ВИТЯ - ЮЛЯ + ВИТЯ

За прошедшие две недели вспыхнувший в первый же день новой сессии Верховной Рады политический конфликт так и не обрел свое разрешение. Быстрое и результативное как рейдерская атака совместное голосование и фактическое создание коалиции между Блоком Юлии Тимошенко и Партией регионов (плюс коммунисты, но они вряд ли окажутся в коалиции) кардинально перекроили существовавший до 2-го сентября политический расклад. Последний раз настолько резкий политический вираж наблюдался в 2006-м году и тогда "героем дня" оказалась Социалистическая партия Украины, для которой, как помним, все закончилось плачевно. Правда, она не обладала отлаженным информационным ресурсом и просто не смогла отбить пропагандистской атаки о "предательстве интересов избирателей". Но даже не это самое главное - есть огромный шанс, что сегодняшний конфликт переплавит и политическую систему Украины.

Раз пошли на дело...

Синхронное голосование БЮТ и Партии регионов, а также примкнувших к ним коммунистов - уже само по себе ЧП всеукраинского масштаба. Но, как и в январе 2007-го года, альянс внешне непримиримых противников представлял собой ЧП не только по форме, но и, по сути, снова оказавшись молниеносным наскоком на полномочия главы государства.

Пленарная неделя со 2-го по 5-е сентября обогатила политическую практику современной Украины рядом новых правил, вызвавших неприкрытое возмущение самого Ющенко, Секретариата Президента и всех пропрезидентских сил в парламенте. Пакет проголосованных законопроектов объединил такие вопросы как создание временных следственных комиссий (необходимый элемент процедуры импичмента главы государства), передача Кабинету Министров и Верховной Раде ряда полномочий относительно Службы безопасности Украины (право правительства определять организационную структуру Службы безопасности Украины, право парламента назначать исполняющего обязанности главы СБУ и т.д.), внесение ряда поправок в Закон о Кабинете Министров Украины и т.п.

Круговая атака на полномочия президента подчинена единой логике и направлена на достижение единой цели - превращение президента в досадный, но необязательный элемент политического пейзажа Украины.

Вместе с тем, никаких заявлений со стороны БЮТ по поводу выхода из коалиции 2-го сентября не последовало, как не последовало и до сих пор. Продолжая всю неделю синхронно голосовать вместе с Партией регионов, в информационной плоскости Тимошенко обвинила в развале коалиции поочередно Ющенко, Секретариат президента и фракцию "Наша Украина". А потом - сразу всех вместе. Языком аллегории, лиса запрыгнула в лодку к Герасиму и одновременно обвинила кролика в том, что тот остался на берегу.

Два извечных вопроса

Две недели политического кризиса, стартовавшие 2-го сентября и завершившиеся 16-го официальным объявлением спикера Арсения Яценюка о распаде коалиции БЮТ и НУ-НС, по существу, были посвящены поискам ответа на два вопроса: ?кто виноват? и ?что делать?.

И если забава с перетягиванием каната между НУ-НС и БЮТ, Ющенко и Тимошенко, Секретариатом Президента и Кабинетом Министров по первому вопросу касалась только экс-участников коалиции, то ответом на второй вопрос озаботился уже гораздо более широкий спектр политических персонажей и их проектов.

Кто виноват?

Кто в глазах избирателя будет признан "могильщиком" "оранжевой" коалиции? Ответ на этот вопрос напрямую зависел от того, у кого первого сдадут нервы и кто - НУ-НС или БЮТ - даст повод другой стороне навесить ярлык "разрушителя". И в эту ловушку моментально угодила фракция НУ-НС - уже во вторник вечером она раскололась на две части, но все же наскребла 39 голосов (чуть больше простого большинства) для решения о выходе из коалиции. Практически все депутаты по квоте "Народной самообороны" Юрия Луценко - Давида Жвании категорически высказались за сохранение коалиции с Тимошенко. Поскольку вступление в силу проголосованного пакета означает, что контрольный пакет влияния на курс Кабмина да, впрочем, и всего государства теперь сконцентрировала в своих руках Юлия Тимошенко, такое решение означает, что Луценко, Жвания и "их близкие" фактически заняли союзные с БЮТ позиции.

