Украинская политика: хочешь жить - умей вертеться

Если попытаться охарактеризовать украинскую политическую конструкцию, то лучшим образом для данного момента выглядит сказочная избушка на курьих ножках. Та самая, которая умела оборачиваться "ко мне передом, к лесу задом". Начиная с апреля, следуя логике избирательной кампании, избушка настойчиво обращала к аудитории шоу-бизнесовую, зрелищную, развлекательную сторону. Но выборы закончились, наступил октябрь, и настал черед поворачиваться другим боком, на этот раз демонстрирующим процесс формирования коалиции и согласования кандидатуры премьер-министра и нового кабмина.

И вот здесь что-то не сработало, и в данный момент избушка застряла на полуобороте. Так что теперь и не поймешь, к кому она передом, к кому задом, да и вообще, совпадает ли то, что демонстрируется аудитории, с тем, что происходит внутри?

Застрявшая коалиция

Мы помним, как за считанные мгновения до выборов Юлия Тимошенко обещала, что формирование "демократической" коалиции - Блок Юлии Тимошенко плюс "Наша Украина - Народная самооборона" - потребует максимум двух часов времени. Но вот прошел месяц, и за пеленой громких заявлений и пиар-акций типа парафирования коалиционного соглашения (хороший рекламный трюк, но в украинской конституции такого понятия нет) просматривается, что в избушке все не так уж и гладко. Более того, ряд симптомов говорит о том, что процесс торга привел к серьезным противоречиям внутри потенциальной коалиции.

Попробуем разобраться, что же происходит в данный момент внутри украинской избушки на курьих ножках. Почему коалиционный процесс БЮТ - НУ-НС вызывает регулярные демарши со стороны пропрезидентского лагеря? Досадная ли это случайность? Или запланированная закономерность? Какие факторы сегодня играют на стороне "помаранчевой" коалиции, а какие против? И какие в итоге перевесят?

Внутривидовая конкуренция

Какие факторы выступают в данный момент движущей и направляющей силой, определяющей цели и интересы двух главный участников - президента Виктора Ющенко и лидера БЮТ Юлии Тимошенко? Я думаю, если мы правильно обозначим эти рубежи, то сможем прояснить, что происходит внутри "демократической" коалиции.

Начиная со 2 апреля, когда президент подписал первый указ о роспуске парламента, Виктор Ющенко снова занимал лидирующие позиции в политическом процессе. Перед Ющенко стоит две задачи, решение которых тем более усложняется, что они тесно взаимосвязаны: во-первых, победить на выборах в 2009 году, а во-вторых, упразднить политреформу в редакции Александра Мороза (лидер СПУ) - Виктора Медведчука (экс-глава администрации Леонида Кучмы) и восстановить оптимальный объем полномочий. В том, что касается первого вызова, президентская сторона уже давно рассматривает в качестве наиболее опасного конкурента именно Юлию Тимошенко. Она однозначно выдвинет свою кандидатуру в 2009 году, как в случае, если ей все-таки удастся стать главой правительства, так и в случае, если останется в оппозиции. Поэтому предоставлять ей самый выгодный трамплин - пост премьер-министра - и автоматически увеличивать ее шансы за собственный счет президент Ющенко и его сторонники не захотят.

Еще одно яблоко раздора - судьба будущего закона о кабинете министров, который в сегодняшней редакции превращает президента в "английскую королеву". Ющенко отозвал свое представление в Конституционный суд, в котором требовал признания этого закона противоречащим основному закону, видимо, в расчете на то, что закон отредактирует будущая коалиция. Здесь президентская сторона справедливо опасается, что премьер-министр Тимошенко, получив расширенные полномочия и опираясь, в отличие от Януковича, на легитимную базу, еще до 2009 года вытеснит Ющенко и поддерживающие его силы на обочину политической жизни.

Если ситуация будет развиваться настолько линейно,

то Ющенко не только не попадет даже в первую тройку призеров по итогам президентских выборов, но, скорее, вопрос вообще будет ставиться иначе: а стоит ли вообще ему выдвигать свою кандидатуру? Тем более что политическая опора президента - созданный под внеочередные выборы блок "Наша Украина - Народная самооборона" занимает в отношении Тимошенко неоднозначную позицию.

Часть президентских соратников ожидает какой-то определенности в этих своеобразных праймериз внутри "демократического" лагеря с прицелом, к кому именно - Ющенко или Тимошенко - примкнуть в преддверии президентской кампании. В то же время представители "Народной самообороны" во главе с Юрием Луценко и Давидом Жвания такой выбор уже сделали в пользу Юлии Тимошенко, а делегированный секретариатом президента глава "Нашей Украины" Вячеслав Кириленко - принципиальный сторонник коалиции НУ-НС - БЮТ.

