Время быть реалистами

От редакции.В последние время Россия активизировала усилия по сближению с Западом. В частности, сегодня министр иностранных дел России Сергей Лавров, находясь в Сеуле, где проходит саммит G20, заявил, что надеется покончить с «холодной войной» в ходе саммита Россия-НАТО в Лиссабоне. Кроме того, Сергей Лавров выразил надежду, что в ходе саммита будут сформулированы задачи продвижения к стратегическому партнерству. Как в свете подобных заявлений интерпретировать последние внешнеполитические шаги России? В частности, относительно недавний визит президента Дмитрия Медведева на Курилы, вызвавший большой переполох в Японии. Об этом своим мнением с РЖ поделился белорусский политолог Юрий Шевцов.

* * *

Визит Президента Медведева на Курильские острова – это сигнал о границе допустимости политики сближения с Западом. Сигнал очень прост – вопрос о территориальной целостности России ставиться не может, проводимая сейчас политика ни коим образом не означает полного возврата к политике перестройки времен Горбачева.

Такой сигнал был нужен многим, так как было неясно и не до конца ясно до сих пор, что, собственно, происходит с внешней политикой России в текущем году. В начале года прошли выборы в Украине, их результаты были повсеместно восприняты как победа прорусских сил. Но в конце года мы увидели достаточно неоднозначные результаты. С одной стороны, Украина в политическом плане успокоилась, конечно, насколько это вообще возможно в Украине. Наиболее радикальные из вызывавших наибольшее раздражение в восточной Украине идеологические новшества Ющенко не то чтобы полностью упразднены, но сброшены на уровень регионов. Из большой политики Украины ушли темы героизации бандеровцев, голодомора, Мазепы, статуса русского языка. Напряженность внутри Украины и в отношениях Украины с Россией резко упала. Стали возможны крупные экономические соглашения между странами. Но, с другой стороны, Украина сохранила курс на вступление в ЕС и имевшийся уровень сотрудничества с НАТО, ни одно идеологическое нововведение Ющенко официально не дезавуировано – Бандера и Шухевич остаются героями Украины, а русский язык даже не приравнен к украинскому на государственном уровне. В экономической политике Украина поставила вопрос о пересмотре газовых соглашений с Россией и резко форсировала выход на новых поставщиков нефти и газа. При Ющенко нефтепровод Одесса-Броды работал в интересах российских нефтяников. При Януковиче он уже в этом месяцев примет первую партию венесуэльской нефти для Беларуси, а в следующем году будет полностью загружен венесуэльской и каспийской нефтью. При Ющенко Украина присутствовала в Закавказье в основном политически. При Януковиче всего лишь за год Украина стала важным экономическим фактором, важнейшим транзитным регионом для каспийской нефти. Украина стала также главной опорой Беларуси в нефтяном споре с Россией, благодаря которой Беларусь смогла выдержать давление со стороны России. Можно ли назвать произошедшее в Украине в текущем году успехом российской внешней политики? Вряд ли.

Беларусь – это вообще особый случай российской внешней политики. В течение года отношения с Беларусью ухудшились до грани полного разрыва. Весною Беларусь даже парализовала ОДКБ. Впрочем, ОДКБ вообще фактически исчез в текущем году. Во время событий в Киргизии блок оказался не готов к вмешательству даже на уровне простой полицейской операции. ОДКБ никак не проявил себя в ходе подавления попытки создания повстанческого очага в Раштском районе Таджикистана. Все страны Центральной Азии и Закавказья стали быстро наращивать военное сотрудничество с США и их союзниками. Назарбаев заявил даже о готовности разместить на своей территории военную базу США, аналогичную киргизскому Манасу.

В Центральной Азии в текущем году образовалась сильнейшая угроза большого взрыва. Локализовать эту угрозу совместными действиями России и союзников оказалось невозможно. Столь угрожающей ситуации на юге не было около 10 лет. На Кавказе фактически развернулась гражданская война. Осложнились отношения с Абхазией и даже с микроскопической Южной Осетией. И это в ситуации, когда начатая военная реформа пошла неожиданно тяжело и резко ослабила армию, по крайней мере, на некоторое время.

