Зачем пойти учиться?

Какие специалисты будут востребованы через пять-шесть лет? Какое образование нужно получить, чтобы после окончания вуза не остаться без работы? На эти вопросы так и не смогли ответить ни депутаты Госдумы, ни сотрудники служб занятости и руководители рейтинговых агентств, ни руководители вузов - участники "круглого стола", проходившего только что в Москве. В чем причина? У нас есть концепция безопасности, информационной политики, но нет сформулированной позиции государства по отношению к важнейшему национальному богатству - к собственному кадровому потенциалу. При отсутствии такой позиции не очень понятно, кто будет осуществлять программу "Россия-2020".

Тенденция понятна: сегодня и завтра будут нужны инженеры

На самом деле, несмотря на то, что "круглый стол" не дал ответов на конкретно поставленные вопросы, некоторая тенденция понятна. Еще в прошлом году консультанты крупнейшего рекрутингового агентства "Анкор" говорили о том, что в России острейший дефицит инженеров, и прогнозировали, что в ближайшие годы это будет одна из самых востребованных профессий. Рекрутеры считали: острый дефицит инженеров обеспечит и высокие зарплаты.

Однако это не совсем так. Сегодня действительно существует множество вакансий на инженерные специальности. Только проблема в том, что не все предприятия могут предложить зарплаты, которые устраивали бы выпускников вузов. По словам Елены Трофимовой, начальника отдела профессионального обучения Департамента федеральной государственной службы занятости Москвы, если в 1992 году в службе занятости было зарегистрировано 48% безработных инженеров (при этом в банке вакансий их было совсем чуть-чуть), то сегодня только у них в банке вакансий - свыше двух тысяч ставок инженеров. При этом стоящих на учете граждан - всего около двухсот. Это люди средне-старшего поколения (в районе 50 лет и старше).

Вообще, безработица превалирует среди граждан с высшим образованием старших возрастов. Большинство из них закончили вузы еще до 1990 года и за последние пятнадцать лет не проходили никакого переобучения, не получали вторую профессию и не повышали свою квалификацию.

Что касается безработицы среди молодежи с высшим образованием, то в последние годы столица особенно ее не ощущает. О чем можно говорить, так это о несоответствии соотношения уровня образования деньгам, которые предлагает работодатель. Средняя "стоимость" инженера по банку вакансий Москвы составляет 13 тысяч рублей (правда, перспективно мыслящие руководители успешных предприятий платят базовые 17-20 тысяч и еще доплачивают молодым специалистам, доводя их зарплату до 25-30 тысяч рублей; впрочем, при этом законодательно не решен вопрос о предоставлении этим специалистам жилья).

Вполне естественно, что молодой специалист оценивает себя выше, чем на 13 тысяч (особенно при дороговизне столичной жизни: средняя зарплата в Москве сегодня - 32 тысячи рублей; Юрий Лужков сказал, что в 2009-2010 годах нужно довести ее до 45 тысяч). Такие вакансии не будут востребованы ни молодым, ни зрелым специалистом.

А вообще-то, по свидетельству представителей Департамента службы занятости Москвы, 75-80% вакансий в Москве - рабочие. А средний возраст квалифицированного московского рабочего приближается к 60 годам. (Тенденция угрожающая: система бывших ПТУ фактически разрушена.)

Среди наиболее востребованных специальностей в столице - инженеры, бухгалтеры и специалисты по бухгалтерскому учету. Как и всегда, на рынке труда Москвы в большом объеме представлены строительные специальности - как рабочие, так и высшего звена. По словам Николая Сенина, декана факультета "Промышленного и гражданского строительства" Института строительства и архитектуры Московского государственного строительного университета , выпускники бывшего МИСИ с ходу получают 40-50 тысяч рублей.

Но даже в такой "хлебной" в кадровом отношении отрасли - гигантские проблемы. Например, до сих пор не существует профессионального стандарта. "Мы говорим работодателям: напишите, что вам нужно от бакалавра, - сетует Николай Сенин. - А они не знают, что это такое".

