Экспресс-рецензии по социологии

Вадим Волков, Олег Хархордин. Теория практик. СП б.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. 298 с.

Дружба: очерки по теории практик. Сборник статей / под ред. Олега Хархордина. СП б.: Издательство Европейского университета в С анкт-Петербурге, 2009. 456 с.

* * *

Существуют разные режимы существования книг. Книги издательства Европейского университета в Санкт-Петербурге обнаруживаются в М оскве в режиме странных сигналов с другой гуманитарной планеты: где никто не ужасается состоянием российской гуманитарной науки, никто не ищет виновных в таком ее печальном положении, никто не сетует на невероятный провинциализм, а просто серьезно и основательно делает свое дело.

Говорят, мы переживаем очередной поворот в философии, на этот раз — прагматический. Написанная ясным языком, изобилующая остроумными примерами, книга Вадима Волкова и Олега Хархордина «Теории практик» вводит в круг сюжетов, которые связывают Хайдеггера и Бурдье, Полани и де Серто, Витгенштейна и Латура. Этот особый исследовательский стиль складывается как анализ повседневности, «знания как», экспликация «фона» или «заднего плана», «контекста» или «языковой игры». Главной чертой прагматического поворота, впервые совершенного в социологии Люка Болтански и Лорана Тевено, оказывается отказ от критической позиции. Болтански впервые задумался не только о критике, а о практике публичного оправдания своего поведения, а Тевено написал о разных режимах вовлеченности и задействованности. То есть, нота бене, прагматический поворот волнует не традиционное противопоставление публичного и приватного, «а промежуточные режимы координации в спектре между этими двумя категориями» (с. 239). И важнейшую роль в этой игре занимают вещи. Вещи, которые оказываются «моральными и личностными», как некую ауру или шлейф личностных элементов в дополнение к тому, что мы обычно принимаем за центр собственных действий и принятия решений.

Здесь обнаруживается новый, ни на что не похожий язык описания «режима вовлеченности», и им можно воспользоваться. Что с успехом делается в первой современной работе на русском языке, посвященной теме дружбы, такой традиционной для философии — «Дружба: очерки по теории практик».

Главный вопрос, поднимаемый в ней, весьма нетривиален: сводится ли социальное значение дружбы лишь к крипто-политике, к патрон-клиентским отношениям, к борьбе кланов и клиентелл, или все-таки все несколько сложнее? Правильно ли считать, что риторика альтруистической дружбы всего лишь маска для неальтруистических отношений, где главной целью является персональная выгода? Для ответа на них привлекается не только уже знакомая нам методология Болтански, которая понимает дружбу уже как приватные отношения между несколькими индивидами, но и совершенно иная классическая традиция, которая видела в дружбе публичную добродетель и благо для полиса. Классическая политическая теория знает немало работ, посвященных такой дружбе. Недавние исследования — Аласдера Макинтайра, Бернарда Яка, Жака Деррида — заново открыли недооцениваемую традицию понимания «политической дружбы», берущую начало от Аристотеля, подхваченную Цицероном и Августином и сохраняющуюся вплоть до Монтеня.

В современной литературе сложились три основных подхода к пониманию политического потенциала дружбы: дружба как совместный проект, в соответствии с аристотелевским пониманием, и два других, подчеркивающих принципиальное отличие греческого опыта политической дружбы от нашего: последователи Ханны Арендт, критикующие модель политики как принудительного подчинения, и адепты Жака Деррида, стремящиеся преодолеть аристотелевскую трактовку дружбы как симметричного отношения ego и его alter. И пусть сейчас политический потенциал разных практик дружбы сложно оценить, хочется верить, что эта книга приближает момент какого-то решения.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67