Зачем мы смотрим Comedy Club

Comedy Club. Неужели 5 лет назад его не было на наших телеэкранах? А, кажется, был всегда. По крайней мере, последние лет двадцать. Впрочем, сами резиденты считают, что клуб был основан в 1917 году Владимиром Ильичом Лениным. Хотя на самом деле прото- Comedy в формате stand-up comedy возникло в 2003 году на базе команды КВН "Новые армяне". Отцами-основателями проекта были Артур Джанибекян, Артак Гаспарян, Таш Саркисян и Гарик Мартиросян.

Поначалу шоу постоянно приходилось менять точки общепита, где они выступали как настоящий Ленни Брюс, но не из-за преследований блюстителей нравственности, как настоящему Ленни, а из-за того, что публика не помещалась. Через два года они решили предложить свои шутки телевидению, сначала каналу СТС, потом ТНТ. Время для телевидения было непростое. «Ельцинский» формат энтевидения сошел на нет, а новый, пафосно-позитивный, скатывался в совок самых отстойных качеств. Юмористические программы не смешили. Не потому, что допустим, ОСП велась не талантливыми людьми, а потому, что шутка – она только свежая соколом, второй и третей свежести уже колом.

Первые выпуски Comedy Club вызвали настоящий культурный шок. И шок этот продолжался долго. У некоторых продолжается до сих пор. Периодически резидентов клуба вызывали в разные культурные инстанции и пытали на предмет выдачи главной Comedy Club’ной тайны. Однако Мартиросян, например, может навешать лапши на уши детектору лжи – не то, что Татьяне Толстой. Так, когда Мартиросян держал ответ перед Школой Злословия, он сказал, что главное отличие Comedy Club от обычных юмористов в том, что они одеваются модно, стильно и не смешно. Татьяна Толстая поверила и теперь одевается также. А вы включите телевизор и посмотрите, как они одеваются в своем клубе. Как сомалийские пираты, захватившие корабль с гуманитарным секонд-хендом.

Потом Мартиросян Толстой же говорит: мы не шутим про политику, дескать - "Человек не может одновременно интересоваться Benny Benassi и вертикалью власти в регионах, потому что Benny Benassi это музыка, это весело, это жизнь". Так можно говорить человеку, который не смотрел и не смотрит передачу. Шутят там про политику, особенно про Саакашвили. А самой первой шуткой про политику было обзывание Буша словом из трёх букв. Хотя большинство клубных шуток про политику производят впечатление придуманных членами движения «Наши», выгнанных за умственную отсталость, есть и шедевры. Например, скетч про Сталина и Берию, будто бы сделанный клабберами в 1957 году. Лучшего диагноза модернизации пока не было.

Вообще в профессиональной сфере к Comedy Club относятся плохо. Это и не удивительно. Успех, особенно коммерческий, на лицо: по итогам 2008 года оборот компании Comedy Club Production превысил 57 000 000 $. Но руководит критиками отнюдь не зависть, а радение за общественную нравственность. Вот Александр Кондрашов в статье "Большая попса и бедные люди" гневается: "Это желанный юмор офисного планктона, не читавшего ни Гоголя, ни Чехова, ни Платонова, ни Булгакова, не видевших ни Чаплина, ни Евстигнеева, не помнящих ни Райкина, ни Ильченко с Карцевым. Их идеология в трёх словах: жрать, ржать и, простите, срать". Страннейшее обвинение, вызывающее недоумение. Помнящие Карцева, что, простите, не жрут?

Михаил Елизаров в телепередаче Gordonky-Hot обращается к нравственному чувству резидентов: "Ваша пошлость — это индустриальная машина, которая поставляет пошлость зрителям. Вы воспитали зрителя, который в принципе мне страшен". Однако всем известно, что читатель елизаровских "Кубиков", да еще для которого это настольная книга, на порядок страшнее.

Главная претензия – шутки ниже пояса. Но если внимательно в них вслушаться, то это шутки над юмором ниже пояса. Как там у Пушкина: "Читатель ждёт уж рифмы розы, на вот, возьми ее скорей". Правда, в случае Comedy Club это не розы. Но были бы розы, если бы в обществе розы почитались чем-нибудь неприличным, а стало быть, смешным. Люди, идущие на бокс, не ожидают увидеть балет. И если им показать балет вместо бокса, они впадут в стрессовое состояние. Но, придя на бокс, они все равно не видят бокса, они видят спорттехнологическое зрелище, которое по постановочной сути ничем не отличается от балета. Так и в Comedy Club. Их шутки по любую сторону пояса – шутки над тем, насколько глупы и несмешны, пошлы и заезжены шутки вообще. Этакий пост-смех. Пародия на пародию на пародию.