Проблема еще и в том, что через пять-семь лет некому будет преподавать. Очень скоро уйдут те преподаватели вузов, которые работают давно и не мыслят для себя другой судьбы. А сменить их будет некому: зарплаты вузовских преподавателей (если они дополнительно не занимаются коммерческой деятельностью) молодежь не устраивают. Это, естественно, касается не только строительных вузов, но и всех остальных. И здесь тоже срочно нужна продуманная государственная политика.

Какие еще профессии будут востребованы через несколько лет? Поскольку в кадровой сфере отсутствует официальная статистика, приходится прислушиваться и к мнению специалистов-знакомых. Так, знакомая - химик-эколог из Краснодара - рассказывает, что сегодня весьма необходимы специалисты по экологии (очевидно, что окружающая нас среда с годами только ухудшается и, возможно, экологи скоро станут самой востребованной профессией). А экологи - это химики, химики-технологи, биологи, инженеры-механики. Экологи в провинции уже сейчас очень неплохо (даже по московским меркам) зарабатывают.

А еще, поскольку начала чуть-чуть возрождаться промышленность, крайне необходимы технологи-проектировщики, которые в провинции уже сейчас могут зарабатывать до 60 тысяч в месяц.

Грустная реальность: сегодня нужны специалисты-сырьевики

Результаты исследования независимого рейтингового агентства "РейтОР" ясно демонстрируют, что главная потребность сегодня - в специалистах-сырьевиках. Ведь рынок труда отражает состояние экономики страны, а сегодня она - сырьевая.

Сырьевая основа и сложившийся запредельный уровень сырьевой ренты определяют и необходимость крайней "забюрократизированности" экономики - в стране сложилась чиновничья экономика. А это значит, что требуются специалисты в сфере государственного, муниципального, корпоративного управления.

Крупные и не очень работодатели ощущают ситуацию кадрового голода и пытаются по-своему решать эту проблему - это корпоративные заказы вузам на подготовку специалистов, развитие благотворительных программ в вузах, попытки создания собственных рейтингов и рейтингов по отдельным направлениям подготовки. Работодатели пытаются выстраивать систему профстандартов для специалистов всех уровней.

А вообще-то, они желают наконец увидеть стратегию развития экономики страны, чтобы лучше сформулировать свои требования.

Что касается вузов, то в последние пятнадцать лет они пытались выжить любой ценой. В частности, развивая коммерческую деятельность, готовя специалистов в сфере экономики, управления и юриспруденции (за что их непрерывно критикуют). При этом за те же пятнадцать лет были утрачены наши конкурентные преимущества в подготовке технарей, а также специалистов в области фундаментальных естественных наук.

Бюджетных денег не хватает (миллионы от нацпроекта "Образование" достаются далеко не всем достойным), а потому вузы борются за коммерческих студентов, за кошельки их родителей. Финансирование вузов осуществляется по административной инерции. Правда, в последние два-три года заметны попытки изменить бюджетный процесс в сторону увеличения инвестирования в подготовку технарей. Происходит это за счет ущемления "юристов-экономистов".

Что выбирают московские абитуриенты-2008

По опросам агентства "РейтОР", 32% московских

выпускников этого года выбирают "экономику и управление". На втором месте (9,4%) - технические науки! Это колоссальный прорыв: в прежние годы эту позицию, с превышением почти в полтора раза, занимала сфера юридических специальностей. (Из собственного опроса проректора Бауманки: самые модные в этом году инженерные специальностями в этом вузе - информационные технологии и приборные специальности, типа "подводных роботов", приборные устройства. Огромной популярностью здесь пользуется и специализированное юридическое образование, которое получают на факультете инженерного бизнеса и менеджмента МГТУ. На первых трех курсах - фундаментальное инженерное образование, а потом ребята становятся юристами в арбитражных судах (разбирают технические вопросы), занимаются судебной технической экспертизой.)

