Внешняя политика США: новые приоритеты

Чего ждать от нового госсекретаря?

15 января профильный комитет Сената по внешней политике утвердил кандидатуру Хиллари Клинтон на должность государственного секретаря Соединенных Штатов. Для окончательного утверждения Клинтон осталось теперь пройти только процедуру общего голосования в Сенате.

Выбор Обамой кандидатуры госсекретаря вызвал неоднозначную реакцию - смесь одобрения и досады. С одной стороны, присутствие слишком большого числа людей из администрации Билла Клинтона в новой команде породило недовольство среди тех, кто искренне полагал, что перемены, которые обещал Барак Обама, не означают возвращения во власть людей из клинтоновских1990-х. Особенно этот факт вызвал беспокойство среди самых левых из американских либералов, которые видят в Обаме политика нового типа, а не фигуру, взывающую к возвращению к клинтоновской эпохе. Некоторые близкие к республиканцам комментаторы в свою очередь проинтерпретировали выбор госсекретаря как еще одно свидетельство определенного оппортунизма нового президента, который охотно готов жертвовать любыми принципами, лишь бы не иметь явных или скрытых врагов.

Выбор кандидатуры Клинтон вызвал сомнения относительно того, как смогут сработаться вместе два харизматичных и независимых политика, которые еще совсем недавно ожесточенно противостояли друг другу в ходе длительных праймериз. Много вопросов возникло и в связи с тем, каким образом Хиллари Клинтон будет реализовывать внешнеполитическую линию Обамы. Сенатор от Нью-Йорка занимала более жесткую позицию по ряду ключевых проблем, например, по ядерной программе Ирана и по отношениям с другими странами “Оси зла”. Она никогда не говорила, что готова садиться за стол переговоров с одиозными режимами без предварительных условий. Теперь же ей придется довольствоваться ролью исполнителя.

С другой стороны, своим назначением Обама показал, что не боится сильных соперников (а такое мнение доминировало, когда он не выбрал Клинтон в качестве вице-президента, но предпочел слабого и мало популярного Байдена). Назначение Клинтон в этом смысле можно рассматривать в качестве попытки демонстрации полного единства в стане демократов и готовности абсорбировать идеи внутрипартийных соперников. Новая администрация, по крайней мере декларативно, стремится выйти за рамки не только узкопартийной политики, но и показать, что сама партия сейчас полностью сплотилась вокруг администрации. В этом случае Обама - не оппортунист, а человек, для которого нет догм, политик вне идеологии, или прагматик, который считает, что для каждого момента есть свои правильные идеи, при этом не важно, от кого они исходят – от республиканцев или от Хиллари Клинтон.

Оставались еще два больших вопроса: опыт и квалификации Клинтон для занимания должности госсекретаря, а также возможность возникновения конфликта интересов в связи с деятельностью фонда ее мужа - Билла Клинтона. Хиллари Клинтон никогда не служила в госдепартаменте и не занималась внешней политикой профессионально. К своим косвенным заслугам в области международных отношений она может отнести лишь работу в комитете Сената по вооруженным силам и участие в Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе. Критики назначения Клинтон говорили, что она получила важный пост госсекретаря исключительно потому, что оказалась женой бывшего президента и сама едва не получила номинацию в президенты, а не в силу каких-либо больших заслуг во внешней политике.

Что касается деятельности Фонда Клинтона (Clinton Foundation), то среди многочисленных доноров организации оказалось ряд иностранных правительств и частных лиц с сомнительной репутацией. Так, 46 миллионов долларов было получено только от правительств Саудовской Аравии, Катара, Кувейта, Брунея, Омана, Италии, Норвегии и Ямайки. В списке доноров значатся также индийские промышленники, известная по деятельности в Ираке фирма Blackwater и зять бывшего президента Украины Виктор Пинчук. В связи с этим возник справедливый вопрос, как будет госсекретарь Клинтон твердо и беспристрастно вести переговоры, например, с Саудовской Аравией, если ее муж получил столько саудовских денег в свой фонд?

В своем выступлении на слушаниях в комитете Сената по международным делам Клинтон обрисовала общие контуры будущей американской внешней политики, какими они видятся ей в настоящее время. Сенатор от Нью-Йорка при этом часто предпочитала не отвечать вовсе или же уходить от ответов на конкретные вопросы членов комитета, касающиеся реализации внешнеполитического курса новой администрации. Слушания проходили в крайне благожелательной обстановке (председателем комитета сейчас является сенатор Джон Керри), и несколько неприятных вопросов о деятельности Фонда Клинтона не стали препятствием для итогового утверждения комитетом кандидатуры.

