Транскаспийское турне Дмитрия Медведева

В четверг, 3 июля 2008 года начинается транскаспийское турне российского президента Дмитрия Медведева. В четверг-пятницу он планирует посетить Азербайджан, в пятницу-субботу - Туркменистан, а в воскресенье - Казахстан. Все государства, обозначенные в плане президентского визита, объединяют не только проблемы Каспия, но и проект транскаспийского трубопровода (пока только интенсивно обсуждаемый). Однако нельзя не заметить, что особое внимание в этом "восточном турне" будет уделено Азербайджану.

Во-первых, это - кавказское государство, как и сама РФ. Оно непосредственно граничит с Россией. При этом с российской стороны на Азербайджан выходит Дагестан, самая крупная по территории и населению республика Северного Кавказа. На этих пограничных территориях проживают этнические группы, разделенные после распада СССР (лезгины, аварцы, азербайджанцы, цахуры и другие малочисленные группы).

Во-вторых, Азербайджан занимает выгодное положение не только на юге Кавказа, но и на всем постсоветском пространстве. Он является связующим звеном между Кавказским регионом и Центральной Азией. Республика обладает большими углеводородными ресурсами. По словам американского политолога Збигнева Бжезинского, "Азербайджан можно назвать жизненно важной "пробкой", контролирующей доступ к бутылке с богатствами Каспийского моря и Средней Азии. Независимый тюркоязычный Азербайджан, по территории которого проходят нефтепроводы и далее тянутся на территорию этнически родственной и оказывающей ему политическую помощь Турции, помешал бы России осуществить монополию на доступ к региону и таким образом лишил бы ее главного политического рычага влияния на политику государств Средней Азии".

В-третьих, в октябре 2008 года в Азербайджане состоятся президентские выборы, которые привлекут к себе пристальное внимание не только Москвы, но и Вашингтона с Брюсселем.

В-четвертых, Азербайджан - это еще и неразрешенный многолетний нагорно-карабахский конфликт, играющий зачастую определяющую роль во внешней и внутренней политике этого государства. Россия же (наряду с Францией и США) входит в число стран-посредников Минской группы ОБСЕ, занимающихся поиском выхода из карабахского тупика. До сего дня эти поиски не привели к заметному успеху.

В-пятых, "азербайджанский фактор" имеет и определенное значение во внутренней политике РФ. По данным официальной статистики, с 1989-го по 1999 год численность азербайджанцев в России увеличилась с 335,9 тыс. до 426,7 тыс. человек (миграционный прирост - 62,8 тыс.). Численность российских азербайджанцев, согласно Всероссийской переписи 2002 года, - 621,5 тыс. человек (13-й по численности этнос РФ). Экспертные оценки дают иные, более высокие цифры. По данным правоохранительных органов России и посольства Азербайджана, их в РФ - 1,5 млн и 1 млн человек соответственно. Азербайджанцы расселены в 55 субъектах РФ.

Таким образом, повестка дня для будущих встреч Дмитрия Медведева с азербайджанским руководством предстоит насыщенная.

Напомним, что между Россией и Азербайджаном дипломатические отношения были установлены 4 апреля 1992 года. В "кавказской политике" России азербайджанское направление занимает особое место. Баку находится между двумя крайними полюсами кавказской геополитики. Если крайним антироссийским полюсом является Тбилиси, то наиболее последовательной пророссийской силой считается Ереван. Так вот, в отличие от Грузии, целенаправленно декларирующей свой стратегический курс на евроатлантическую интеграцию и избавление от российского "имперского наследия", Азербайджан стремится к конструктивным отношениям с Россией. В 1997 году между двумя нашими государствами был подписан "Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности". В 2001 и 2004 годах были подписаны Московская и Бакинская декларации по налаживанию "высокого диалога" между двумя государствами. Товарооборот между нашими странами достиг к 2007 году 1,5 млрд долларов США. России и Азербайджану удалось также найти взаимопонимание по вопросу Каспия. По словам заместителя министра иностранных дел Азербайджана Халафа Халафова, "благодаря российской стороне первым достижением в этом вопросе можно считать договоренность по статусу между Азербайджаном и Россией, к которой позже присоединился и Казахстан". В Азербайджане не открывают "музеев оккупации", зато там и сегодня функционирует 346 школ, где ведутся занятия на русском языке; 15 тыс. студентов также имеют возможность получить образование на русском. В Баку не рассматривают российское военное присутствие (Габалинская РЛС) как проявление "десуверенизации". Многие представители официального Азербайджана, начиная с президента Ильхама Алиева, неоднократно давали высокую оценку миротворческому потенциалу России в процессе карабахского урегулирования. И тот факт, что тезис о возможном размещении российских миротворцев в зоне армяно-азербайджанского противостояния был в 2006 году дважды озвучен именно в Баку, говорит о многом. Представить себе позитивные высказывания в Тбилиси о российском миротворчестве невозможно в принципе.

