Вулкан и глобальное потепление

Если в прошлом году сообщения об извержении вулкана Эйяфьятлайокудль в Исландии были подчеркнуто алармистскими и действительно вызвали всемирную панику, которая вылилась в почти полный паралич авиасообщения в Европе и серьезные трудности в авиаперевозках в других частях света, то на этот раз информация СМИ об извержении другого исландского вулкана Гримсвотн подается в подчеркнуто успокоительных и оптимистических тонах. Мол, и название вулкана теперь не столь зубодробительное, как в прошлый раз, и сила извержения вулкана значительно меньше, так что поставить под угрозу полеты гражданской авиации в европейском воздушном пространстве Гримсвотн никак не сможет, поскольку пепел выбрасывается на значительно меньшую высоту и не достигает основных эшелонов, на которых обычно летают авиалайнеры.

В этом году, как на грех, извержение исландского вулкана случилось не накануне, а уже в начале сезона отпусков, так что если Еврокомиссия вновь вздумает массово закрывать аэропорты, транспортный коллапс может оказаться пострашнее прошлогоднего. Пока столь радикальных шагов Европейское агентство по безопасности воздушной навигации (Евроконтроль), ведающее авиасообщением на территории Евросоюза, не предпринимает. Дело ограничилось закрытием крупнейшего исландского международного аэропорта Кефлавик и значительной части воздушного пространства Исландии, которая в ЕС пока не входит, хотя и очень туда стремится.

Но в данном случае закрытие воздушного пространства вызвано скорее не опасением попадания вулканического пепла в двигатели самолетов, а ограничением видимости из-за вулканического дыма и пепла. Как признают исландские ученые, «значительная часть юго-востока Исландии погрузилась в почти полную темноту в результате обильного выпадения пепла». Надо учитывать также, что здания, машины и поля в районах выпадения пепла оказались покрыты толстым слоем серой сажи. Вулканологи же делают успокоительные заявления, что сила извержения и количество выбросов пепла значительно меньше, чем в прошлом году, поэтому новый транспортный коллапс Европе не грозит. К тому же что пепел вулкана Гримсвотн более тяжелый, чем пепел вулкана Эйяфьятлайокудль, и, следовательно, быстрее осядет на землю. Как отмечает исландский геофизик Пол Эйнарссон, если Эйяфьядлаёкудль выбрасывал мелкие частицы, которые надолго оставались в воздухе, то у Гримсвотна пепел более грубый, и он не опасен для двигателей самолетов, так как быстро оседает вниз. Что ж, в случае чего у Евроконтроля появится хороший предлог не закрывать воздушное пространство для полетов.

Интересно, что за несколько недель до нового извержения группа американских ученых опубликовала доклад, в котором подтверждала версию Евроконтроля о том, что вулканический пепел чрезвычайно опасен для самолетов, и потому прошлогоднее решение о частичном прекращении авиасообщения над Европой было оправдано, сомнения по поводу действий еврочиновников остаются. Не очень понятно, кто финансировал исследование американцев. Если это делали те же евроструктуры или мировые структуры, выступающие за усиление наднационального контроля над средой обитания, то его результат удивления не вызывает.

Самое же характерное, что, несмотря на результаты исследования, Евроконтроль явно не спешит повторять прошлогодние действия, хотя вулканический пепел уже достиг высоты в 20 км, и его облако движется на Европейский континент. Однако не приходится сомневаться, что такого количества вулканического пепла из Исландии, чтобы пришлось закрывать европейские аэропорты из-за ограниченной видимости, в Европу никакие циклоны никогда не нанесут. А использовать повторно версию со смертельной опасностью для самолетов, заключающейся в попадании частиц пепла в их двигатели, повторно использовать будет не очень удобно.