Поворотный момент

Еще один существенный риск заключается том, что момент голосования в раде будет поворотным - он кардинально изменит внутреннее соотношение сил в направлении "президент Ющенко и НУ-НС" - "премьер-министр Тимошенко и БЮТ". Если сегодня БЮТ вынужден соглашаться на все выдвинутые Ющенко и его сторонниками условия (и здесь Тимошенко идеально копирует модель поведения Януковича в 2006 году), то лишь затем, чтобы, получив пост премьера, использовать полученное преимущество и переиграть ситуацию в свою пользу. Преимущество тем более значительное, что с этого момента Тимошенко оперирует расширенными полномочиями и опирается на абсолютное большинство голосов внутри коалиции (159 депутатов БЮТ плюс союзники из фракции НУ-НС). А это значит, что все договоренности (начиная от положений коалиционного соглашения, продолжая переделом бюджетных потоков, и так вплоть до кандидатур министров от НУ-НС) автоматически будут пересмотрены в более выгодном для БЮТ ключе.

Вспомним, даже во время руководства кабмином в 2005-м, несмотря на то, что большинство постов заполнялось по квоте президента, Тимошенко успешно переманила в свой лагерь многих "нашеукраинцев". В частности, министра экономики Сергея Терехина, вице-премьера Николая Томенко, министра финансов Виктора Пинзеныка (все - партия "Реформы и порядок" (ПРП), а завершила включением в состав БЮТ всей ПРП, еще в 2002 году - одного из главных слагаемых блока Виктора Ющенко "Наша Украина".

Сегодня же, если Тимошенко становится премьер-министром, а тем более если ее шансы победить в 2009-м приобретут четкие очертания, есть риск, что число перешедших будет исчисляться уже десятками.

Политреформой по политреформе

Что касается серьезно наступившей на полномочия президента и интересы его окружения конституции в редакции 2004 года, то, как ни парадоксально, единственно реальным средством против политической реформы является продолжение реформы. Естественно, в понимании президентской стороны в этот процесс закладывается абсолютно противоположное содержание. В таком случае с опорой на коалицию НУ-НС - БЮТ в 228 штыков поле для маневра крайне ограничено. Фактически единственным способом остается референдум, но без поддержки Тимошенко шансы на то, что более 50% голосующих поддержит вариант Конституции, разработанный по заказу Ющенко, просто минимальны. Что касается поддержки, то вариант, когда Тимошенко сознательно пойдет на сокращение своих полномочий через новый вариант конституции, не вызывает доверия. Если же коалиция будет насчитывать от 300 голосов и больше, то поле для маневра значительно расширяется. Во-первых, это возможность редактировать действующую конституцию без обращения к мнению широких масс. Во-вторых, Ющенко наиболее комфортно чувствует себя в рамках диалога с держателями контрольных пакетов депутатских фракций - олигархическими группами, которые спонсировали прошедшие в парламент силы. Такой консенсус дарит президенту еще один козырь - принятие в парламенте нового варианта конституции с избранием президента в парламенте. Правда, не в этом парламенте - ни один из вариантов коалиций, кроме "БЮТ - Партия регионов", не набирает 300 голосов.

Бунт "бедных родственников"

Прошедший с момента выборов месяц продемонстрировал ряд симптомов, которые тем не менее имеют один общий знаменатель. Ряд показательных действий и заявлений представителей "Нашей Украины" говорит о том, что часть депутатов закладывают для себя идеологическое обоснование, чтобы в решающий момент не проголосовать за кандидатуру Тимошенко. Характерным примером является одно из последних резонансных заявлений части партий, которые входят в состав блока "Наша Украина - Народная самооборона" от 26 октября. Заявление показательное с точки зрения соотношения его публичного, массмедийного, измерения (с учетом внутреннего статуса участников) и реального значения.

Итак, в пятницу 26 октября представители нескольких партий блока НУ-НС обвинили Юрия Луценко ("номер один" НУ-НС), Вячеслава Кириленко (формальный глава "Нашей Украины") и Бориса Тарасюка (лидер Народного Руха Украины) в фактической сдаче интересов пропрезидентской силы в пользу Юлии Тимошенко. Объединившиеся в этом протесте "Собор" (глава - бютовец 4-го, "нашеукраинец" 5-го созыва Анатолий Матвиенко), Украинская народная партия (экс-депутат Юрий Костенко), Христианско-демократический союз (депутат 5-го созыва Владимир Стретович), Партия защитников Отчизны (экс-депутат Юрий Кармазин), "Пора" (экс-советник президента Владислав Каськив) очень критично оценили парафированное коалиционное соглашение. А затем вообще пригрозили провалить во время голосования в парламенте согласованную кандидатуру НУ-НС и БЮТ на пост спикера - "номер два" НУ-НС Вячеслава Кириленко.