Перед слушаниями в Сенате бывший кандидат в президенты от Демократической партии и нынешний председатель сенатского комитета по международным делам сенатор Джон Керри опубликовал статью, в которой изложил свое видение будущей американской внешней политики. Его идеи почти в точности совпали с тем, что говорила в Сенате Клинтон. Керри полагает, что после восьми лет порочной практики одностороннего принятия решений на мировой арене и однопартийного паралича дома Америка имеет реальную возможность изменить свое поведение в мире. Для этого необходимо вернуться к моральному лидерству и восстановить доверие к себе мирового сообщества через основанную на дипломатии практику многостороннего решения международных проблем. Другими словами, Америка должна перейти от унилатерализма к мультилатеризму во внешней политике. Общая формула для новой внешней политики – заменить военные и односторонние решения дипломатией и мульти-национальным согласием. Керри также отметил, что важным приоритетом на данный момент является сокращение американских стратегических ядерных арсеналов до 1000 развернутых боеголовок. Нужно лишь убедить Россию в том, чтобы она сделала тоже самое. Кроме того, с Россией предполагается начать дискуссию по поводу замены Договора о сокращении стратегических вооружений.

Перед членами профильного комитет Клинтон обрисовала основные приоритеты во внешней политике, которые позволяют составить общее представление о том, как Соединенные Штаты будут вести себя в самом ближайшем будущем. Однако, прежде чем перейти к содержательным моментам программы новой администрации, следует помнить, что пока трудно отделить риторику от будущей реальной внешнеполитической идеологии. Тем более проблематично сейчас говорить и том, какова будет внешнеполитическая практика администрации Обамы. Демократы еще живут в рамках тех обещаний, которые были сделаны во время предвыборной кампании и которые еще предстоит приспосабливать к реальности.

На данный момент можно выделить несколько ключевых положений, на которых будет строиться американская внешняя политика. Во-первых, как заявила Клинтон, Америка будет стремиться к возвращению к принципам двухпартийной внешней политики. Вероятно, это означает то, что внешнеполитическая стратегия должна вырабатываться с привлечением представителей обеих партий. Будет разделяться и ответственность. Клинтон пояснила, что международная политика должна быть основана “на браке принципов и прагматизма”, а не на жесткой идеологии; на фактах, а не на эмоциях и предубеждении.

В эпоху доминирования республиканцев приверженность этому тезису имела для демократов определенный смысл: мнение оппозиции, то есть демократов, относительно внешней политики по желанию самой оппозиции должно учитываться. Не ясно, как это будет реализовываться теперь, когда исполнительная власть и Конгресс контролируются демократами. Означает ли двухпартийная внешняя политика то, что теперь демократы готовы слушать республиканцев, или то, что демократы не хотят брать всю ответственность на себя? Или это означает, что демократы считают внешнюю политику администрации Буша чрезмерно идеологизированной и теперь хотят определенного сдвига к прагматизму или реализму, понимая, соответственно, свой подход к внешней политике как выходящий за рамки идеологии?

Во-вторых, внешняя политика должна способствовать усилению американского глобального лидерства. При этом США, по мнению Клинтон, следует играть роль положительной силы в мире, постоянно доказывая это на практике, будь то в борьбе с глобальным потеплением или в стремлении расширить возможности для прогресса и процветания людей в других странах. Чтобы продвигать свои интересы по всему миру, Америка должна быть примером последовательного следования определенным ценностям, а ее лидерство основываться не на указах, но на примере. Клинтон заявила, что история показывает: США наиболее эффективны, когда понимают гармонию между своими интересами за рубежом и ценностями дома. Интересы страны должны совпадать с моральными обязанностями. При этом Америка, благодаря своему статусу, по-прежнему несет огромную ответственность в отношении всего человечества, а ее интересы носят глобальный характер.

В-третьих, Америка будет бороться с глобальными угрозами совместно с другими странами, поскольку США и все остальные государства находятся во взаимной зависимости друг от друга. Америка не может решать глобальные проблемы в одиночку, но и другие страны не смогут их решить без участия Америки. Безопасность, жизнеспособность, лидерство США в современном мире прямо зависят от того, что они признают непреодолимый факт своей взаимозависимости. А поэтому, чтобы быть эффективным в решении глобальных проблем, необходимо строить мир с большим количеством партнеров и меньшим количеством противников. Клинтон заявила, что лучший способ продвижения американских интересов по сокращению глобальных угроз – принимать такие внешнеполитические решения, которые опираются на максимально широкое согласие других участников международных отношений.

