В сторону Перми

Борис Бернаскони и швейцарец Валерио Олджиати. Но пока что здание не строят, а выставку современного искусства открыли в вокзале постройки 1940 года. Его архитектор Алексей Гринберг (1881-1938), был известен как конструктивист, но свой последний проект выполнил вполне в духе пышного сталинского ампира.

По контрасту Речной вокзал как нельзя лучше подходит для экспонатов проекта "Русское бедное", выставки, куратируемой Маратом Гельманом и инициированной сенатором от Пермского края Сергеем Гордеевым.

Причем название - "Русское бедное" - не вызвало отторжения у тех, кто готов в любом непафосном сочетании с русским видеть угрозу своей идентичности. Название простодушно отсылает к международному движению конца 1960-х, к arte povera. Его участники, такие как Янис Кунеллис и Марио Мерц, пытались при помощи минимальных средств и едва ли не мусорного материала создавать новые артефакты. Для Александра Бродского, одного из участников пермской экспозиции, "бедное искусство" - "это то, что легко сделать, не имея спонсоров и специальных средств".

Скромностью отмечен исходный материал многих экспонатов пермской выставки, поражающих, тем не менее, воображение качеством идеи и исполнения. Едва ли не половина экспонатов происходит из коллекции галереи самого Гельмана, другая часть принадлежит авторам, и лишь один экспонат предоставлен Музеем современного искусства Василия Церетели.

Получилась не просто эффектная, но и по-настоящему хорошая выставка, где ирония соседствует с сентиментальностью, а проза будней - с полетом духа. Впрочем, летает на выставке скорее макет "Союза-Аполлона", выложенный из тысяч сигарет, а сама духовность представлена в виде деревянных, на редкость тяжелых книг.

Говорят, Пермь сегодня теряет население и уже даже перестала быть городом-миллионником. Многие оборонные предприятия закрылись, хотя внешне город производит сильное впечатление, а визит на завод "Пермские моторы" для меня вообще стал одним из самых ярких впечатлений (или даже потрясений) последнего времени. Здесь не только первоклассный, хоть и небольшой заводской музей - чего стоит хотя бы стена с фотографиями жертв конца 1930-х годов, рядом с которыми поместили портрет чекиста-начальника из отдела кадров. Фантастические ощущения порождают сами цеха, куда на экскурсии водят, увы, не всех желающих (зато пускают художников, мечтающих о новых проектах). А ведь авиационные моторы весом в четыре с половиной тонны, из 12 500 деталей, собирались вручную - эта вещь будет посильнее "Фауста" Гете. А что за люди там работают! Говорить с ними - удовольствие из разряда редких, в Москве таких умных и скромных уже и не встретишь. Вот где становишься патриотом на удивление самому себе, минуя стадию громкой патетики и неофитской ярости.

Сейчас пермский губернатор обогащает рабочий город искусством. Местный художественный музей и так знаменит на всю страну собранием деревянной скульптуры (только что переиздали уникальный труд "Пермская деревянная скульптура" Николая Серебренникова, впервые вышедший в 1928 году, книгу для детей о "пермских богах" собирается написать Людмила Улицкая), здесь хорошая подборка русской живописи и фарфора. Галерейная жизнь тоже не спит - некоторые институции работают до глубокой ночи, причем интереснейшая выставка "Пермская арт-позиция" открыта в полуразрушенном доме на улице Куйбышева. Выставочными залами в этой спрятавшейся во дворе галереи стали не только комнаты первого этажа, но и подвальное помещение, куда спускаешься с фонариками. Искусство в такой обстановке воспринимается куда романтичнее.

Недавно появилась информация, что модный московский фестиваль "Территория", возможно, переедет в Пермь. Фестивальная программа "Территории" этого года включала не только гастроли заслуженного ветерана танцевального театра Йозефа Наджа, но и премьеру выдающегося "Опуса N7" Дмитрия Крымова. Интересной была и музыкальная часть программы, в рамках которой звучали, в частности, премьеры новых версий финала моцартовского "Реквиема" (их играл оркестр под управлением Теодора Курентзиса). Если учесть педагогический характер фестиваля, на который приглашаются десятки студентов театральных ВУЗов России (не зря он официально называется "фестиваль-школа"), то его переезд на Урал выглядит вполне логичным. Чем больше культурных центров будет в стране, тем легче дышится самой культуре, тем меньше позывов к эмиграции у творческих людей. Главное, чтобы у региональных властей не пропал культурный запал, об экономической целесообразности которого в Перми уже ведутся дискуссии. Само желание объясняться по поводу необходимости культуры выглядит сегодня странным, хотя и глубоко советским по своей сути. Но лучше уж с культурой в пене дискуссий, чем без культуры и без дискуссий. А такое тоже бывает.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67