Жизненный путь Дэниела Белла

25 января 2001 года умер Дэниел Белл, выдающийся социолог второй половины XX века, написавший новаторские книги о гибели революционной политики, об экономике и стиле жизни, а также о том, что, благодаря ему, стали называть «постиндустриальным обществом». Ему был 91 год.

По словам его сына Дэвида, Белл умер в своем доме в Кембридже, штат Массачусетс, после внезапной болезни.

Дэниел Белл был молодым радикалом, в зрелые годы ставшим сторонником прагматизма. Он получил всеобщее признание за два основополагающих труда: «Конец идеологии», в котором предсказывалось наступление пост-марксистской, пост-консервативной эры, и «Грядущее постиндустриальное общество», в котором Белл пророчил сдвиг от производственной экономики к экономике на основе информации.

«Многие люди будут говорить о его влиянии, и я один из них», - заявил Натан Глейзер, давний друг и коллега Белла. «Его идеи всегда были масштабными. Он был чрезвычайно энергичным и обладал поразительной памятью на имена и даты. И некоторые его идеи относительно того, что происходит с нашим обществом, оказались совершенно верны».

В книгах «Труд и неудовлетворенность трудом», «Реформирование образования» и «Культурные противоречия капитализма» Белл исследует, как капиталистическая экономика сосуществовала с антикапиталистической культурой.

«Корпорация считает, что ее сотрудники будут днем вести себя консервативно, а ночью развлекаться», - писал он.

По словам самого Дэвида Белла, он был чрезвычайно горд недавним переизданием работы «Реформирование образования», впервые выпущенной в 1960 году.

На протяжении десятилетий Белл был общественным мыслителем, «нью-йоркским интеллектуалом». Его эссе широко цитировались; он являлся одним из редакторов основного неоконсервативного журнала «The Public Interest», а также профессором социологии в Гарвардском и Колумбийском Университетах, где выступил в качестве «посредника» во время мятежа в студенческом кампусе в 1968 году.

Влияние Белла иногда распространялось и на Белый Дом. В 1979 году его работа «Культурные противоречия капитализма» вдохновила интервьюера (производящего опрос общественного мнения) Патрика Кадделла, дать слово тридцать девятому американскому президенту Джимми Картеру, речь которого о мнимом духовном кризисе стала известна как «проблемная». Сам Белл был одним из многих интеллектуальных и политических лидеров, с которыми Картер посоветовался бы насчет того, что именно ему следует сказать.

Хотя политически Белл и был связан с соучредителем журнала «The Public Interest», «крестным отцом» неоконсерватизма Ирвингом Кристолом, он так и не стал приверженцем какого-то одного направления. Он верил в свободные выборы и регулируемую экономику, но также ценил культурную и моральную традицию и пренебрежительно относился к современному искусству. Он характеризовал себя как либерала в политике, социалиста в экономике и консерватора в культуре.

История его жизни типична: он был сыном еврейских иммигрантов, его первым языком был идиш, а первой религией – политика. Он рос в бедности в Манхэттене в квартале Нижний Ист-сайд, его отец умер, когда Беллу было 10 месяцев, - все это повлияло на то, что уже в возрасте 13 лет он стал социалистом.

Белл вспоминал: «Во время своей Бар-мицвы я сказал Ребе: ‘Я нашел истину. Я не верю в Бога… Я присоединяюсь к Молодежному Социалистическому Союзу’. Ребе посмотрел на меня и сказал: ‘Малыш, ты не веришь в Бога. А теперь скажи, неужели ты думаешь, что Ему есть до этого дело?’».

К подростковому периоду, Белл знал английский достаточно хорошо, чтобы читать Маркса и Джона Стюарта Милля и изучать диалектический материализм. В Городском Колледже Нью-Йорка он получил степень по социологии, и участвовал в дебатах с однокурсниками Ирвингом Хоуи, Кристолом и Глейзером; их собрания были воспроизведены в документальном фильме 1998 года «Споря с миром».