На третьем месте у московских абитуриентов (7,7%) - гуманитарные науки. Лишь 7,2% опрошенных хотят посвятить себя информационным технологиям, столь популярным все последние годы. Пятую позицию (4,4%) занимает юриспруденция. Столько же опрошенных хотели бы заняться профессиональным изучением иностранных языков. 3,3% абитуриентов мечтают заняться дизайном, туризмом и гостиничным бизнесом, физматнауками (!), химией, биологией и психологией. Все остальные специальности - культура и искусство, медицина, педагогика, реклама, МВД, социальные науки, шоу-бизнес, экология, кулинария, спорт и стилист - находятся в промежутке от 2,8% до 0,6%.

При выборе вуза ребята прежде всего ориентируются (по убыванию) на востребованность выпускника на рынке труда, престижность вуза, наличие интересующей специальности, уровень преподавания, комфортную обстановку, возможность получения дополнительных знаний и навыков, наличие в вузе зарубежных программ, предоставление общежития, близость вуза к дому, возможность совмещать учебу с работой, а также - обеспеченность компьютерами с выходом в интернет.

Что нужно сделать для того, чтобы профессия инженера стала престижной

По словам Игоря Буланова, проректора МГТУ имени Баумана, присутствовавший недавно на Ассоциации машиностроителей в МГТУ вице-премьер Сергей Иванов заявил: для нашей страны сейчас самая главная профессия - инженер. Казалось бы, очевидная вещь: прорыва в экономике не может быть без подготовки инженеров и технических кадров. Но для этого сегодня мало что делается.

Вернее, то, что делается, не всегда правильно.

"Я захватил с собой два постановления правительства, - рассказал Игорь Буланов. - Одно подписано Виктором Черномырдиным 19 сентября 1995 года, а другое - Михаилом Фрадковым в декабре 2006-го. Оба постановления называются целевой контрактной подготовке специалистов со средним и с высшим профессиональным образованием". Дело в том, что Министерство образования сегодня в основном ратует за эту целевую подготовку. Разосланы предложения в министерства, связанные с оборонной, ракетно-космической, авиационной промышленностью, которые обязаны представить в институты списки людей, которые будут поступать на ту или иную специальность. Это хорошо, но ведь мы не знаем, кто придет к нам учиться, если мы будем принимать по целевому контракту! Это - внеконкурсное поступление. Мы будем обязаны брать тех, кого нам назначат. К тому же это противоречит 37-й статье Конституции, по которой мы не имеем права распределять студентов".

Еще проблема: подготовка инженеров невозможна без практики на производстве. И раньше так всегда и было. "У нас были и есть базовые кафедры на предприятиях, - рассказал обозревателю "РЖ" Игорь Буланов. - Ребята с 4-го курса проходят там лабораторную практику по специальности, видят производство, современное оборудование. Но сегодня мы там находимся незаконно. Парадокс заключается в том, что мы должны платить аренду за то, что на базе предприятия создали базовую кафедру, целью которой является повышение качества подготовки инженеров для России.

Имущество - станки, оборудование, приборы - предприятие не может нам передать даже по балансовой стоимости (раньше это было возможно). Значит, кафедры какими-то другими путями вынуждены приобретать это оборудование, потому что, не имея его, научить инженера нельзя.

Но 30% ребят, которые все-таки работают на таких кафедрах и учатся там, остаются работать на этих предприятиях (они привыкли, им там нравится, несмотря на зарплату)".

Вопрос престижа инженерных профессий, конечно же, связан с зарплатой. И хотя руководители предприятий поднимают первичную зарплату молодым специалистам за счет собственных доплат до 25-30 тысяч рублей, существует еще ряд проблем. Это, прежде всего, жилищные условия.

" Решить эту важнейшую проблему, - считает Игорь Буланов, - можно с помощью ипотеки, которую выкупали бы предприятия. А потом - отработал специалист десять лет, и за ним остается жилье.

Тут может проявить инициативу и муниципальная власть. Например: можно бесплатно отдать землю для домов молодых специалистов. Найти инвестора, предприятие выпустит облигации. Специалист в течение, например, десяти лет своей работы на предприятии будет платить приемлемые деньги за аренду квартиры, а потом это жилье останется за ним.