Когда в прошлом году структуры Евросоюза закрывали воздушное пространство из-за вулканического пепла, они, прежде всего, стремились продемонстрировать свою власть над национальными правительствами и авиакомпаниями. И в целом демонстрация удалась. Однако за год, прошедший с момента извержения Эйяфьятлайокудля, практически ничего не было сделано для решения вопроса о том, как можно поддерживать авиасообщение в условиях присутствия в атмосфере значительной концентрации вулканического пепла (надо ли временно перестраивать основные эшелоны гражданской авиации и как это сделать в оперативном режиме, можно ли найти какие-то технические средства противодействия попаданию частиц пепла в авиадвигатели или нейтрализующие их негативное воздействие добавки в топливо и т. п.).

Поэтому, если повторить сегодня прошлогодний сценарий с закрытием аэропортов и воздушного пространства, есть большой риск потерпеть фиаско. Правительства европейских стран, а вслед за ними и крупнейшие авиакомпании могут не согласиться с требованием европейских структур и будут продолжать полеты даже тогда, когда облако вулканического пепла накроет Европу. А заодно еще и попеняют Евроконтролю, что он так и не озаботился решением проблемы, со всей остротой вставшей год назад. Подобное своеволие на самом деле грозит кризисом всему Евросоюзу, поскольку поднимает вопрос о характере и степени подчинения национальных структур европейским, и вновь поставит трудноразрешимую проблему санкций за неподчинением директивам Еврокомиссии. В условиях нарастающего кризиса зоны евро, новые проблемы руководству Евросоюза явно не нужны.

Поэтому можно рискнуть предсказать, что, несмотря на то, что облако пепла из Исландии уже достигло Норвегии, приближается к берегам Испании и Франции и вот-вот доберется до Британских островов, инстинкт самосохранения заставит евробюрократов отказаться от широкомасштабного закрытия европейских аэропортов и воздушного пространства, даже если интенсивность извержения Гримсвотна в ближайшие дни не будет снижаться, и пепел останется на высотах 11-20 км, т. е. на основных эшелонах полетов гражданской авиации. Возможно, несколько аэропортов, не самых важных, на короткое время и закроют, но эта акция будет преследовать лишь демонстрационные цели и будет носить краткосрочный характер, чтобы не злить пассажиров (они же избиратели), правительства и авиакомпании.

Кстати сказать, в связи с нынешним извержением вулкана Гримсвотн газеты вспомнили о крупнейшем в истории Исландии вулканическом извержении 1783-1784 годов. Тогда пробудились тот же Гримсвотн и соседний с ним вулкан Лаки. Вместе они выбросили в течение восьми месяцев около 15 кубических километров лавы, покрывшую площадь в 565 кв. км. В атмосферу поднялись клубы ядовитых испарений, от которых погибло более половины поголовья скота в Исландии. В результате от голода умерло около 10 тысяч человек или пятая часть тогдашнего населения страны. Извержение привело к резкому понижению температуры в Северном полушарии, неурожаю и голоду по всей Европе.

Сегодняшнее извержение подобными катаклизмами Европе все же не грозит. Хотя оно и является крупнейшим для данного вулкана за последние 100 лет, но далеко не достигает силы того разрушительного извержения, что произошло в конце XVIII века. Однако опыт извержения 1783-1784 годов заставляет еще раз задуматься над популярной ныне теорией изменения климата из-за «парикового эффекта», вызываемого повышением выбросов в атмосферу углекислого газа в результате промышленной деятельности и роста автомобильного транспорта. Получается, что одно, не самое сильное, по мировым меркам, вулканическое извержение, продолжавшееся меньше года, выбросило в атмосферу столько углекислого газа, что его хватило для такого масштабного изменения климата, которого человечество было не в состоянии добиться за весь XX век за счет всех промышленных выбросов. Очевидно, природные факторы, способствующие углекислым выбросам, особенно извержения вулканов, все еще значительно превосходят по своему масштабу факторы, связанные с деятельностью человека.

Но поскольку действие природных факторов в принципе невозможно регулировать, и никому не придет в голову продавать квоты на извержения вулканов, то ученые, тесно афилированные с международными структурами, претендующими на наднациональную роль, предпочитают не обращать внимание на роль природных факторов, а концентрируют свои исследования на значении человеческих факторов. Ведь именно тут открываются богатые возможности для регулирования, в том числе посредством продажи квот парниковых выбросов.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67