Некоторые относят Comedy Club к диффузии "черной", в смысле афро-американской, культуры в нашу – великую и могучую. Вроде музыки типа рэпа. Дескать, в американской стэнд-ап комедии неполиткорректные и сальные шутки дозволены только чернокожим комикам, а белым можно шутить только про бейсбол и Мадонну. Да, вот и сам отец-основатель Comedy Club Артур Джанибекян с этим согласен: "Ну, значит, мы черный вариант stand-up comedy, потому что по нацвопросу у нас шутки в ассортименте... Но политика, особенно внутренняя, не востребована нашей публикой. Ее и так слишком много, от нее устают. Мы это хорошо чувствуем, потому что у нас есть возможность протестировать шутки в клубах, чтобы потом на телевизор выносить самые надежные варианты. Потому что мы не можем себе позволить ронять рейтинги. Так вот над своими политиками люди смеяться не хотят. Над чужими — пожалуйста. Может быть, внутренняя политика действительно больная тема для нас, потому что мы вроде как за нее в ответе. Не знаю. На самом деле, табу для нас нет вообще никаких. Мы стараемся быть актуальными, по принципу "утром в газете, вечером в куплете"".

Но тут выходит некоторая неувязка, «черная» культура – это культура протеста, вызова Системе, выстраивание своей, альтернативной, Другой Америки. Comedy Club – это констатация довольства, символ годов нефтяной тучности. Если "черная" культура зарождалась в среде молодежных криминальных групп из гетто, то Comedy Club – совсем не детище доморощенных их аналогов — гопников. Это культура клубных элоев, имитирующая любых социальных неформалов, от тех же гопников до геев.

Кризис не только не пошатнул комический холдинг, а постепенно выводит его в монополисты на рынке смеха. Телевидение, кино, покупка сериалов. Недавно вот "Интернов" купили. "Наша Раша" вышла на просторы экс-СССР, где клонировалась в "Файну Украйну", "Нашу Кзашу", и "Нашу Белорашу". Камеди предприняло ряд швейных проектов по модной одежде. Не думаю, что они приносят особую прибыль, так как самый выгодный бизнес – маечки с мотивами Comedy Club – застолбили пираты. Но вот главная фишка "Нашей Раши" Миша Галустян – Джамшуд неожиданно стал эталоном модной стрижки для значительной неформальной группы молодежи. Это хипстеры "кавказской национальности", называемые еще ара-тюнинг. Странно, что такая прическа не называется джамшутка. Однако в историю моды Галустян уже вошел.

Фильмы Comedy Club, при всем их "правильном" продвижении на рынок, честно говоря, не задались. Просматривая "Яйца судьбы" в кинотеатре, постоянно ждешь перерыва на рекламу или ищешь пульт, чтобы переключиться на Энимал-планет. А вот в телевизоре экспансия Comedy Club настолько явственна, что очень иногда удивляешься, видя в кадре привычной передачи логотипы Первого или НТВ. Хотя подобная франшиза не всегда удачна. Особенно у Первого. Вот взять воскресный вечер смеха на Первом. Актуальность летнего смога под вопросом. А песня про Ку-клукс-клан и насмешки над рекламной ездой Путина вообще «кикс», или говоря языком сериалов "косяк". Что, как говорится, Comedy Club здорово, то Первому смерть.

Оценивая место Comedy Club в культуре нулевых, можно сказать, что оно не просто огромно, оно выходит как хорошее тесто за пределы прокрустовой квашни культурки. С жанровыми привязками и самотабу. Камеди формирует язык, стиль поведения, тактику социальных и личных отношений. Кроме того, Камеди относится к немногочисленным понятным двадцатимиллионной аудитории телепередачам. Ничего принципиально нового в Comedy Club нет. За чем же их смотрят? На мой взгляд, в Comedy Club сделали главное – отказались от менторского высокомерия традиционных телевизионных культуртрегеров, особенно пошло смотрящихся, когда они вступают на тропу смеха.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67