Весна на партийной улице

Нынешний год в России начался как будто совсем не политически. Скорее, в жанре "скандалы, интриги, расследования". Трехнедельная почти апрельская оттепель, арест Френкеля, облава на Прохорова и его "лыжниц" - вот список топ-новостей января. Если какая "политика" и присутствовала, то разве что в виде "трехдневной" нефтяной войны с "братской Беларусью". Итог которой можно подвести доброй старой формулой: "победила дружба". Она же победила и на встрече Путина с Меркель, которая теперь станет председательствовать в G-8. Так это все смотрится на медийной поверхности. А что же там - "во глубине России"?

1.

А там - несмотря на оттепель и Куршавель - размеренно и постепенно закладывается прочный фундамент нашей политической системы. Партии и кандидаты регистрируются для участия в региональных и муниципальных выборах 11 марта. Как извещает ЦИК, на региональном уровне в четырнадцати субъектах пройдут основные выборы депутатов законодательных собраний. Еще в девятнадцати - дополнительные выборы. А еще в двух - референдумы. Наконец, в трехстах пятнадцати муниципальных единицах пройдут выборы депутатов и глав администраций.

Без вселенского шума Россия обустраивается политически, и главным устроителем впервые выступают партии. Освоившись с пропорционально-мажоритарной системой на региональных выборах в прошлом октябре, они всерьез взялись за освоение региональных легислатур. При чем именно "корысти ради".

Я не про ту общечеловеческую корысть, которая движет всеми, кто идет во власть. Я про ту, которая, будучи корыстью специфически партийной, оборачивается в результате общероссийской выгодой.

В чем на сегодняшний день заключается основная выгода политической партии в России? Конечно же - иметь свою фракцию в федеральном парламенте. Это автоматически дает государственное финансирование и право без дополнительной канители выдвигать свои списки на выборах всех уровней. Как обеспечивается партийное представительство в Госдуме? Буквально с миру по нитке. В каждом субъекте, в каждом округе - "зернышко к зернышку". И чтобы в конечном счете набрать заветные 7%, нужно основательно напрячь свои региональные отделения. Не полуфиктивные "списки" учредителей, "делегатов конференции" и прочие "мертвые души", а реальных активистов, способных хотя бы листовки расклеить и пару заметных акций в столице субъекта провести.

Если партия успешно справляется с этим простраиванием себя на всех этажах - от простого избирателя до фракции в Госдуме, то получается существенный общезначимый эффект. В политическом пространстве России появляется самостоятельный субъект, способный артикулировать интересы определенных общественных групп на постоянной основе. А это значит, что в российской политике образуются взаимоопознаваемые и взаимопредсказуемые акторы. Что и есть так вожделеемая всеми стабильность.

2.

Политическая стабилизация на четко размеченной партий основе - это важнейшая промежуточная цель путинских реформ политической системы, начатых еще с деления России на семь административных округов. Простроенная с тех пор вертикаль исполнительной власти оставалась огромным, но ненадежным достижением. С одной стороны, эту вертикаль охотно принимали (и принимают) за чуть ли не символ авторитаризма. Что авторитета и симпатии со стороны "европейцев" нам никак не добавляет.

С другой же стороны, в собственно домашнем употреблении этой "вертикали" тоже обнаруживается серьезнейший изъян. Воздействие на ее обитателей всех уровней со стороны всяких, мягко говоря, "лоббистов" столь тотально и столь общественно бесконтрольно, что, "выеденная" изнутри, она превращается в главную угрозу самому бытию России. Стоит подуть какому-нибудь очередному "ветру перемен" ввиду как бы неизбежной "кремлевской пересменки", и страна очень легко может "накрыться" этой самой вертикалью.

В общем, получилась то ли "сильная слабость", то ли "слабая сила" - нечто, держащееся само и держащее Россию только и исключительно за счет неубывающей харизмы Путина. А между тем секрет стойкости таких "вертикалей" прост. Как и всякое архитектурное сооружение подобного рода (например, Останкинская башня), она должна быть заякорена к земле мощными внутренними и внешними стальными тросами. Роль этой необходимой "опалубки" и должны выполнять наши общефедеральные политические партии.