Наконец, выход России из мирового кризиса шел очень медленно. Засуха и пожары вообще были беспрецедентно масштабными.

Политику Медведева и Путина этого года можно оценивать по-разному, но очень часто она выглядела со стороны политикой очень слабой страны. Разрыв с Беларусью и паралич ОДКБ привели только к усилению влияния в Беларуси и в других странах-участницах ОДКБ Запада. Казахстан вообще заявил о готовности разместить у себя аналог Манаса под транзит военных грузов через Северный полюс. Мы не видели особых протестов со стороны РФ.

Кроме того, Россия пошла на присоединение к санкциям против Ирана. Объявлено о готовности военно-транспортной авиации РФ взять на себя очень заметную часть военного транзита США в Афганистан. Готовится программа тесного сотрудничества России, США и НАТО в Афганистане на условиях, когда Россия не сможет влиять на принятие стратегических решений о ходе афганской войны. То есть Россия входит в афганскую войну на подчиненной по отношению к США и НАТО позиции.

Из ближайшего окружения Медведева звучат слова о возможности очень тесного сотрудничества РФ и НАТО, отдаленно напоминающего членство России в НАТО. Примерно эта же тема заложена в повестку дня приближающегося саммита Россия-НАТО. Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана с момента своего создания испытывает громадные сложности, и нет никакой гарантии, что в итоге он все же состоится.

В целом, происходящая трансформация российской внешней политики может быть объяснена рационально. Подобно тому, как действительно необходимо перестроить армию исходя из гораздо более скромной геополитической роли России, чем было ранее, так и внешнюю политику РФ действительно надо адаптировать под имеющийся потенциал. Россия более не может быть центром противостоящей Западу крупной региональной группировки стран. Идеология, исповедуемая Россией, более не является мессианской. Общество настроено на эгоистичную неагрессивную внешнюю политику и на рост благосостояния, прежде всего, у себя дома без втягивания во внешнеполитические авантюры. Если признать это как факт, то тогда внешняя политика Медведева по сближению с НАТО ценой потери сильной самостоятельной позиции в отношении других стран СНГ, вполне объяснима рационально.

Внешняя политика России направлена на тесный альянс с ЕС и НАТО, в рамках которого Россия будет играть заметную, но отнюдь не равноправную роль. Но это никак не курс на развал страны. Это продолжение все того же государственного меркантилизма Путина нулевых годов только в новых формах, исходя из новых угроз и новой ситуации на мировом углеводородном рынке. Геополитически Россия ужимается, она стремится уйти под зонтик экономической и военной мощи Запада, но она отнюдь не разваливается. Менее самостоятельная геополитическая роль РФ не означает отказа от государственного суверенитета и не влечет за собою, например, отказ от спорных Курильских островов. Точно также Франция или Турция не отказались от принципа защиты своей территории и суверенитета, даже пройдя через все кризисы и угрозы на пути к членству в том же НАТО.

Демонстративный визит Медведева на Курилы перед очень важным саммитом Россия-НАТО должен был показать и нашему обществу, и НАТО, и вообще всем в мире, что речь сегодня идет о готовности РФ к более глубокой интеграции с Западом, но никак не о развале самого государства. Речь идет об управляемом процессе интеграции РФ и НАТО, а не о бегстве от проблем и угроз под крыло западных союзов и держав. Нельзя сказать, что это демонстрация готовности пойти на конфликт с Западом, если что-то пойдет не так. Если бы Медведев хотел показать готовность к конфликту, он бы совершил визит в Тегеран. Или хотя бы сделал какие-нибудь антизападные резкие заявления на самих Курилах. Но ничего подобного не случилось. Это была простая демонстрация того, что политика России стала эгоистичной, где-то мелочной и склочной, безусловно жадноватой, но понятной в этой своей бытовой мотивации. Таково «невеликое» объяснение смысла визита Медведева на Курилы…

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67