Все слопает гламур

Близость скорых перемен - уже не вялые предсказания, а почти точные прогнозы, потому что в отличие от метеорологов, имеющих дело с неземной материей, эксперты говорят о вещах, которые вроде бы можно проверить и "пощупать". На политической стороне нашего и не нашего дома все складывается достаточно стремительно и резко. Не понятно, правда, как, но ясно главное - многое будет по-другому. Неполитическая часть к новому сезону вряд ли предъявит какие-то отчетливые позиции; под мурлыканье гламура контуры ее, пожалуй, будут размыты еще сильнее.

В отсутствие прямой событийности уходящего лета гламурное заполнение прорех, качественное изменение гламура как такового становится очевидным. Одна из тенденций здесь - стремительное и агрессивное расширение гламурного пространства. Если раньше гламур гнездился в отведенных рамках - это зона определенных изданий и издательств, это гламурная индустрия, успешный и быстро растущий рынок гламурных услуг, - то теперь суть происходящего - в неразличимости, в отмене какой бы то ни было рамки, в формировании системы социального заказа, культурного языка. Гламур повсеместен. Гламур выстраивает свой порядок, меру, определяет должное место, равновесие и баланс. Внутри среднего класса, или нескольких российских средних классов, существует еще один, непросчитанный, гламурный, в котором гламурно-потребительски сближены и отчасти уравнены в потребностях банковские люди, учителя и медработники. Однако критериев для выявления этой гламурной породы, кроме обонятельных, не придумано. И один из способов проникновения гламурных стафилококков в незараженные пространства обусловлен во многом "липучестью" слова, прежде всего готовностью речи все чаще и охотней возвращаться к гламуру. СМИ превратили глянец в удобную саморазрастающуюся метафору, легко заменившую неблагодарную работу аналитика. Гламур оставляет шанс проходной реплике, необязательному высказыванию обрести значимость диагноза.

"Крупный бизнес в России не выполнил своей исторической миссии. Вторая версия русского капитализма кончается на наших глазах... Наступает очередная привычная для России эпоха абсолютного доминирования внутренней свободы человека над внешней свободой общества". (здесь)

Cтрах, постоянный, неотступный, ставший определяющим мотивом поведения прежде всего успешных и богатых... страх ожидания, угроз пусть не завтрашних, но послезавтрашних... Инстинкт говорит: отдаленного горизонта нет, все что есть - это сегодня, сейчас". (здесь)

Журналисты, сами того не желая, попадают в ловушку глянцевого контекста, ими самими созданного.

Не так давно, обсуждая любопытную тему с одной известной журналисткой, услышала в ответ кислый отказ: "Ну, это требует reee-se-arch". Research - это не модно. Требует работы, усилий, а результат не гарантирует презентацию с красивым фуршетом. Теперь "так не носят". Отдача должна быть скорой, приносящей быстрые дивиденды.

Круглый стол в гламурном журнале на тему "Формула гламура" - это утверждение удобной окукленной реальности, в которой узаконен гламурный порядок вещей, гламурная провокационность, гламурный скандал, глянцевая классика, не без участия отечественных культурфилософов превращенная в витринный продукт.

Потребители и одновременно создатели вывесок наделены гламурно-проектным мышлением, и теперь интеллектуальный нон-фикшн - от переводных изданий до литературных и общественно-политических журналов - ориентирован на глянцевый стиль.

Гламур использует арсенал интерпретационных инструментов для создания псевдокартин, причудливо организованных систем. Рейтинги, списки, всевозможные коллекции, классификаторы наглядно упрощают социальное устройство, как бы обещая комфортное существование внутри гламурной матрицы.

Важное место в ней занимает университетский, академический, образовательный гламур.

Особенность потребления гуманитарного знания, в отличие от его многогранного освоения, в том, что оно используется одномерно, одномоментно, однократно, исключительно по своим внешним (поверхностным) данным - без проникновения в систему ценностей. Это, в свою очередь, влечет за собой гламуризацию гуманитарной сферы. Не только культура как таковая, но и сфера гуманитарного знания становится гламурной, то есть рассчитанной на бесконфликтное, интеллектуально необременительное, "гладкое", "вкусное" потребление, абсолютно не связанное с осмыслением содержания самого знания. Российские и мировые университеты быстро отреагировали на эту ситуацию введением многочисленных программ, в которых основную роль играют яркие, доступные по форме курсы, создающие у студентов-потребителей иллюзию проникновения в гуманитарный дискурс.

Думаю, что и сценарии нацпроектов еще больше гламуризируют образовательную сферу, конкурсно ранжируя и рейтингуя победителей, назначая лидеров и отстающих, и тем самым внедряя чиновничье представление о современном образовательном, университетском гламурном каноне.

Вместо короткого послесловия. И все же грозит ли нам тотальный гламур? А может, что-то где-то не сработает? РЖ временно опускает занавес, чтобы осенью продолжить работу с неглянцевыми остатками жизни. За кулисами пока будет происходить разное. Предполагается - в который раз! - переустройство всей машинерии с учетом, но не повторением повсеместного гламурного опыта и глянцевых уроков. Радикальные решения обещать трудно, но санитарно-ремонтные работы необходимы. Кто-то будет чинить старье, а кому-то из новой старой команды придется создавать новые транспортные средства. Глядишь, подоспеют игротехники, и все детали конструкции соединятся в какой-нибудь увлекательный паззл. Придет, придет новый Ринальдо Ринальдини. И на журнальной сцене снова запляшут бесхвостые и комолые черти, капитализируя родной вертепчик. Куда деваться? Как говорил один не вполне гламурный чеховский персонаж, - надо ж кому-то и в аду быть!

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67