Если эту архитектурную аналогию продолжить, то нужно поставить вопрос о центре тяжести всей конструкции. А так поставленный вопрос дает и очевидный ответ - центр ее тяжести неизбежно расположен на региональном уровне. То есть на уровне губернаторов и региональных законодательных собраний. Именно здесь уже практически готов заработать тот механизм парламентской демократии, который de facto введен отменой прямых губернаторских выборов. Именно здесь резко возрастает цена каждого депутатского мандата, поскольку даже простое большинство дает той или иной партии законное право выставлять свою кандидатуру главы исполнительной власти. И президент ? в отличие от ситуации в федеральном парламенте - должен будет с этим считаться.

3.

Понимают ли все это сами фигуранты предстоящих выборов? Еще как! Оттого уже на дальних подступах завязывается жесткая борьба. В иных случаях - буквально не на жизнь?

Вот, например, Дагестан. Там, по заявлению президиума федерального политсовета СПС, против партии "развязана настоящая война". Как утверждают, "под угрозами и давлением" из списка СПС вышли ряд кандидатов, а в Хасавюртовском районе - вообще все кандидаты от СПС. На этом основании их список был снят с выборов. 19 января пропал лидер списка СПС по Кизлярскому району Магомед Омармагомедов - его обгорелая машина была найдена в лесу. Правые требуют от Народного собрания Дагестана и ЦИКа перенести выборы.

Не зарегистрирован пока список опять же СПС и на выборах Самарской губернской думы. Некогда оплот "правых", Самара с переходом губернатора Титова в "Единую Россию" и победой мироновца Тархова на мэрских выборах оказалась для СПС краем негостеприимным. А между тем именно в Дагестане (и особенно в Хасавюртовском районе) и в Самарской области у "правых" шансы на создание парламентских фракций очень приличные.

В Дагестане они рассчитывали повторить успех парламентских выборов в Чечне (второе место после единороссов). А в Самарской области среди зарегистрированных списков конкурентов в собственно либеральной нише у них просто нет (не считать же таковыми ДПР и зеленых). Зато есть "Справедливая Россия", которая не без оснований рассчитывает подтянуть под себя леволиберальный, а там, глядишь (в отсутствие СПС), и вообще весь либеральный (оппозиционный) электорат. А от него, напомню, в 1999 году СПС получил как минимум один полновесный процент из своих тогдашних 8,53%.

Казалось бы, не так страшно для СПС потерять два региона из четырнадцати. Ведь еще остаются такие "бастионы либерализма", как Санкт-Петербург, Московская и Томская области. Но для лидера СПС Никиты Белых, окрыленного 16% на выборах в Пермском крае, ситуация абсолютно критическая. Поставив себя во главе всех региональных списков, он, говоря языком покера, пошел all in. Чем меньше региональных законодательных собраний удастся ему "взять" в этот раз, тем больше вопросов к нему лично возникнет у его однопартийцев накануне осенних региональных (октябрь) и думских (2 декабря) выборов.

На фоне этих злоключений "правых" остальные партии чувствуют себя относительно спокойно. Своевременно и без сюрпризов регистрируются списки "Единой России", повсюду возглавляемые губернаторами. Очевидно, что партия намерена как минимум повторить свой осенний рывок и взять в каждом регионе не менее 45-50%.

Однако легкой жизни у единороссов в этот раз явно не предвидится. Мироновская "Справедливая Россия" уже успела консолидировать "активы", доставшиеся ей от "Родины", "Партии пенсионеров" и собственной "Партии жизни". Победа на мэрских выборах в Самаре разогрела аппетит "эсеров", и возглавивший партсписок по области самарский мэр Виктор Тархов уже заявляет о том, что СР наберет на выборах в губернскую думу 32% и будет иметь треть голосов. Похоже, что это действительно максимум, на который можно рассчитывать.