Виктор Ющенко в своем выступлении, посвященном парламентскому кризису, четко обозначил два вектора развития ситуации. Первый - реконструкция коалиции при условии голосования БЮТ за отмену принятых законов и поддержки прогрузинского заявления по Южной Осетии. Второй - выход пропрезидентской фракции (за исключением депутатов "Народной самообороны" Юрия Луценко - Давида Жвании) из коалиции, старт 30-дневного срока по формированию коалиции БЮТ плюс Партия регионов. Президент также подтвердил готовность распустить парламент, если спустя 30-дневный срок новое большинство не будет создано.

Сразу же взяв мощный информационный старт, Юлия Тимошенко попыталась максимально обыграть эти два эпизода, лично обвинив украинского президента в развале коалиции ? "демократическую коалицию разрушила не рука Кремля, а две руки президента".

На протяжении двух недель сложилась по-своему уникальная ситуация, когда реальный политический процесс и "игра на публику" развивались в двух взаимоисключающих направлениях. На словах и БЮТ, и лично Тимошенко, и "Наша Украина" (плюс Тарас Стецькив из квоты "Народной самообороны"), и президент Ющенко заявляли о безальтернативности и необходимости любой ценой сохранить демократическую коалицию. На деле же, в пленарные дни 3-го и 4-го сентября, и позже БЮТ, ПР и Компартия продолжили согласованное наступление на полномочия президента. В частности, принятые законы позволяют в обход главы государства назначать и оставлять фактически на неограниченный срок исполняющих обязанности глав местных госадминистраций, ограничивают право президента увольнять Генерального прокурора Украины - теперь для этого необходимо получить согласие Верховной Рады и т.д. Параллельно "утомленные оппозицией" "регионалы" транслируют несколько заявлений в день о том, что готовы сформировать большинство с Блоком Тимошенко. Здесь сразу делаем сноску, что в Украине все последние годы именно Блок Юлии Тимошенко и Партия регионов настойчиво конструировали имидж непримиримых противников.

Что делать?

Как ни странно, распад "оранжевой" коалиции подчинялся тем же факторам, что и ее создание. А именно - страхом и НУ-НС, и БЮТ перед имиджевым ущербом и потерей электората. Сложившийся на текущий момент расклад фактически исключил для обоих участников возможность компромисса.

Наиболее правильной линией для пропрезидентских сил было бы декларировать беззаветную преданность "демократической" коалиции, и, не принимая решения о выходе, разворачивать информационную кампанию против Тимошенко как предателя "демократических идеалов". Но эта возможность была упущена в первый же день, когда у "нашеукраинцев" сдали нервы. Теперь же согласиться на продолжение сотрудничества в составе НУ-НС-БЮТ означает стать статистом на подпевках у Тимошенко, которая благодаря резкому виражу 2-го сентября кардинально изменила внутренний расклад сил. Тогда вопрос "пройдет ли Ющенко на второй срок?" перестает быть актуальным моментально, он трансформируется в "а стоит ли выдвигаться вообще?" И в таком случае это уже не только вопрос, но сразу же и ответ.

Что касается БЮТ, то выполнение условий ультиматума президента означает имиджевое поражение Тимошенко. Ющенко и "Наша-Украина" получают полное право записать восстановление статус-кво себе в актив и раскручивать информационную волну о том, как приструнили Тимошенко, предавшую "идеалы Майдана".

Подмена понятий и игра на нервах

Подмена понятий и игра на нервах - вот краткие характеристики сложившейся ситуации.

