Учиться среди статуй

18 мая весь мир отмечает Международный день музеев. Раз в году они открывают свои двери всем желающим абсолютно бесплатно. Не составит исключение и единственный Учебный художественный музей им. И.В.Цветаева, работающий в отечественном вузе - Российском государственном гуманитарном университете (правда, билет туда стоит недорого - всего пять рублей). 30 июня исполнится 10 лет со дня его основания (одновременно он является отделом Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). В честь такого юбилея, а еще - 160-летия со дня рождения основателя Пушкинского музея - Ивана Цветаева, 115-летия его дочери Марины Цветаевой и 95-летия со дня рождения Ариадны Эфрон в РГГУ прошло расширенное заседание Ученых советов Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Российского государственного гуманитарного университета.

То, что музей имени Ивана Владимировича Цветаева возник в недрах этого известного гуманитарного вуза, не случайно. Дело в том, что Музей изящных искусств вырос из университетского музея слепков лучших мастеров Европы, задуманного профессором Московского университета Цветаевым для нужд студентов, не имевших средств ездить за границу и изучать в подлинниках древнюю скульптуру и архитектуру. По сути дела, он был задуман как первый в Европе педагогический музей.

"Русский журнал" попросил ректора РГГУ Ефима Пивовара рассказать о характере музейной коллекции, находящейся в этом вузе.

- Большая часть экспонатов попала к нам из первоначальной коллекции Пушкинского музея, созданной на рубеже ХIХ-ХХ веков его основателем Иваном Цветаевым. Есть там и отдельные слепки из небольшой коллекции предшественника ГМИИ - музея Московского университета, изготовленные в 1850-е и 1880-е годы; слепки из Румянцевского музея...

Не возникни наш музей, судьба коллекции, которую Цветаев готовил для музея Московского университета, могла бы стать плачевной: эти экспонаты хранились в одном из храмов, который потом передали церкви. Создание музея в РГГУ было полезно как для нашего университета, так и для Музея изобразительных искусств. Некоторые слепки имеют особую ценность: сегодня уже нет их оригиналов. И когда такой музей используется для учебных целей - это просто блестяще. В его залах проходят занятия будущих арт-дизайнеров, историков искусства, реставраторов...

Конечно, разместив музей Цветаева у себя, мы немного потеснились. Экспонаты расположились в актовом зале бывшей Высшей партийной школы, в холлах на многих этажах. Но ведь студентам лучше ходить среди памятников, чем просто так... Под музей мы использовали и спортзал. К тому же РГГУ несет большую ответственность, связанную с организацией охраны, пожарной безопасности.

Но все это - разрешимые проблемы. Мы гордимся своей коллекцией. Вузовских музеев много. В Томском университете, например, их пять или шесть. И все - замечательные. Но учебный художественный музей - только у нас.

В семи залах представлено 750 слепков и копий с памятников искусства Древнего Египта и Передней Азии, Древней Греции, Рима, европейского Средневековья и эпохи Возрождения, хранящихся в главных музеях Парижа, Лондона, Берлина, Каира, Санкт-Петербурга, а также во многих музеях Италии, Германии, Нидерландов и др. Экспозиция знакомит с основными этапами развития мирового искусства с древнейших времен до XVI века. В ней можно увидеть большую статую фараона Хефрена и рельефы из гробницы Хесира, одного из Танисских сфинксов Аменемхета III и столб с законами вавилонского царя Хаммурапи, рельефы ассирийских дворцов и образцы скульптурного убранства афинского Парфенона, портретные статуи Софокла и Демосфена и другие знаменитые произведения.

В залах античного искусства выставлены не только прославленные шедевры скульптуры, но и античные стенные росписи. Памятники Средневековья и Ренессанса размещены в центре здания, в мемориальном зале мецената А.Л.Шанявского, основателя первого народного университета в Москве.

- Наши экспонаты, - рассказывает Ефим Пивовар, - почти не повторяют памятников, представленных в главном здании Музея изобразительных искусств.

Открытый для публики, Учебный музей в то же время служит базой для студенческих занятий, возрождая традицию непосредственной связи музея с учебным процессом. Какое-то время назад лингвисты обратились к другому факультету и вместе организовали действо под названием "античный пир". В Историко-архивном институте эта традиция - давняя: медиевисты устраивали суды истории. Я помню это, когда был деканом. Судили какого-то короля или королеву. Это такая игра, и она очень познавательная и полезная. И хотя понятие "суда" в истории мне не нравится, но для молодежи это интересно.

Директор Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Ирина Антонова подчеркнула, что ей дорога мысль о том, что создание музея - это общественная идея, а не прихоть отдельного лица. (Кстати, в свое время проект цветаевского музея был встречен холодно. Было ясно, что финансировать его университет не в силах, а правительство едва ли захочет прийти на помощь. По воспоминаниям младшей дочери Ивана Владимировича - Анастасии Цветаевой, "отец обратился к широким слоям общественности, к частной благотворительности. В комитет по созданию музея вошли представители аристократии и купечества, а также художники В.Д.Поленов, В.М.Васнецов, А.В.Жуковский, архитектор Г.И.Клейн, главным жертвователем стал Ю.С.Нечаев-Мальцев, известный промышленник... Царское правительство помогло только одним: дало площадь бывшего Колымажного двора, где помещалась старая пересыльная тюрьма".)

По словам Ирины Антоновой, и сегодня государство тоже отворачивается от многих проблем музеев. Найдете спонсоров - будет у вас новый корпус, а не найдете - нет, - говорят музейщикам. А между тем она убеждена, что "развитие музеев - это дело государства". Во Франции, например, Новый Лувр и Музей Орсэ были полностью созданы за счет государства.

Ирина Антонова рассказала о том, как Музей изобразительных искусств продолжает просветительские и педагогические традиции своего отца-основателя: 10 лет назад родился музей имени Цветаева в РГГУ, а в прошлом году в недрах ГМИИ им. А.С.Пушкина появился Центр эстетического воспитания для детей и юношества.

Новый "Мусейон" - уникальный комплекс, не имеющий аналогов в музейной практике. В нем есть специально оборудованные классы для проведения кружковых занятий; используются компьютерные технологии. Создается уникальная искусствоведческая библиотека для детей и юношества. Ребятам от пяти до восемнадцати лет предоставляется возможность поработать в художественных мастерских - живописной, графической, керамической. Но главное - это занятия в залах музея, встречи с подлинниками мирового искусства.

Говорят, что очень важно, в каких стенах проходит детство человека, по каким улицам он ходит: видит ли он старинные церкви в маленьком городке, дворцы Санкт-Петербурга или безликие типовые новостройки. Студентка факультета истории искусств РГГУ, сидевшая рядом на заседании двух Ученых советов, сказала: "У нас здесь так прикольно: идешь в аудиторию, а по дороге рассматриваешь античные статуи. Да и многие занятия проходят в музее. Недавно в большом античном зале прошла выставка видео-арта".

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67