В остальных регионах судьба "эсеров" будет в значительной степени зависеть от корректного позиционирования. Декларации о "левизне" и "левом центре", лозунги о "партии человека труда" - не того уровня "завлекалки", чтобы за полтора месяца набрать 7%. Левопатриотический, пропутинский и при этом неединороссовский электорат - вещь пока что едва ли не штучная. "Откусывать" его придется ото всех понемногу. А, кстати говоря, в аналогичном жанре будут подвизаться то "Патриоты России" (довольно массово зарегистрировавшие свои списки), то "Народная партия" (в Подмосковье), то бабуринская "Народная воля".

Очень серьезно будут друг друга "объедать" мироновцы, яблочники и СПС на выборах в Северной столице. Там, кстати, интрига заключается еще и в том, что лидер "Справедливой России" - он же спикер Совета Федерации, представляющий Законодательное собрание С.-Петербурга. На сегодня имеющие большинство единороссы впрямую вопрос о замене Миронова на собственно своего представителя не ставят. Но?

4.

Эта тенденция усиления жесткой межвидовой партийной борьбы предопределена той работой "санитара леса", которую в минувшем году провела Федеральная служба регистрации ("Росрегистрация"). Из выживших на начало 2006 года тридцати двух партий она отсекла почти половину - пятнадцать. И в этом январе уже начала процедуру ликвидации псевдопартий в установленном законом порядке через подачу исковых заявлений в суд. Среди обреченных - социал-демократы и конституционные демократы, СЛОН Игрунова и республиканцы Лысенко-Рыжкова, народные республиканцы и национал-консерваторы.

Как курьез следует отметить "Концептуальную партию - Единение". По данным "Росрегистрации", она не выполнила требования пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 20.12.2004 г. #168-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и партией считаться не может. Однако она выдвигала свои списки на выборах в С.-Петербурге, Вологодской и Томской областях. На сайте томского избиркома этот список из двенадцати человек висит до сих пор. Так что очевидно - далеко не все в ведомствах, призванных курировать партийное "хозяйство" (ЦИК, "Росрегистрация"), делается согласованно. Российская бюрократия по-прежнему как та "улита": едет - когда-то будет?

Как ни странно, ответ на этот вопрос впрямую связан с обсуждаемой темой. Опыт всех стран с длительной партийной традицией свидетельствует: заставить бюрократию быть исполнительной и ответственной может только механизм сменяемости "столоначальников" по итогам конкурентных парламентских выборов. Не уборщиц и гардеробщиков, сантехников и сторожей будет менять в структуре исполнительной власти победившая партия. А? замов, начальников отделов, департаментов и т.д., то есть тех, кто и обязан отвечать за четкую и эффективную работу своего персонала. Учитывая, что в регионах число подобного рода престижных (и хорошо оплачиваемых!) рабочих мест весьма невелико, можно себе представить, какую реальную ценность они представляют. Так что партиям есть за что реально побороться.

5.

И напоследок. Обращает на себя внимание демонстративное неучастие в мартовских выборах недавнего триумфатора выборов в Новгородскую думу - "Свободной России". В прошлом октябре "свободороссы" ухитрились занять там с 12% второе место (не надо уточнять после кого). Казалось бы?

Похоже, что потенциальный лидер этой партии - представитель правительства в трех высших судах, адвокат и писатель Михаил Барщевский - решил выдержать паузу. И посмотреть на результаты "друзей-либералов" - СПС и "Яблока". Поскольку их альянс теперь уже невозможен по чисто техническим причинам (объединенную партию надо было регистрировать до 31 декабря прошлого года - как это сделали нынешние мироновцы), то они обречены на взаимоистребление. Судя по всему, таковое и произойдет везде. А особенно - в Подмосковье и в Питере. Здесь ситуация вообще в лабораторно чистом виде: выборы проводятся исключительно по пропорциональной системе, как в Госдуму. И не исключено, что уже 12 марта встанет вопрос о формировании объединенной либеральной партии под лейблом "Свободная Россия" для реальной борьбы за фракцию в пятой Государственной думе.

О судьбах ветеранов нашего парламентаризма - КПРФ и ЛДПР - писать как-то не особо хочется. У одних - жесткий ядерный электорат, гарантирующий прохождение барьера. У других - Жириновский, тоже что-нибудь гарантирующий. Но собственно партий, в том новом, лишь формирующемся смысле, нет.

Может, это и хорошо?

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67