Должны быть приняты нормативно-правовые акты, которые позволили бы сильным молодым специалистам оставаться на производстве. Ведь на стратегических для России предприятиях остались только "зубры", которые скоро уйдут, а передать свой опыт им просто некому".

"Многие выпускники-бауманцы уходят в коммерческие фирмы. Для того чтобы молодые ребята оставались работать на важнейших государственных предприятиях, нужно создать для них условия, сравнимые с коммерческими структурами. Тогда 100% наших выпускников пойдут работать в промышленность", - считает проректор Бауманки.

На вопрос обозревателя "РЖ", можно ли сегодня говорить об "инженерном буме", Игорь Буланов ответил: "Мы сейчас испытываем большой приток абитуриентов на инженерные специальности (по сравнению с прошлым годом). Если зарплату на государственных предприятиях поднимут наравне с коммерческой, если будет социальный пакет, жилищные условия - обязательно будет и бум".

Почему государство устранилось от самого главного

По мысли Александра Турчинова, проректора Российской академии госслужбы при президенте РФ, государство самоустранилось от формирования механизма востребованности кадрового потенциала. Оно дало возможность лишь формировать его, причем иногда самым хаотичным образом, не понимая, в каком направлении идет развитие общества, экономики.

"У нас есть концепция безопасности, информационной политики, но нет позиции государства по отношению к важнейшему национальному богатству: к собственному кадровому потенциалу, - заявил Александр Турчинов. - В российском законодательстве и в области образования, и в области трудового права - латка на латке. Почему так происходит? Потому что государство не выстроило свою стратегию по отношению к кадровому потенциалу. Кому-то захотелось сократить какие-то специальности, потому что они сегодня не востребованы. Но ведь они будут востребованы завтра. Нужен прогноз социально-экономического развития.

Сегодня есть надежда на то, что, если стратегия до 2020 года будет не просто декларирована, а прописана и просчитана, можно будет вести разговор о том, какие требования мы можем заложить нашему выпускнику и что должен делать вуз. И еще - какая по разным специальностям нужна уровневая подготовка: бакалавр, магистр или специалист... Сегодня ответа на эти вопросы нет. Нельзя слепо и механически перенимать то, что существует на Западе.

Из-за отсутствия принятой концепции государственной кадровой политики мы не можем выстроить концепцию развития законодательства. Причем не только в области правовых отношений, но и по другим направлениям.

Государство устранилось от возможности распределения кадрового потенциала. Иногда его надо распределять. Но делать это, включая не просто административные меры, а привлекая экономические механизмы".

Александр Турчинов сказал и о том, о чем в нашей традиционно коррумпированной стране никто, пожалуй, не задумывался. Сказал как представитель Российской академии государственной службы при президенте РФ, которая готовит чиновников: "То, что у нас складывается с чиновничьим людом, это страшно. Чиновники ведь - разные. Тех, кто получает приличные деньги, всего 5-7%, а госслужащих, на которых и держится вся система государственного муниципального управления, - 85-90%. Это разные категории людей. Между тем разрабатываемые сегодня государственные профессиональные стандарты не предусматривают специальностей, связанных с государственным муниципальным управлением. Если ликвидировать эти стандарты, мы вряд ли сможем ожидать хорошее качество государственного управления. Таких людей нельзя готовить абы в каком вузе. Если взять подготовку госслужащего в какой-то экономической школе, которая "заряжена" на то, чтобы человека научить получать прибыль, производить как можно больше "продуктов", востребованных на рынке (добывая эту прибыль любыми путями), он и будет так настроен, будучи государственным чиновником. Многие чиновники, занимающие высокие должности, "компенсируют" то, что они недополучают.

Поэтому будущий госслужащий должен учиться в тех учебных заведениях, которые готовят человека, служащего обществу. Такие люди могут потом "разбавляться" бизнесменами, которые доказали свою честность, порядочность".

Короче говоря, нужно определить позицию государства в области востребованности кадрового потенциала. Иначе мы будем продолжать решать частные вопросы и топтаться на месте.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67