Старый стандарт для нового учебника

Первого сентября в российские школы пойдет 14,5 млн детей. Им откроют свои двери 58,5 тыс. школ, в том числе 500 новых. И с 1 сентября страна переходит на обязательное полное среднее образование. Между тем концепции такого перехода не существует. Так же, как не существует новых стандартов среднего образования (их обещают скоро принять). Издательства же продолжают массированно выпускать школьные учебники по старым стандартам. Это наглядно демонстрирует, что, несмотря на революционные перемены в школе (переход к системе ЕГЭ, правда скандальный, и к обязательному всеобучу, для которого в стране нет условий), у нас так и не решили, чему и как все-таки нужно учить детей.

Всеобуч как невсеобуч

Для тех, кто не в курсе: после отказа от советского всеобуча школьная программа стала строиться по концентрическому принципу. Раз можно учиться только до 9-го класса, весь школьный курс нужно было втиснуть в этот период. Те же, кто продолжал учиться до 11-го класса, вынуждены были изучать то же самое еще раз. Например, российскую историю школьники до сих пор зубрят четыре раза! (При этом, так ничего и не усвоив.)

Совершенно логично, что переход к обязательному среднему образованию должен отменить концентры и вернуть школу к линейному принципу: ведь теперь все должны учиться одиннадцать лет, а значит, изучать все нужно поступательно: от простого - к сложному.

Следовательно, нужно менять программы, переписывать учебники. Тем не менее издатели продолжают работать по-старому: коммерческий механизм запущен. Это стало ясно из ответа гендиректора издательства "Просвещение" Александра Кондакова на вопрос обозревателя "Русского журнала": "Учитывают ли издатели учебников факт перехода к всеобщему среднему образованию? Идет ли речь об отказе от концентрического принципа построения материала?" - "Это организационное решение, - ответил Александр Кондаков. - Вопрос о концентрах является предметом серьезной научной дискуссии. Как я понимаю, в основе вашего вопроса лежит позиция академика Чубарьяна - что историю нужно преподавать линейно, а не концентрами. На днях я встречался с Александром Огановичем, и мы этот вопрос обсуждали. Однозначной трактовки этой концепции пока нет. Для нас очень важно, как будет выглядеть старшее звено школы по результатам эксперимента по профильной школе. Если это будет школа, в большей степени ориентированная на будущую успешную социализацию ребенка в профессиональном сообществе, то, наверное, будет предложена новая схема организации учебного процесса (концентр без повтора). Но пока мы не находим решения этого вопроса".

Понятно, что в данном случае существует конфликт интересов Кондакова - координатора работ по выработке стандартов нового поколения (а они обязательно должны быть увязаны с переходом к всеобучу) и Кондакова - редактора "Просвещения".

Поэтому мы не могли не задать вопроса, связанного со стандартами: "Целесообразно ли создавать новые учебники, если только еще предстоит выработка стандартов нового поколения? Может быть, стоит объявить временный мораторий на учебное книгоиздание?" - "Новые стандарты не предусматривают никакой революции в содержании образования, - ответил Александр Кондаков. - Те книги, которые мы сегодня выпускаем для апробации, вполне могут использоваться в рамках действующего стандарта. Хотя на сегодняшний день у нас работают два стандарта: обязательный минимум 1998 года и стандарт 2004-го. Плюс к этому новые учебники обеспечивают требования к результату образования, которые мы заложили в стандарт общего образования второго поколения. Мы не можем рисковать детьми, даже исходя из собственных коммерческих интересов. В следующем году пятнадцать субъектов Федерации начинают эксперимент по стандарту общего образования второго поколения в начальной школе, через год - в основной школе, а в 2010 году - в старшей. Полномасштабный переход на стандарты нового поколения Министерство образования планирует в 2011 году. Предстоит достаточно серьезный период апробации.

Здорово, но непонятно. Что будут апробировать пятнадцать субъектов Федерации, если не сформулировано, что это за стандарт? Как это - никаких революционных изменений в стандартах? А как же идея разгрузки школьного курса? Зачем тогда все это? Просто, видимо, решения "сверху" (о всеобуче, например) падают как снег на голову. Никакие серьезные разработки в таких условиях просто невозможны. А маховик производства учебников уже запущен, и процесс должен дойти до конца. Число учащихся в стране падает, а тиражи "Просвещения" за два года выросли на 8,5 млн экземпляров.

Нужна поправка в закон

Оказывается, никакой новый стандарт невозможен, пока не изменят 7-ю статью закона "Об образовании". Об этом рассказала "РЖ" главный редактор "Просвещения" Маргарита Леонтьева.

Маргарита Леонтьева: Сегодня для нас стандарт существует в том виде, как он прописан в 7-й статье закона "Об образовании". Там сказано: стандарт - это обязательный минимум, то есть перечень того, что должен освоить ребенок. Кроме того, стандартом считается и тот документ, который в 2004 году был принят министром Филипповым.

"Русский журнал": О каких стандартах нового поколения можно говорить, пока работает 7-я статья закона "Об образовании"?

М.Л.: Если 7-я статья останется в прежнем виде, мы не получим второго поколения стандартов. О новых стандартах можно говорить в том случае, если под ними будут пониматься некие требования к структуре образовательных программ, к их освоению; требования к оснащению образовательного процесса. Тогда сможет измениться система обучения. Никуда не денется теорема Пифагора, но работа учителя будет направлена не столько на то, как выучить, сколько на то, как научить ребенка действовать, анализировать. Школа должна выпускать ребенка не только знающего, но и умеющего.

РЖ: Если вы все-таки разрабатываете такие стандарты, значит, надеетесь, что 7-я статья будет изменена?