В-четвертых, внешняя политика должна руководствоваться, по выражению, Хиллари Клинтон, “умной силой” (smart power). Под этим имеется в виду использование совокупности средств, которые находятся в распоряжении государства, - дипломатических, экономических, военных, политических, юридических и культурных. Америке следует просто выбирать правильное средство или комбинацию средств для каждой ситуации. Использование “умной силы” означает то, что дипломатия, а не угрозы применения военной силы или унилатеральные действия, находится в авангарде внешней политики. Клинтон выразила свою приверженность жесткой, но вместе с тем умной дипломатии. Тем не менее, по ее словам, военная сила иногда бывает необходимой, и Америка будет полагаться на нее, чтобы защитить своих граждан и свои интересы тогда, когда в этом будем потребность, но лишь в качестве последнего прибежища.

Понятно, что принцип “умной силы” – попытка отделить внешнюю политику Обамы от внешней политики Буша. Следует, однако, помнить и о том, что президент Буш не предпринимал унилатералистских действий ни в отношении Афганистана и Ирака, ни в отношении Ирана и Северной Кореи. Что касается военной силы, то администрация Буша применяла ее дважды – в Афганистане и Ираке. Обама твердо поддерживает войну в Афганистане и планирует ее интенсификацию в ближайшее время. Тогда “умную силу” следует понимать как противовес иракской кампании. Однако можно вспомнить и то, что сенатор Клинтон голосовала за войну в Ираке.

В-пятых, США будут использовать ООН и другие международные институты всякий раз, когда это является подходящим и возможным. Клинтон заявила, что международные институты, когда они работают хорошо, только усиливают влияние Америки. А когда они работают плохо, следует их реформировать совместно с единомышленниками так, чтобы они вновь отражали те принципы, которые мотивировали их создание.

Таким образом, американская исключительность и, как следствие, стремление к моральному лидерству в мире останутся идеологическим основанием внешней политики США, и новая администрация в этом смысле ничем не будет отличаться от предыдущей. Претерпит изменения только инструментарий для реализации этой исключительности. Политика силы, как предполагается, уйдет на второй план, и ее место займут дипломатия и опора на надежные и долговременные союзы.

Вместе с тем Клинтон показала, что демократы интерпретируют текущую международную ситуацию с точки зрения существенного уменьшения возможностей для США действовать в одиночку на мировой арене. Америка будет стремиться к тому, чтобы вернуть статус лидера, пожающего моральный пример, но не станет действовать в одиночку. В этом общая интенция выступления Клинтон.

Клинтон перечислила список основных вызовов, которые стоят на данный момент перед Америкой. Прежде всего президент Обама должен ответственно закончить войну в Ираке и использовать более широкую стратегию в Афганистане, которая позволит восстановить безопасность и открыть возможности для экономического развития. Вице-президент Джо Байден в процессе своей последней поездки в Ирак заверил иракских лидеров, что новая администрация осознает свои обязательства к ответственному выводу войск из Ирака, которое не поставит под угрозу достигнутые улучшения в сфере безопасности. Америка постепенно будет передавать ответственность за страну суверенному народу Ирака, содействовать дальнейшей стабилизации региона с привлечением других государств.

Терроризм остается серьезной угрозой, и США, по словам Клинтон, будут стремиться к созданию всеобъемлющей стратегии, которая эффективно использует рычаги разведки, дипломатии и военные методы для разгрома Аль-Каиды, Талибана, террористов в Афганистане и Пакистане. Попадание ОМП в руки террористов по-прежнему остается серьезной угрозой. Поэтому новая администрация будет сдерживать распространение ядерного, биологического, химического и кибер-оружия.

Что касается позиции по Ближневосточному конфликту, то Израиль имеет полное право на обеспечение собственной безопасности. В то же время следует принимать во внимание и легитимные политические и экономические надежды палестинского народа. Клинтон заявила, что администрация Обамы будет относиться с глубоким сочувствием к желанию Израиля обезопасить себя от ракет ХАМАС. ХАМАС должен отказаться от насилия и признать Израиль. Однако следует помнить и о трагической гуманитарной цене конфликта на Ближнем Востоке. Решением проблемы, по заявлению Хиллари Клинтон, станет заключение длительного мирного соглашения, которое принесет Израилю реальную безопасность, нормальные и позитивные отношения с соседями, а палестинцам - независимость, экономический прогресс и безопасность в их собственном государстве.