Так, к 16-му сентября - началу сессионной недели - фракция БЮТ приготовила качественный ход, обыгрывающий имидж "защитника коалиции". А именно - выступила с инициативой включить в ряды коалиции Блок Литвина, забыв, правда, предупредить об этом самого Литвина и его депутатов. Внешне такая инициатива выглядит, конечно, похвально и характеризует БЮТ как верного сторонника "коалиции демократических сил". Но, по сути, состав участников коалиции - вопрос десятый, ведь стороны не продвинулись ни на сантиметр в поисках компромисса относительно главного камня преткновения - пакета проголосованных БЮТ-ПР-КПУ контрпрезидентских законов.

Игра на нервах четко прослеживалась в линии каждой из сторон оперативно реагировать на каждый эпизод психической атаки. Так, сразу же после заявления Ющенко о готовности распустить парламент, бютовец Сергей Терехин регистрирует законопроект, предлагающий повысить барьер с 3 до 10%. То есть, начинает раскручиваться старая тема повышения проходного барьера. Угроза достаточно серьезная, если учесть, что БЮТ и ПР совместно контролируют около 340 голосов, достаточных для преодоления президентского вето. И четкий намек, что в случае досрочных выборов президент рискует остаться вообще без представительства в Верховной Раде. А еще четче, - что без представительства в парламенте рискуют остаться все, кроме БЮТ и Партии регионов.

Ющенко и терновый куст

Начиная со вторника, 16 сентября, когда спикер Арсений Яценюк официально объявил о распаде правящей коалиции, начался 30-дневный отсчет. По истечении этого срока, если не будет создана новая парламентская коалиция, президент получает право распустить парламент. Парадокс в том, что если коалиция и будет создана, то Верховную Раду тем более необходимо распускать. Ведь фактически, если новой коалиции удастся вторая часть задуманного - новая конституционная реформа и трансформация Украины в республику чисто парламентского типа, вопрос президентских выборов снимается. Возможен и другой вариант - понимая всю сложность изменения Конституции в две парламентские сессии, БЮТ и ПР, не касаясь Основного закона и формально сохраняя парламентско-президентскую форму правления, пакетом конституционных законов учреждают республику парламентского типа.

Тем не менее, инициативу сегодня задает именно Ющенко - все остальные политические силы выстраивают свою линию с четкой привязкой к возможному роспуску парламента. В случае же досрочных выборов, на время избирательного периода на первые позиции снова выходит Ющенко в контексте распущенного парламента и правительства в статусе и.о. Так что можно сказать, БЮТ и ПР совместными усилиями забросили кролика в терновый куст.

Один ответ на все вопросы

Впрочем, из сложившейся ситуации победителем выйдет не тот, кто получит возможность распустить парламент, или тот, кто наберет большинство голосов на выборах, а тот, кто в ходе парламентской кампании сконцентрируется на достижении более глубоких, стратегических целей. И в самом деле, БЮТ и ПР действительно могут сформировать коалицию и исключить Ющенко из существующей расстановки сил. И в то же время президентская сторона может провести успешную подрывную деятельность и расколоть Партию регионов, а также дистанцировать от БЮТ коммунистов. Возможен и вариант, когда Секретариату Президента и "Нашей Украине" вообще удастся заблокировать создание нового большинства и при этом президент не воспользуется правом роспуска, а воспользуется подвешенным состоянием правительства и своими дивидендами в качестве единственного полноценного центра власти в стране. Но все это ситуативные ходы, которые принесут временный перевес одной-двум сторонам, и не более того.

Если учесть, что Тимошенко, Янукович и Симоненко сегодня в унисон продвигают модель парламентской республики, а Ющенко - сторонник президентско-парламентской формы правления, линия разлома на деле пролегает между приверженцами двух вариантов развития Украины. И такой вариант прочтения политического процесса означает, что выиграет тот, кто использует сегодняшний кризис и досрочные выборы не как тактическую задачу, а как средство для принятия своего варианта Конституции. По большому счету, сегодняшние кризис и распад правящей коалиции - промежуточные результаты соревнования между парламентской и президентско-парламентской формами правления.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67