Взаимовыгодное сближение

Итак, свершилось: на недавней встрече в Харькове президентов России и Украины был подписан двусторонний договор. Одна из ключевых его позиций - Украина и Россия договорились продлить пребывание Черноморского флота в Крыму до 2042 года. До этого, как известно, была договоренность о том, что российский флот покинет Севастополь до 2017 года. При этом размер платы за базирование российского флота на территории Украины с 2017 года будет увеличен на $3 млн. в год — до $100 млн.

Черноморский флот просто невозможно было разместить в ином месте. Во-первых, нет иной бухты для этого, во-вторых, переход целого флота очень дорогостоящее мероприятие, в-третьих, и это главное, Россия никогда не согласилась бы с такой сдачей собственных интересов. Поэтому, исходя из новой перезагрузки отношений между США и Россией, исходя из полной легитимизации Президента Януковича, в том числе и в Соединенных Штатах Америки, в Европе, решение о продлении пребывания российского флота в Украине было вполне прогнозируемым.

* * *

Еще одним пунктом договоренности Януковича и Медведева является снижение цены на газ для Украины на 30%. Снижение цены на газ поможет и гражданам Украины (в плане оплаты ЖКУ), и промышленности (химическая, металлургическая). Миллиарды долларов российского кредита будут весьма полезны украинской атомной энергетике - она будет производить больше электроэнергии. От кооперации с российскими партнерами может выиграть и украинский ВПК.

Так или иначе, но в условиях, когда страна испытывает экономический кризис и острую необходимость стимулирования (и даже сохранения) собственной промышленности, уступки России вполне предсказуемы. Если бы договоренностей по газу не удалось достичь, населению грозило бы почти двукратное повышение жилищно-коммунальных тарифов. Вице-премьер Сергей Тигипко в среду утром пояснил: снижение цены на российский газ (с нынешних $334 до $230 за 1 тыс. м. куб.) позволит вообще не повышать тарифы для населения и теплокоммунэнерго. Но главное – Украина получает шанс на избежание бюджетного «обвала», выход на траекторию экономического роста и обретение перспектив на модернизацию экономики.

Выигрыши от заключения Договора очевидны и для России. Она сохраняет свое присутствие в Черноморском бассейне и имеет в ближайшие годы возможность сосредоточиться на модернизации Черноморского флота. Россия приобретает гарантированный рынок для сбыта газа, и кроме того – ей открываются возможности для сотрудничества с украинскими коллегами в сфере ВПК, гражданского авиастроения, и становится возможным российское участие в управлении украинской ГТС.

* * *

И теперь, если двусторонняя ратификации украинско-российского договора будет достигнута, каждая из стран получит то, что хотела. Об этом, в частности, свидетельствуют мнения о Договоре представителей «коалиции большинства» в Верховной Раде.

Прагматично настроенный представитель Блока Литвина Сергей Гриневецкий уверен: Россия пойдет на все, чтобы сохранить за собой право базироваться в Крыму. А если в ближайшие 30 лет запущенную украинскую флотилию в связи с этим ожидают лучшие времена, то почему бы и нет? «Как гражданин и политик я могу сказать однозначно: другого выхода просто не было. Срок пребывания российского флота в Крыму продлен до 2042 года. Еще 3 -5 лет тот металлолом, который там есть сейчас, там будет, все остальное будет порезано. Значит, будет обновление флота. А если обновление флота будет за счет судостроительных верфей Николаева, то я буду это только приветствовать. Может, что-то и мы все-таки начнем строить. Может, все-таки аккумулятор поставим на нашу подводную лодку».

Представитель Партии регионов Валерий Бондик считает, что продление базирования россиян на территории Украины не только не несет никакого риска суверенитету страны, но даже способно улучшить отношения с братским государством. Более того, у Украины появился шанс обезопасить свои земли от потенциальных врагов.

Член Компартии Украины Спиридон Килинкаров с оптимизмом смотрит на состояние экономики страны в случае ратификации договора Януковича и Медведева. По словам коммуниста, Россия и так пошла на уступки, снизив цену на газ. Теперь же, если Верховная Рада подержит решение Президента (а так, скорее всего, и будет), Украина сможет праздновать свою маленькую победу.

Характерно, что и среди граждан Украины пребывание российского флота в Крыму вопросов не вызывает. Так, одно из последних социологических исследований на тему отношения украинских граждан к вопросу пребывания ЧФ в Севастополе было проведено компанией Research & Branding Group в марте. Согласно результатам опроса, более 60% респондентов в целом положительно оценивают продление срока пребывания российского флота. 18% из них готовы согласиться на продление пребывания ЧФ в Севастополе без каких-либо условий. 43% согласны с продлением сроков, но при условии предоставления экономических преференций Украине со стороны РФ. 22% опрошенных хотят, чтобы Россия непременно вывела флот из Севастополя в 2017 году, а 16% граждан затруднились с ответом («Интерфакс-Украина»).

