ТВ послезавтрашнего дня

Varshavchik Sergey

Объем рынка платного кабельного телевидения в РФ в 2007 году вырастет на 40%, до $650 млн.

Об этом на прошедшем 16 октября в Москве в "Президент-отеле" международном форуме "Инвестиции в цифру" сообщил генеральный директор кабельного оператора "Эр-Телеком Холдинг" Андрей Семериков. В то же время, по словам Семерикова, объем рынка широкополосного доступа в интернет в текущем году составит $1,2-1,3 млрд, а темпы роста также будут на уровне 40%. К концу же 2010 года консолидированный объем этих двух рынков достигнет $4 млрд.

Вообще, этот форум был чрезвычайно полезен с точки зрения того, что охватывал все проблемы отрасли, коих довольно немало.

В свою очередь президент Ассоциации кабельного телевидения России Юрий Припачкин отметил, что в России сегодня наблюдается процесс консолидации участников платного кабельного телевидения, поскольку при относительно малом числе абонентов и серьезной конкуренции со стороны телефонных компаний привлечь достаточное количество инвестиций нельзя.

Он отметил, что сам по себе переход на цифровое вещание мало интересует потребителя, ему нужен "полный комплекс". При этом людям все равно, какая именно технология используется, кто оператор, - их интересует минимизация средств при максимальном спектре услуг. К тому же цифровое ТВ пока что не имеет единого технического стандарта и "имеет свойство время от времени "сыпаться".

Припачкин подчеркнул, что на сегодняшний день большинство операторов имеет устаревшую структуру - как технологическую, так и бизнес-процессов, но уже идет строительство широкополосных сетей. Так, к концу 2006 года инвестиции в кабельное телевидение превысили $500 млн.

Дальнейшее развитие цифрового кабельного вещания, скорее всего, будет происходить путем расширения зоны охвата и строительства крупных холдинговых структур, а также путем создания новых и модернизации старых сетей.

А вот единой компании-монополиста в отрасли создано не будет, более того, по мнению президента кабельного ТВ, примерно через два года конкуренция резко усилится.

Еще одна проблема отечественных операторов платного ТВ в том, что далеко не все из них готовы принять инвестиции. По мнению Семерикова, сейчас рынок к ним в целом не готов. Во многом потому, что количество кабельных сетей в крупных городах едва достигает 6%.

Как отметил генеральный директор компании "Система массмедиа" Элдар Разроев, "пока какого-то горячего желания западных инвесторов прийти на наш рынок не наблюдается", хотя, по его словам, некоторые инвестиции имеют место быть.

Не панацея и выход компаний на рынок IPO.

В этом плане Юрий Припачкин привел пример собственной компании "Ренова Медиа", которая вынуждена была уйти с биржи NASDAQ и заплатить за закрытие листинга $180 млн, чтобы выход на биржу не ограничивал управляемость компании. Независимые директора принимали решения, не считаясь с менеджментом компании, и одновременно не желали нести ответственность за эти решения. Таким образом, операционное управление активами оказалось практически полностью заблокировано.

"IPO - не панацея. Считается, что это дешевые деньги, однако эта процедура имеет как существенные плюсы, так и большой минус: IPO ограничивает тебя как собственника, все хорошо лишь в тот определенный период времени, когда ты к IPO готов", - подчеркнул Припачкин.

С ним солидарен и Разроев, по мнению коего, нынешний процесс консолидации в секторе кабельного ТВ напоминает ему путь сотовых операторов образца 1998-1999 годов, частично - операторов фиксированной связи и даже ритейла.

Что же касается контента, то он, по мнению заместителя генерального директора компании "КОМСТАР-Директ" Мераба Габунии, становится важнейшей составляющей в системе платного телевидения, и через пять лет за эксклюзивный контент будет жесточайшая конкуренция.

Вместе с тем участники форума не пришли к единому мнению насчет того, кто должен создавать этот контент - операторы или сторонние производящие структуры. Тем более что налицо мощнейшая конкуренция со стороны эфирных каналов с их многомиллионной аудиторией и миллионными же рекламными бюджетами.

С другой стороны, исследования показывают, что все больше зрителей во время рекламных блоков на эфирном ТВ переключаются на платные каналы и там остаются довольно продолжительное время.

По мнению заместителя генерального директора "НТВ Медиа" Ольги Труновой, отличие для рекламодателей в том, что большие эфирные каналы по преимуществу более "пожилые и женские", тогда как платные и нишевые - "молодые и мужские". То есть более премиальные по своему составу.

Вместе с тем она посетовала на то, что уговорить рекламодателей прийти на такие узконишевые каналы достаточно трудно.

Представитель "Российской телерадиосети" Юрий Момджи в своем выступлении подчеркнул достаточно важный для зрителей аспект - появление цифрового эфирного вещания в разы снизит для абонентов стоимость платного спутникового и кабельного ТВ. По его словам, уже готова государственная концепция перехода с аналогового на цифровое телерадиовещание до 2015 года, которую в скором времени должна рассмотреть правительственная комиссия под руководством первого вице-премьера Дмитрия Медведева.

Но, пожалуй, главная проблема, и в этом я солидарен с генеральным директором компании "Космос ТВ" Александром Теппером, состоит в том, что в ближайшие годы стране психологически нужно будет перейти на рыночные отношения области телерадиовещания. А к этому мало кто готов.

Характерно, что кроме Юрия Шкляра, исполнительного директора ЗАО "СТС", и Елены Злотниковой, заместителя генерального директора ОАО "ТВ Центр", никто из телевизионщиков с эфирных каналов не проявил интереса к форуму.

Иными словами, аналоговое эфирное вещание, которым в настоящий момент пользуется подавляющее большинство населения, существует и развивается совершенно по своим законам, а платное, цифровое, - по своим. И, перефразируя Киплинга, "вместе им не сойтись". Во всяком случае, в обозримом будущем.

Просто в силу того, что это слишком разные модели и слишком разный бизнес.

В общем, пока темна вода в облацех, особенно это подчеркнуло выступление Злотниковой, которая сообщила коллегам, что не определен даже так называемый соцпакет бесплатных каналов, которые зрители при вступлении в эру платного ТВ смогут смотреть, как и сейчас, без дополнительной платы. Благо, в конституции отмечено, что гражданам страны гарантируется свободный доступ к информации, и никто их этого права лишить не может.

С другой стороны, частотный аналоговый ресурс, по словам Злотниковой, почти уже исчерпан, а потому на цифру переходить придется, но для того, чтобы это не вызвало волнений в обществе, нужна грамотная разъяснительная реклама перехода на новый вид телерадиовещания, а также установление единого вида цифровых приставок, коих сейчас в разных регионах насчитывается не менее дюжины.

Все это задача не частников, а государства. Но, добавим от себя, ему пока что не до платного телевидения.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67