Жизнь в эпоху маскировок

В Третьяковке открылась ретроспектива Константина Рождественского

В последнее время интерес к творчеству авторов так называемого "круга Малевича" становится чуть ли не массовым. И если одни художники, такие как поляк Владислав Стржеминский (1893 - 1952), давно уже признаны классиками международного уровня, то творчество других становится известно лишь в последние годы. Недавние выставки Анны Лепорской (1900 - 1982) в Петербурге и Москве показали широкой публике, насколько значителен был уровень живописцев из числа малевичевских последователей, сделавших в итоге карьеру в смежных, декоративно-прикладных видах искусства.

Лепорская работала на Ленинградском фарфоровом заводе. Для этого же завода в конце 20-х создавал эскизы росписей и Константин Рождественский (1906 - 1997), художник из Томска, учившийся с 1923 года в Петрограде, в отделе Малевича в Музее художественной культуры, а затем в Гинхуке. Одно время он входил в группу живописно-пластического реализма (среди других ее членов были Лев Юдин, Вера Ермолаева, Владимир Стерлигов и Лепорская). Но в итоге профессионально занялся - поначалу как сотрудник Николая Суетина - оформлением советских павильонов на международных выставках. Это приносило не только стабильный доход - выставки проходили в Вене и Мехико, Осаке и Генуе. Рождественский быстро завоевал международное признание, прежде всего благодаря выставке 1937 года в Париже, а также два года спустя в Нью-Йорке, оформленных с соблюдением основных канонов супрематизма. В годы войны руководил бригадой Центральной проектно-маскировочной мастерской Академии архитектуры СССР , занимался технической маскировкой домов и зданий в Куйбышеве, Хабаровске и других городах.

В итоге Рождественский даже достиг малопредставимых для малевичевского ученика официальных высот - с 1963 года на протяжении четверти века (!) секретарствовал в союзе художников СССР, отвечая за декоративно-прикладное искусство. Но такова была специфика этого творческого союза, члены которого не объявлялись повально инженерами человеческих душ и потому могли позволить себе иметь адекватных секретарей.

Тем не менее первая выставка Рождественского как живописца прошла лишь в 1993 году, да и то не на родине, а в Кельне. В результате значительная часть наследия Рождественского осела в немецких частных коллекциях, но, к счастью, немало произведений принадлежит теперь Андрею Еремину, ставшему одним из соорганизаторов выставки в новом здании Третьяковки на Крымском валу.

И немецкие, и российские частные коллекции представлены в экспозиции, для которой было отобрано в итоге около 100 живописных и 150 графических работ. Они охватывают все периоды творчества Рождественского, самые интересные из которых связаны все же с довоенным временем, с эпохой формальных поисков и художественным воплощением эстетики Малевича. Конечно, здесь много и других влияний - от почитаемого Рождественским Сезанна до итальянских метафизиков, прежде всего Джорджо де Кирико, цитаты из которого ощутимы во многих работах, таких как, например, "Женская фигура" (1933). Но вырваться за рамки малевичевского гения оказалось не под силу. С 1940-х годов к живописи он обращается все меньше, а когда и занимается, то становится порой удивительно похож на рядового члена СХ; эксперимент же носит скорее характер случайного высказывания, неожиданно пришедшей на ум строчки из юношеского стихотворения, а не нового текста.

Удивляться не приходится: с одной стороны подпирала глыба учителя, с другой - простодушное в своей жестокости время. Почти все организаторы выставки 1937 года были репрессированы. Суетин с Рождественским пробовали было отказаться от оформления выставки в Нью-Йорке, но их прямо спросили: вы что же, с врагами родины хотели работать, а с нами нет?

Художник рассказывает об этом своих мемуарах, где описывает также встречи с Пикассо, Жаном Люрса, де Кирико и Леже, а также с Мейерхольдом и Николаем Заболоцким. Главы из книги воспоминаний публикуются - вместе со статьями и обширной перепиской - в огромном томе, приуроченном к выставке. Его трудно назвать рядовым каталогом: 575 страниц мелованной бумаги альбомного характера, теоретические работы художника и статьи исследователей, дневник за 1923-1932 годы и большое интервью о Малевиче, данное в августе 1991 года Ирине Вакар и Татьяне Михиенко (вместе с Татьяной Горячевой Михиенко является составителем этой выдающейся во многих отношениях книги).

Собранные вместе, архивные документы выглядят настоящей энциклопедией по истории взаимоотношений авангарда и советской власти. Отдельные строки в письмах Рождественского выглядят точным диагнозом эпохи. В одном из писем 1958 года Рождественский рассказывает о поездке в Бельгию: "С Брюсселем покончили. Успех был, хотя я отношусь к нему правильно - успех, в первую очередь, СССР. Мы лишь помогли ему. Награды никакой радости и никакого удовлетворения не дают и не могут дать, хотя завистников порождают тучами. Даже непонятно".

И тут же, в следующем абзаце, вдруг прорывается художник, говорящий не официозным, но поэтическим, свободным языком, настолько свободным, что хочется привести фрагмент целиком: "Видел много интересного. Был в доме Рубенса. Это принц. Это роскошный кавалер. Это отец большой семьи. Это делец и труженик. Стул, на котором он сидел и писал, - истертый до дыр. Медные гвозди и дерево отполированы его штанами - как пуговицы на параде. В этом роскошном дворце, где огромные залы для приема гостей сменяются музейными залами с собраниями картин, самое сильное впечатление на меня произвел стул, такой бедный (как у Ван Гога), такой непоказной и такой удобный и чернорабочий".

В мгновенном переходе от одной темы к другой, в эквилибристической смене языка, и кроется тот пунктум, в котором проявляется и время, и судьба. Их встреча и оказывается в итоге главным произведением в наследии художника.

Выставка на Крымском валу продлится до 28 января 2007 года.

Примечание

В качестве иллюстраций к тексту использованы картины Константина Рождественского (сверху вниз):

1. Дом в пейзаже. Нальчик.1936. Частное собрание (Германия)

2. Голова крестьянина. Начало 1930-х. Собрание А.Н.Еремина (Москва)

3. Женская фигура. 1933. Частное собрание (Москва)

4. Встреча.1933. Государственная Третьяковская галерея

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67