После окончания Городского Колледжа Нью-Йорка Белл некоторое время посещал лекции в Колумбийском Университете в качестве аспиранта, но бросил учебу, чтобы писать для либерального журнала «The New Leader», где вскоре стал ответственным редактором. В 1940-х он преподавал в Университете Чикаго и работал редактором журнала «Fortune».

Относясь скептически к марксистским формулам, он был в большей степени «социалистом» с маленькой буквы «с», чем «Социалистом». Его первая книга, «Социализм Маркса в США» представляла собой исследование причин, по которым марксистская революция не произошла в США даже во время Великой Депрессии. Его вывод: социалисты были слишком непреклонны, имели слишком четкую программу для этой, по своей сути, непредсказуемой страны.

Эссе, которые Белл писал на протяжении 1950-х, были собраны в книгу «Конец идеологии», опубликованную в 1959 году и явившуюся источником дебатов в последующие годы. Белл верил, что на фоне сталинских и нацистских злодейств, расцвет «государства всеобщего благосостояния» сумел устранить экстремизм левых и правых. Он предсказал наступление эпохи, более ориентированной на практику и основанной не на теории, а на опыте.

«Лестница в Райский город больше не может быть ‘путем веры’, в ее основании должен лежать опыт», - писал Белл, - «утопия должна определять, куда мы идем, как туда добраться, чего нам это будет стоить, а также некоторое осознание и обоснование выбора того, кто должен за это платить».

Его книга стала известна как манифест здравого смысла и подвергалась насмешкам за предсказание гибели идеологии накануне самого мятежного десятилетия века. Социолог Чарльз Райт Миллс назвал книгу Белла «торжеством апатии» и считал, что радикальное изменение шло полным ходом, однако возглавлялось не рабочими, а студентами.

«Позвольте мудрой старушке жаловаться на ‘конец идеологии’. Мы же вновь начинаем движение», - писал Милль.

Но Белл встал на защиту тезиса, изложенного в «Конце идеологии», утверждая, что мятежи 60-х в большей степени относятся к культуре, чем экономике. Он пытался доказать, что упадок Советского Союза и его влияния на Западную Европу положило конец эпохе лозунгов и культам личности.

Он писал: «Идеология стала навсегда ушедшим словом».

Его работа «Грядущее постиндустриальное общество», опубликованная в 1973 году, была «рискованным предприятием социального прогнозирования», предвосхитившим экономический сдвиг от физической силы к знанию, от лошадиной силы к силе ума, от «производства благ к экономике услуг». Он считал, что производитель компьютеров в последние десятилетия XX века будет играть такую же центральную роль, что и производитель автомобилей в середине века.

В 1980 он назвал новое общество «информационным» и предвосхитил «появление новой социальной системы взглядов на телекоммуникации», которые определят «то, каким образом знание будет создаваться и добываться, а также род занятий и работы, в которые окажется вовлечен человек».

Книга «Культурные противоречия капитализма» вышла в 1979 году и продолжила идеи Белла о постиндустриальной культуре, все более структурированной экономике, сосуществующей с неограниченной теперь частной жизнью. «Величайшим орудием разрушения протестантской этики было изобретение покупки в рассрочку, или мгновенного кредита», - писал Белл.

Белл был поклонником таких ранних модернистов как Джеймс Джойс и Т.С. Элиот, но он презирал контркультуру 60-х и ее «проповеди свободы личности, исключительного опыта … и сексуальных экспериментов». Любые ограничения, которым бросали вызов Джойс и другие в 1920-х годах, исчезли.. То, что осталось, - это «разруха и склонность к эгоизму».

Белл тоже не был лишен жизненного опыта. Он был женат трижды, последний раз в 1960 на Пеарл Казин, литературном критике, которая несколькими годами ранее состояла в браке с поэтом Диланом Томасом.

«Он был прекрасным отцом, замечательным другом и благородным человеком», - сказал в среду его сын. «Он был удивительным собеседником с огромным запасом шуток, которые он называл историями, и он всегда находил для них подходящий момент. Он мог увлечь любого».

Он оставил после себя жену, сына, дочь Джорди Белл и четверых внуков.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67