Утверждение обамовского реализма

Как мы все хорошо знаем, XIX век закончился не в 1900 году, а 14 лет спустя, когда Гаврило Принцип убил эрцгерцога Франца Фердинанда, и мир немедленно погрузился в безумие. Точно также XX столетие не заканчивалось вплоть до нынешнего года, когда, помимо прочего, президент США Барак Обама намекнул, что не исключает возможности переговоров с умеренными элементами внутри движения "Талибан". То, что Генри Люц назвал "Американским веком", подошло к своему концу.

Очевидное стремление Обамы разделить "Талибан" на внушающую большее отвращение часть и часть, вызывающую меньшее отвращение, – последний знак того, что бесплодный, но необходимый реализм утвердился во внешней политике США. В последние дни администрация Обамы решила в ближайшем будущем прекратить обвинять Китай во множественном нарушении прав человека и нажала кнопку "перезагрузки" отношений с Москвой, вопреки неосталинистскому курсу Владимира Путина. Что касается стремления Израиля создать поселения на Западном береге реки Иордан, государственный секретарь Хиллари Клинтон осудила его как "бесполезное" – недовольный шепот, последовавший за этим заявлением, в расшифровке речи следовало бы выделить курсивом.

Администрация Обамы ведет переговоры с сирийцами. Она стремится начать переговоры с иранцами. Она даже готова договариваться с Северной Кореей. Она исключает из колеса внешней политики "Ось зла" и, в общем, отказывается от высокомерного языка предшествующих лет, особенно того, которым говорилось о войне с терроризмом и о распространении демократии. Тем самым нынешняя администрация заткнула глотку Бренту Скоукрофту, архиреалисту, который никогда не путал внешнюю политику с миссионерской работой, даже несмотря на то, что они обе предполагают деятельность за границей.

Большей частью, это хорошо. Даже Джордж Буш начал понимать в конце своего президентства, что он переоценил свои силы, что его мечты – это всего лишь мечты, а в предоставленном ему анализе ситуации многое было неучтено. Война в Ираке приближается к празднованию шестой годовщины своего начала, а война в Афганистане продлится еще дольше. "Талибан" ушел и снова пришел, а демократическое движение на Ближнем Востоке зачахло, о чем демократические лидеры государств данного региона предпочитают умалчивать в своих восторженных речах.

Обама не будет шептаться с левыми о своей новой внешней политике. Либерализм забелил имеющийся нравственный компонент. Это теперь – в крайнем преувеличении – часть консерватизма. Либеральное издание "New York Review of Books" недавно опубликовало открытое письмо литературных величин США, призывающих Обаму "заключить соглашение с "Талибаном" (и) вывести все войска из Афганистана". Нестабильный сосед Афганистана, Пакистан, обладающий ядерным оружием, равно как и афганские девочки, которые никогда не открывали книгу, даже не были упомянуты.

Действительно, здесь таиться опасность. "Талибан" – это зло. Они уничтожают оппозицию. Они ужасно относятся к женщинам, а когда "Талибан" контролировал Афганистан, он скрывал Аль-Каиду. Во Вьетнаме всегда было можно настоять на том, что коммунисты – это на самом деле реформаторы – можно было обозначить их еще каким-либо столь же бессмысленным словосочетанием – и поэтому, когда США сдались, пришедший следом ужас был для некоторых сюрпризом. Но никто не сможет быть удивлен, тем, что будет делать "Талибан". В недавнем прошлом, он уже это делал.

Как говорят, Уинстон Черчилль однажды попросил свою жену убрать со стола пудинг – поскольку "он нарушал общую стилистику". В некотором смысле, "реалистическая" внешняя политика также страдает от отсутствия стиля или, что более существенно, излишним желанием творить добро. Враги Америки – это не просто наши оппоненты; они – зло. Мы – добро. Именно так мы должны рассматривать себя. На последствия ухода из Вьетнама нельзя смотреть без тошноты. Уродование школьниц фанатиками "Талибана" по своим последствиям не будет отличаться от деятельности вьетнамских коммунистов.

Обама прав в своем стремлении быть реалистом, в желании отказаться от помпезной риторики. Морализм дорог, он стоит много крови и денег. Пришла новая реальность. Опасность заключается в том, что мы можем обратиться внутрь себя – это не изоляция, поскольку она невозможна – но, будучи финансово истощенными, мы можем стать бесчувственными к тому, что происходит в остальном мире.

Это коварный, но благоприятный момент для юного президента. Он заканчивает один век, начиная другой. Кратко, свой подход к внешней политике он по существу основывает на содержании аннотации к недавно изданной книге теолога Рейнхольда Нибура. Обама писал, что позаимствовал из работ Нибура "неотразимую идею, что в мире присутствует большое зло, муки и боль". Он добавил: "Мы должны быть скромны и умеренны в нашей вере в то, что сможем уничтожить их. Но нам не следует использовать эту веру как оправдание цинизма и бездействия".

И это "Доктрина Обамы": мудро, нисколько.

Перевод с английского Константина Аршина

Источник: http://www.realclearpolitics.com/articles/2009/03/obamas_realism_settles_in.html

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67