Если исходить из реального положения дел, то, как мы успели заметить, все они, за исключением Украинской народной партии Юрия Костенко, представляют собой миноритарных участников блока "Наша Украина", а если еще точнее - карманные структуры разных групп влияния внутри пропрезидентского лагеря. Все без исключения баллотировались отдельно от президентского блока в 2006 году, но к барьеру в 3% тогда приблизилась разве что УНП, примерно 3% набрали все остальные вместе.

ХДС Владимира Стретовича, "Собор" Анатолия Матвиенко и Партия защитников Отчизны Юрия Кармазина - мини-партии лидерского типа. Что касается "Поры", то боюсь, что после многочисленных расколов, демаршей и разводов от нее остались разве что раскрученный бренд, сам Каськив и небольшой круг его приближенных. Казалось бы, настолько агрессивная и резкая позиция никак не вяжется с тем минимальным влиянием внутри самого блока, которое имеют "попутчики". С другой стороны, именно статус мини-акционеров и является причиной настолько радикального поведения. Если мини-акционеры угрожают не поддержать своими голосами "второго номера" блока Вячеслава Кириленко в настолько ответственный момент, то позволить себе подобные выпады они могут только по прямому указанию центральных на сегодняшний день для "Нашей Украины" фигур - президента Виктора Ющенко, главы президентской канцелярии Виктора Балоги и главы СНБО Ивана Плюща. Если же развивать тезис дальше, то по конституции избрание спикера нового парламента - непременное предварительное условие для голосования по кандидатуре премьер-министра. То есть в конечном счете, не заявляя прямо, "нашеукраинцы" дали понять, что не поддержат кандидатуру именно Юлии Тимошенко.

Правительство меньшинства

Один из вариантов, который позволит нивелировать вариант, когда в последний момент может не хватить трех голосов, является расширение парламентской базы премьер-министра. Не случайно первым, к кому обратилась Тимошенко после 30 сентября, был экс-спикер 5-го созыва рады Владимир Литвин ("Блок Литвина"). И не случайно именно Литвин сразу же стал объектом нападок со стороны "Нашей Украины". Что касается точки зрения самого Литвина, то выделим одно из первых заявлений для прессы, когда экс-спикер озвучил, что самые конкретные предложения он услышал именно от Тимошенко. Идея имеет минимум два варианта воплощения. Вариант первый - создание коалиции БЮТ - НУ-НС - Блок Литвина, но здесь пропрезидентские силы просто костьми легли, чтобы его похоронить. Вариант второй - когда двадцать депутатов Блока Литвина не входят в состав коалиции формально, но подстрахуют Тимошенко "на переправе" - из депутатского кресла в правительственную ложу, а также будут поддерживать правительственные инициативы голосами и в дальнейшем. То есть в таком случае, возможно, мы увидим интересный феномен: формально опираясь на большинство в парламенте, кабинет министров фактически будет работать как правительство меньшинства.

Одно большое "но"

Как видим, все действия Ющенко и его союзников, направленные на обострение спорных вопросов внутри "оранжевой коалиции", имеют четкую и логичную основу. Коалиция в таком составе и с премьером Тимошенко во главе не может предложить Ющенко и "Нашей Украине" никаких плюсов, но автоматически означает увеличение числа минусов. Тем более что такой вариант означает сокращение парламентской опоры Ющенко - часть депутатов фракции будет тайно поддерживать Тимошенко. Другой вопрос: а есть ли какие-либо плюсы в коалиции с Партией регионов и какие могут быть варианты такого мезальянса? Все претензии "против" коалиции с БЮТ и агитация "за" объединение с "регионалами" разбиваются об один однозначный минус, который рискует перевесить все настоящие и будущие плюсы - моментальное падение поддержки Ющенко и окончательное освобождение поля "помаранчевого" электората. Естественно, для Юлии Тимошенко.

Напоследок отметим двойное дно украинского политического процесса. Если прошедшая избирательная кампания худо-бедно развивалась по логике законов демократии, то сразу же после завершения голосования в дело вступили законы олигархократии. Несмотря на массу претензий к результатам выборов и фактам их искажения, украинский избиратель четко определил свои симпатии относительно будущей "оранжевой" коалиции. Сегодня же мы наблюдаем, как правящие группы, четко демонстрируя, что считают выборы не более чем проформой, и идеально повторяя подходы и методы времен Кучмы, пытаются переписать полученный результат в более выгодном для себя ключе.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67