Слеза академика и шествие мракобеса

Mozhegov Vladimir

Где-то примерно со времен императора Константина и до начала Нового времени Церковь была центром европейского мира (в общей сложности - веков пятнадцать?). Идеология прочно заняла ее место лишь в начале ХХ века, а экономика - во второй его половине. Но как все изменилось! Сегодня Церковь если и бывает в центре, то разве что в центре скандала. Девочка подала в суд на Дарвина. Епископ запретил сказку Пушкина. Еще один обвинил в ереси всех прочих. Группа академиков (два нобелевских лауреата!) пожаловалась президенту на Церковь. Смешно? А что делать? Не жалоба даже, крик о помощи: "Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! С нарастающим беспокойством мы наблюдаем за все возрастающей клерикализацией... за активным проникновением... во все сферы..."

С нарастанием проникновения в России всегда было беспокойно. Все что-то нарастает, возрастает, проникает, а удовлетворения нет. Что тревожит, кстати, не только академиков. Академиков (что естественно) беспокоит теология. "А на каком основании, спрашивается, теологию - совокупность религиозных догм - следует причислять к научным дисциплинам? Любая научная дисциплина оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой". Ну, совокупность совокупностью, а, допустим, филология? Совокупность умственных измышлений непонятно кого - на каком основании? А Иосиф Бродский (тоже, между прочим, лауреат), утверждавший, что единственной его задачей с юных лет была "оголтелая проповедь идеализма"? Кстати, русскую литературу в американских университетах преподавал, имея за плечами восемь классов неоконченных. Где логика?

Ну, скажут - гений. Гений как бы вне. Ну так и Церковь - вне. К тому же речь и не о логике вовсе, а об этом... как его... о нравах.

"Впрочем, церковь уже внедрилась в вооруженные силы, СМИ рекламируют религиозные церемонии окропления новой боевой техники (спускаемые на воду надводные и подводные корабли окропляются в обязательном порядке, но, увы, не всегда это помогает)". Увы, не всегда. Хотя и в обязательном порядке. Как, впрочем, и достижения дисциплин, не непременно адекватно радующие жителей, скажем, Чернобыля.

Ну, это грани экологической катастрофы. Что же до церемоний... Так уж лучше ракетоносцы, чем казино и публичные дома. Тем более что и матросы не против (не в смысле дома, а в смысле - окропления). И потом, что плохого в армейских капелланах? Говорят, атеистов на войне не бывает (как и логики). Вот и славно. Капеллан сие успешно компенсирует.

Сложнее с образованием. Здесь я с академиками почти солидарен. Школа - не армия (хотя экзистенции в ней бывает не меньше, чем на войне). Да и вообще... "Разве можно так презрительно относиться к другим конфессиям? Не напоминает ли это православный шовинизм?" Пожалуй что и напоминает. А вот вам пример шовинизма академического: "Между прочим, католическая церковь практически полностью отказалась от вмешательства в дела науки (в 1992 году она даже признала свою ошибку в деле Галилея и "реабилитировала" его)", - ехидничают академики. Оставим беднягу Галилея, дело которого скорее касалось политики, нежели "религии и науки". Католическая же церковь, вынянчившая европейскую науку на своих руках, может, конечно, и отказалась от вмешательства. Но, как и всякой матери, рано или поздно приходится отпускать свое повзрослевшее чадо на свободу (что правильно, логично и закономерно). Однако разве от теологии католическая церковь отказывалась? Наоборот, "разум и вера" - такую диаду утверждал понтифик в памятной всем речи в университете, тоже, помнится, вызвавшей нарастание... Не академиков, правда, а мусульманских фанатиков. (Не могу не выразить в этой связи гордость за свою самую читающую в мире. Уровнем проникновения, прежде всего. Даже процент возмущенных у нас - гораздо выше среднего. А вы говорите - Европа!)

Но все ж милей мне следующий абзац. (Сын для матери - все младенец, хоть и седина уже, а президенту-то, отцу родному...) "В беседе с академиком В.И.Арнольдом (март 1998 года), - доверительно ябедничают академики, - папа Иоанн Павел II признал, что наука одна способна установить истину, а религия, по словам понтифика, считает себя более компетентной в оценке возможного использования научных открытий". Трогательно? До слез. Лично у меня - не поворачивается. За один этот вот, президенту, за всхлип этот. А кому ж еще-то? То-то и оно. Эх, Россия-Русь...

"А что если в школе изъять любые доказательства, забыть про элементарную логику, полностью выхолостить последние остатки критического мышления и перейти на зазубривание догматов, тоже никакого вреда не будет? Кстати, чтобы все было точно, ни Дарвин, ни его последователи никогда не утверждали, что человек произошел от обезьяны. Утверждалось лишь, что у обезьяны и человека были общие предки".

Полно, друзья, к черту предков! Прав старик Дарвин - общие... У всех у нас. Обнимитесь, миллионы: Ридигер и Ратцингер, Путин и Пушкин, Галилей и Галилео, академик Гинзбург, протоиерей Чаплин и Чаплин Чарли (самый мудрый из всех). А что еще остается-то? При том, что по совести - правы ведь академики. Что впутывать девочку в полемику с Дарвином неэтично (и как это РПЦ до сих пор не сообразила?), что запрещать Пушкина глупо. Что пещерный Диомид не с чукотской пальмы спустился, а выращен в Духовной академии в одна тысяча девятьсот девяносто третьем от Рождества Христова...

В тот же самый "день письма" (случайно-закономерно?) первый вице-премьер Д.Медведев, отвечая на вопросы молодых, заметил: "Мы закрыли печальные страницы, которые длились 80 лет, суррогаты морали не смогли создать чего-то такого, что заменило бы веру, нравственность, которые в значительной мере связаны с религией". "Возрождение Православной церкви в значительной мере оградило нас от очень тяжелых проблем, возникших в 90-е годы, когда старая мораль была полностью разрушена новой экономикой" (вот-вот, в точку!). "Если бы не началось возрождение Церкви, жизнь могла бы пойти по очень печальному сценарию. Это помогло удержать страну в сбалансированном состоянии..."

Нет сомнения, разные стороны имеет возрождение, порой даже очень... Ну как и общество, и власть, и наука, и всякое такое, составляющее этот самый, один единственный, лучший из миров. В котором, хочешь не хочешь, а - хоть так, хоть эдак... И надо, стало быть, различать "выпадавших из люлек от выпавших люлек". Ради сбалансированного состояния. Аминь.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67