В то же время, как и предполагалось, активно заявили о себе и критики соглашений. Как отметил бывший Президент Украины Виктор Ющенко, подобные договоренности нарушают Конституцию, поскольку в соответствии со статьей 17 «на территории Украины не допускается расположение иностранных военных баз». Однако, как справедливо указывают на этот счет сторонники соглашений, в ст. 14 Конституции Украины четко записаны переходные положения, делающие договор юридически обоснованным: «Использование существующих военных баз на территории для временного пребывания иностранных формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины».

Некоторые украинские политики видят в Черноморском флоте угрозу суверенности и безопасности Украины. К таким людям относится Мустафа Джемилев из фракции НУ-НС, который не сомневается, что даже в пропрезидентской Партии регионов найдутся сознательные граждане, не готовые сдавать национальные интересы Родины.

Помимо вопроса госбезопасности, представитель БЮТ Александр Гудыма видит в договоренности глав государств еще и экономический капкан для Украины. Являясь министром энергетики «теневого» правительства, он подсчитал, во сколько Украине обойдется подобный обмен любезностями. Результаты подсчета весьма плачевны – как, впрочем, и любые оценки сторонниками Тимошенко любых начинаний и перспектив действующего Президента Украины.

Весьма радикальной была реакция на Договор депутатов Львовского областного и городского советов. Они приняли обращение к Верховной Раде Украины с требованием не допустить ратификации «харьковских соглашений» и инициировать отставку Виктора Януковича с поста Президента. Соответствующие обращения депутаты приняли в пятницу, 23 апреля, на своих внеочередных сессиях. Львовские депутаты отмечают, что заключения соглашения от 21 апреля 2010 года являются прямым нарушением Конституции, и призывают народных депутатов Украины любым способом не допустить его ратификации, «потому что речь идет не о чьих-то выгодах, речь идет о том - быть или не быть Украине». Такой шаг Президента, считают во Львовском облсовете, свидетельствует о том, что новая власть лишает Украину независимости, суверенности и самостоятельности и «становится на службу власти Кремля». Принимая во внимание особенности политической культуры галичан, следует признать, что подобные призывы идут вразрез с установкой на «прагматический консенсус», который пока преобладает в рамках украинского «политического класса», поэтому требования, содержащиеся в этих призывах, вряд ли будут реализованы на практике.

Не осталась в долгу и главная украинская пассионария – Юлия Тимошенко. Накануне подписания соглашений в эфире канала «Украина» она заявила, что «как только сменится власть… будут денонсированы все без исключения соглашения, которые противоречат национальным интересам Украины. Тимошенко жестко критикует соглашение по ЧФ РФ, заявляя, что «это соглашение разделило Украину радикально».

В концентрированном виде мнение украинской оппозиции была сформулирована в субботней речи Тимошенко во время акции возле Верховной рады против политики президента Виктора Януковича. «Эта власть во главе с Януковичем должна как можно быстрее быть свергнута. Чем скорее она будет повалена, тем меньше она успеет нанести вреда собственному государству, международной репутации Украины, душам наших соотечественников», — зачитала Тимошенко текст «резолюции-обращения к соотечественникам», одобренной на митинге.

«Своими последними действиями Янукович открыто стал на путь уничтожения национальных интересов, а по сути начал процесс разрушения государственного суверенитета. Подписание соглашения о продлении базирования в Украине Черноморского флота является беспрецедентным шагом национального предательства и позора», — сказано в резолюции митинга. «Мы начинаем борьбу за освобождение Украины. Становитесь рядом, не молчите, не бойтесь, не медлите. Они защищают себя и свои капиталы. Мы защищаем свое человеческое достоинство, национальное достоинство, память своих героев, будущее своих детей, мы защищаем нашу Украину», — говорится в обращении того собрания, в котором, по данным оппозиции, приняли участие 10 тыс. человек.

Число собравшихся невелико, и рассчитывать на новую «революцию» бывшим лидерам Майдана явно не приходится. Их мобилизационные возможности сегодня весьма ограничены. И главное для Тимошенко сейчас – активно позиционировать себя как единого лидера «национально ориентированных» политических сил.

* * *

Ратификация Договора в Верховной Раде, как представляется, пройдет не без проблем, но все же состоится. Ибо оппозиция, при всем своем неприятии политики нового президента и при всех собственных амбициях, не имеет альтернативной долгосрочной стратегии, и не сможет привлечь на свою сторону большинство депутатов.

Юлия Тимошенко, стоя на позициях тотального отрицания Договора и всех действий команды Януковича, может вместо консолидации протестного и «национально ориентированного электората» загнать себя в своеобразное «электоральное гетто», лишившись поддержки прагматически мыслящих групп украинских избирателей.

В конечном итоге, все будет зависеть от способности администрации Януковича и кабинета Николая Азарова наладить функционирование системы государственного управления, обеспечив проводимость и реализуемость властных решений, а также от его способности оперативно решать социально-экономические вопросы.

И в равной степени – от их умения поддерживать компромисс в украинских элитах при наличии готовности выйти за рамки корпоративных интересов, сложившихся в рамках Партии регионов.

Вместе с тем, в контексте подписания Договора продолжится борьба за влияние на Януковича различных «крыльев» его окружения, что создаст почву для новых политических комбинаций, соглашений и решений, которые, впрочем, будут оставаться в рамках современного «прагматического курса» новой украинской власти.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67