Позиция по Ирану у новой администрации мало чем отличается от позиции администрации Буша, за тем исключением, что демократы выразили готовность к прямому диалогу с Тегераном. Ирану следует покончить со своей программой по созданию ядерного оружия и поддержкой терроризма. Наличие у Ирана ядерного оружия неприемлемо, а поэтому следует любым способом (будь то дипломатия, санкции, создание новых коалиций) предотвратить появление его у исламского государства. Клинтон подчеркнула, что никакая из возможностей для оказания давления на Иран не исключена. А следовательно, и оказание военного давления тоже. Но при этом, добавила Клинтон, США будут использовать новый, отличный подход в отношении к Тегерану. Однако никаких подробностей нового подхода Клинтон так и не раскрыла. Она лишь заявила, что США попытаются достигнуть большей международной поддержки для санкций и действий, которые смогут повлиять на поведение Ирана.

Кроме того, Клинтон заявила, что следует действовать в срочном порядке для предотвращения распространения ядерного оружия в Северной Корее, а также полностью закрыть рынок для незаконной продажи ядерных материалов. Новая администрация продолжит рассматривать Договор о нераспространении ядерного оружия в качестве краеугольного камня режима нераспространения, и будет поддерживать и всячески укреплять этот режим. Клинтон заверила, что будет работать с комитетом и Сенатом в направлении ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и возобновления переговоров относительно Договора о запрещении производства расщепляющихся материалов для ядерного оружия (Fissile Material Cutoff Treaty).

По словам сенатора Клинтон, администрация Обамы намерена сотрудничать с Россией прежде всего в направлении сокращения запасов ядерного оружия, а также в области контроля над стратегическими вооружениями. Но Соединенные Штаты будут искать и дальнейшего кооперирования с Россией по широкому кругу вопросов стратегической важности, однако при этом настаивать на американских ценностях и международных нормах. Поведение России с попыткой создания газового ОПЕК и конфликт с Украиной воспринимается демократами как угроза безопасности, которой, по мнению Клинтон, нужно противодействовать вместе с партнерами по НАТО.

Клинтон также выразила свою приверженность позитивным и кооперативным отношениям с Китаем. Но подчеркнула, что это не должны быть односторонние усилия. Многое из того, что предпримет Америка, будет зависеть от выбора, который Китай будет делать в своей внешней и внутренней политике. В целом вместе с Россией и Китаем Америка намеревается работать над разрешением проблем терроризма, нераспространения ОМП, экономических проблем, изменении климата и реформирования финансовых рынков. Клинтон добавила, что долгое время развитые страны только и говорили о том, чтобы вовлечь развивающиеся в глобальное экономическое управление. Теперь настало время перейти от слов к действию. Недавняя встреча G-20 была первым шагом в этом направлении, и новая администрация рассматривает встречу как часть разрешения экономического кризиса и достижения глобальной экономической стабильности.

Изменение климата понимается администрацией Обамы как угроза национальной безопасности. Оно может угрожать даже самому существованию США и в перспективе способно вызвать войны за продовольствие, воды и плодородные земли. Мир должен дать скоординированный ответ на изменение климата, и Америка попытается занять лидирующее положение в этом процессе. Демократы считают, что США не могут больше устраняться от глобальных усилий по противодействию изменению климата. Клинтон заявила о необходимости сокращения выбросов углерода внутри США, снижая тем самым одновременно зависимость от иностранной нефти и газа. Это позволит не только бороться с изменением климата, но и улучшить экономику и безопасность.

В общем и целом, США усилят альянсы, которые прошли проверку временем, особенно, со своими партнерами по НАТО и в Азии. Клинтон объявила, что углубление отношений с Европой станет одним из приоритетов внешней политики, поскольку европейцы – “союзники, которые заслуживают наибольшего доверия”. Альянс с Японией остается ключевым звеном американской политики в Азии. Он основан на разделяемых ценностях и взаимных интересах. Также продолжает иметь решающее экономическое и оборонное значение партнерство с Южной Кореей, Австралией и другими друзьями по АСЕАН. Новый смысл приобрели и отношения с Индией, которые Клинтон заверила развивать и укреплять.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67