогда стали возможными телесеансы гипноза? Были ли к ним готовы люди?

– Люди готовы всегда. Понимаете, если человек болен, если он страдает, он всегда ждет помощи. Просто в 1989 году сложилась та ситуация, когда внешние условия и моя внутренняя готовность соединились.

Итак…

Примечателен 1989 год следующим: именно тогда были посеяны семена того, что мы имеем сегодня, – культурного многообразия. Конечно, присутствовали и печальные моменты: все-таки после примерно семидесяти лет идеологической диеты россияне стали слишком доверчивыми и ожидали чудес там, где их не могло произойти. Но в этом отношении опыт 1989 года можно посчитать горькой пилюлей, прививкой, необходимой для иммунитета против вредных практик.

Среди плевел зачастую есть и зерна – надо только уметь их отличить. Новые явления в духовной жизни и обращение к своему внутреннему потенциалу помогли многим преодолеть трудности переломного момента и увереннее смотреть в будущее. Без расцвета духовных практик 1989 года не было бы нынешнего религиозного плюрализма. Так что в некотором смысле можно согласиться с Аланом Чумаком, ведь демократическую культуру необходимо созидать, она не может появиться вне открытости, гласности и плюрализма мнений.

Несмотря на весь скептицизм, приобретенный россиянами за годы перестройки, а также на все возрастающее влияние традиционных религий, в частности православия, число полунаучных полумистических школ и увлечений только увеличивается. На неугасающий интерес к экстрасенсорике и паранауке указывает большое число телепрограмм, построенных вокруг этих областей, взять ту же «Битву экстрасенсов» на ТНТ. Так что, пока человечество живо, в его умах остается пространство для веры в невозможное или находящееся на грани с таковым.

       
Print version Распечатать