Но это лишь одна сторона медали. С другой стороны, Азербайджан - член ГУАМ, организации, заработавшей себе имидж своеобразного анти-СНГ и ставшей определенным противовесом российскому влиянию в "ближнем зарубежье". Тем более что в сегодняшнем "обновленном" ГУАМ Азербайджан стал набирать обороты, что показал и прошлогодний саммит этой организации в Баку. В Москве ревниво наблюдают и за развитием американо-азербайджанских отношений. В отношениях Москвы и Баку нет того уровня сотрудничества, прежде всего в военной и политической сферах, который есть сегодня в отношениях между Россией и Арменией. В отличие от Армении, Азербайджан не состоит в ЕврАзЭС и ОДКБ. У Баку свои подходы к взаимоотношениям с Грузией. Во многом "охлаждение" двусторонних российско-азербайджанских отношений в конце 2006 года было вызвано именно серьезными разночтениями во взглядах на Грузию. Азербайджан имеет "свое" мнение на транспортные и энергетические проекты, к которым без особых симпатий относятся в Москве. Речь идет о "проекте века" Баку-Джейхан, а также о строительстве дороги Карс-Ахалкалаки-Баку, которая идет в обход Армении, усиливая изоляцию нашего стратегического партнера. Не слишком довольны в Москве и энергетическим партнерством между Азербайджаном и Польшей (главным оппонентом РФ среди членов ЕС, который ухудшает динамику российско-европейских отношений в целом). По мнению директора Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхама Шабанова, "сегодня Польша выстраивает новую концепцию своей нефтегазовой безопасности. В качестве основных партнеров она хотела бы видеть Казахстан, Азербайджан, Грузию и Украину. Если точнее, Варшаве нужна каспийская нефть, которая через Грузию и Украину должна быть транспортирована в Польшу".

Между Москвой и Баку есть серьезные расхождения по вопросу о российско-армянском стратегическом партнерстве. Неучастие Азербайджана в ОДКБ, членство в ГУАМ и активное сотрудничество с НАТО и США во многом и диктуется пророссийской ориентацией Армении. В военном присутствии РФ в Армении (особенно после вывода российских частей из Грузии и их передислокации в соседнюю республику) лидеры Азербайджана видят опасность эскалации армяно-азербайджанского противостояния. Насколько обоснованны подобные опасения - другой вопрос.

Конечно, отдельная тема - нагорно-карабахский конфликт. Баку откровенно выражает недовольство отказом Москвы стать на одну сторону в этом споре, поддержав принципы "территориальной целостности" Азербайджана. В ходе работы 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (март 2008 года) в повестку дня был внесен вопрос о ситуации на оккупированных территориях Азербайджана. Россия не просто воздержалась, она проголосовала (как, впрочем, и США с Францией) против предложенной Баку резолюции. Однако именно Москва удостоилась наиболее жесткой критики со стороны азербайджанских СМИ, политиков и экспертов. Критика подходов США была беспрецедентной начиная с 90-х годов, однако она быстро сошла на нет и была не столь масштабной, как критика российских действий.

Однако, несмотря на всю сложность двусторонних отношений, Россия и Азербайджан имеют большой потенциал для развития партнерства. Самое главное, что Баку и Москва учатся исправлять ошибки, допущенные в начале 90-х годов, и извлекать из них уроки. Для России такой ошибкой был фактический отказ от диверсифицированной политики на юге Кавказа. Для Азербайджана - поддержка чеченских сепаратистов в первой половине 90-х годов. В этой связи, однако же, следует особо подчеркнуть, что нормальные российско-азербайджанские контакты не должны ни в коем случае означать "забвения" Армении. Армения - многовековой геополитический союзник России, и в самом армянском государстве российское присутствие в Закавказье рассматривается как позитивный фактор. Речь должна идти о сбалансированной и диверсифицированной политике.

За примером далеко ходить не надо. США проводят по отношению к Азербайджану "покровительственный курс", не замечая несоответствия политических реалий республики "демократическим стандартам". Это прекрасно продемонстрировали парламентские выборы в 2005 году. Накануне выборов в миллимеджлис (парламент) Азербайджана третьего созыва в ноябре 2005 года сенатор-республиканец Ричард Лугар, возглавлявший делегацию сената американского конгресса, заявил в Баку: "Я не пропагандирую и не ожидаю революцию в Азербайджане". В 2006 году Азербайджан был назван "исламским союзником США" (ранее этот титул принадлежал Турции). Вместе с тем США оказывают финансовую помощь Армении и даже непризнанной Нагорно-Карабахской Республике. И хотя в последнее время в Вашингтоне все чаще слышатся призывы уменьшить финансовые вливания в Армению (в Карабах эти дотации планируют даже прекратить), до последнего времени именно эта республика была второй после Израиля страной по масштабам получения американской помощи.

Азербайджан - мусульманская страна, но светское государство, декларирующее приверженность демократическим идеалам и жесткое неприятие исламского фундаментализма. Сегодня, когда Россия вовлечена в борьбу с международным исламским терроризмом, соседство с политически стабильным светским государством, занимающим непримиримую позицию по отношению к религиозным экстремистам, чрезвычайно важно. Таким образом, Россия и Азербайджан, несмотря на некоторые существенные расхождения во взглядах на "большую игру" в Закавказье (армянский вопрос, Нагорный Карабах, взаимоотношения с США), заинтересованы друг в друге. С одной стороны, России нужен стабильный, светский, демократический (в возможных на постсоветском Востоке рамках) Азербайджан. С другой стороны, Азербайджану необходимо фактическое (а не формально-правовое) присутствие на Северном Кавказе сильной российской государственной власти.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67