М.Л.: Очень надеемся. Ведутся переговоры с министерством, которое собирается вносить предложения об изменении 7-й статьи.

Профильной школы не будет

В последнее время затихли разговоры о профильной школе. Хотя, говорят, где-то эксперимент по профильному обучению в старших классах ведется. Учителя жалуются, что нет учебников для углубленного изучения предметов в старшей школе, да, между нами говоря, и учителей, способных на это, очень немного. "Русский журнал" поинтересовался у Маргариты Леонтьевой, выпускаются ли учебники для профильной школы.

М.Л.: Да, их полно. Я терпеть не могу термин "профильная школа". Его не должно существовать. Меняться должна система обучения в старшей школе. Прецедент создан. Если раньше в законе был только один уровень содержания (а школы с углублением существовали фактически нелегально), то сейчас, в процессе эксперимента, появились два уровня в старшей школе - базовый и профильный.

Профильной школы не будет. Просто старшая школа станет по-новому жить и работать. Дети должны учиться по индивидуальным учебным планам. То есть будет некое ядро (в обязательном порядке русский язык, некое количество часов математики, естественных и общественных наук), а потом каждый сможет набирать предметы для углубленного изучения. Но сказать "я учусь в профильной школе" будет нельзя.

Лидеры продаж

Сейчас много говорят о существенном сокращении числа издательств, которые будут выпускать школьные учебники. Некоторые боятся, что все, как в советское время, сведется к одному идеологически выверенному учебнику. Такие выводы можно было сделать из слов директора департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России Исаака Калины, давшего недавно пресс-конференцию. Стало ясно, что вскоре сократится количество издательств, занимающихся учебниками. Он не сказал, сколько их должно быть, но заметил, что "экспертиза стала жестко-требовательной, от издательств, занимающихся учебниками, осталась только треть". В конце же концов "должны остаться только те, что соответствуют всем необходимым критериям", включающим помимо квалификации редакторского состава условия для апробации учебников. Есть еще одно новшество. РАН, РАО и Академия повышения квалификации преподавателей предложили проводить конкурс на лучший учебник по предмету. По мнению "Газеты.ru", это может привести к тому, что если такой учебник выберет подавляющее большинство учителей, то школа фактически вернется к системе "один предмет - один учебник".

В любом случае выживут лишь крупнейшие издательства. А лидерами можно считать тех, кто зашкаливает по числу наименований в Федеральном перечне учебников. Это "Просвещение", "Дрофа", "Вентана-граф", "Мнемозина", "Русское слово".

По мнению главного редактора "Просвещения", гипотетическая победа какого-то одного издательства на рынке принесла бы гигантский вред самому этому издательству. "Я не сторонник того, чтобы осталось три издательства, - сказала Маргарита Леонтьева. - А монополия одного издательства приведет к его стагнации. Конкуренция и делает возможными все успехи лучших издательств".

Учебник ХХI века станет доступным в ХХII

Всем понятно, что лидером в выпуске качественных школьных учебников сегодня является "Просвещение". Иначе и быть не могло: фундаментальные традиции уходят корнями в далекое прошлое. При этом издательство сегодня интересуют и учебники будущего. Ведь современные дети совсем другие, они погружены в новую информационно-образовательную среду. Как сообщил Александр Кондаков, в формате mp-3 "Просвещение" выпустило аудиоприложения ко всем основным курсам иностранных языков.

Предмет особой гордости - новый учебник географии для 6-го класса. Он сделан по разворотному принципу: разворот - это урок. На одной странице - теория, на другой - различные задания. Это помогает разгрузить ребенка: многостраничный параграф (а это один урок) усвоить за сорок пять минут невозможно. Лаконизм изложения заставляет автора четко и коротко изложить основной материал.

Но учебник замечателен не только этим. Раньше в учебник запихивали все: он выполнял функцию и хрестоматии, и - отчасти - рабочей тетради. Так быть не должно. Современная информационно-образовательная среда по предмету должна состоять из множества функционально-нацеленных пособий. Это и учебник, и тетрадь-тренажер, и тетрадь-экзаменатор, и тетрадь для практических работ; специально разработанные атласы и контурные карты (новые карты, на которые нанесен рельеф); электронные приложения. Для современных детей, которые почти перестали читать, электронное приложение к учебнику особенно важно. Оно содержит огромный шлейф дополнительных материалов: видеофрагменты, справочные, табличные материалы, рисунки, фотографии из космоса. Это то, что дает возможность ученику повысить мотивацию для учебы и расширить кругозор. Кроме того, создан специальный аудиокурс этого учебника (бежишь на урок и слушаешь). Есть и интерактивные карты для 6-го класса, с системой заданий. А для методической поддержки учебника существует специальный сайт "Сферы".

По словам заместителя генерального директора "Просвещения", члена-корреспондента РАО Виктора Дронова, "Сферы" выросли в мегапроект. Уже есть учебники по биологии, на подходе - история, физика. А затем - все школьные предметы.

В прошлом году на конкурсе в номинации "учебник ХХI века" он был признан победителем.

Конечно, это здорово. Но возникает вопрос цены. В Москве, по слухам, такой учебник стоит 300 рублей, а в регионах часто цена докручивается до 700. Как ни странно, по словам Дронова, двадцать регионов уже используют "Географию" для 6-го класса. Среди них есть и дотационные. А одна учительница из такого региона потратила собственные деньги, которые копила на покупку мебели, на ноутбук. Теперь она приносит его в класс, чтобы дети могли использовать электронные приложения к учебнику.

Все это замечательно, но рассчитывать на энтузиазм учителей в наше время преступно. А перейти на такие и правда замечательные учебники Россия, скорее всего, сможет только в ХХII веке.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67