Семь лиц Басырова

Художественный фестиваль, посвященный одному художнику, случается не часто. Гариф Басыров (1944-2004) его заслужил. Почти одновременно в семи галереях и музеях Москвы открываются его выставки. Самое поразительное, что ни одна из них на другую не похожа. Иной раз кажется, что это не мог сделать один и тот же художник - интимную лирику и отвязную беспредметность, нежные гуаши, иллюстрации, философские иероглифы и архетипичные до концептуализма скульптуры. При этом всякий раз он творит самостоятельный миф человека - будь то застойные "люди в углу", персонажи "обитаемых пейзажей", вневременные "инкубусы" или манипулируемые "головы".

Поскольку это целая череда выставок, имеет смысл начать с расписания вернисажей. Итак, 14 марта - Музей Пушкина на Арбате (серии "Обитаемые пейзажи", "Миниатюры", "Люди в углу", "Диалоги" - офорты, рисунки, гуаши), Мемориальная квартира Андрея Белого на Арбате (рисунки к "Мастеру и Маргарите"), галерея "Улица ОГИ" (серия "Космос" и "Спящие" - офорты и литографии).

15 марта - Литературный музей в Трубниковском переулке (рисунки для журналов "Химия и жизнь", "Коммерсант" и других, серии "Спорт", "Персонажи"). 16 марта - Музей Востока ("Инкубусы", графический цикл "Апокрифы"), редакция журнала "Пинакотека" на Малой Бронной (офорты 60-70-х годов, циклы "Архаика" и "Нарцисс"). 21 марта - галерея "Ковчег" на улице Немчинова (серии "Долгое лето", "Космос", "Горожане за городом", "Люди с грузом", "Ветер", "Миниатюры", "Несущественное", "Головы" - рисунки, офорты, литографии). Сроки выставок везде разные, но большая часть апреля будет ими охвачена.

Организован был фестиваль усилиями галереи "Ковчег" при содействии Сбербанка России; в "Ковчеге" же развернется самая большая и разнообразная экспозиция работ Гарифа Басырова, исключая разве что выдающихся "Инкубусов", которые до конца марта будут показаны в Музее Востока на Никитском бульваре. А причиной всего действа, кроме уникальности басыровского дара, послужила, можно сказать, досадная и оскорбительная нелепость. В прошлом году галерея "Ковчег" представила на "Арт-Москву", в которой участвовала все годы с самого ее начала, работы Басырова и получила невнятный полуотказ. То ли в оргкомитете не знают современных художников, кроме "своих", то ли смутил слишком большой успех экспозиции "Ковчега" на предыдущей "Арт-Москве - 2005". В общем, Гариф Басыров был, судя по сохранившейся переписке с организаторами, признан "неактуальным шестидесятником". Что неверно, как по форме, так и по содержанию.

Гариф Басыров, в какой бы манере он ни работал, точно выражает форму сегодняшнего времени. Достаточно вспомнить пик его известности - востребованные в перестроечных "Московских новостях" и "Огоньке" серии рисунков "Обитаемые пейзажи". Стоит по-новому всмотреться в них сегодня, чтобы понять нас тогдашних - замкнутых на себе людей, которых время понесло из ниоткуда в никуда.

Другое дело, что сегодняшний арт-процесс выстроен таким образом, что, по точному определению поэта и публициста Татьяны Щербины, "в нынешнем искусстве как бы нет художников, а есть модерируемые сообщества: актуальное искусство, нафталинное, наивное, гламурное, дебильное. А те, кто отдельные художники - их как бы и нет (в медийном поле, в восприятии), хотя в реальности они есть". Гариф Басыров - отдельный художник, в какие бы обоймы его ни пытались определить.

В перестроечное время любили упоминать, что родился художник в 1944 году в сталинском лагере #26 (АЛЖИР) в Акмолинской области Казахстана. В более поздних каталогах, отмечая, что он окончил художественную школу при Суриковском институте в одном классе с нынешними академиками живописи Татьяной Назаренко и Натальей Нестеровой, зачисляли в "левый МОСХ". Вспоминая, что в застойные годы он иллюстрировал книги и самый стильный журнал того времени "Химия и жизнь", готовы были числить по невостребованному в 90-е годы цеху отечественной и книжной графики. Но особенность личности Басырова в том и заключалась, что любое художественное течение, сообщество, направление, жанр он воспринимал как застывшую форму, которая сама по себе нуждается в развитии и переделке.

Он ощущал главное - изменяющееся время - и искал художественные формы, способные это время адекватно выразить. Традиционная иллюстрация умерла? Туда ей и дорога. Будучи художником европейского класса, он предложил серии "новой графики", получая в конце 80-х - начале 90-х годов призы и признание на многочисленных художественных фестивалях Европы. В иероглифах и криптограммах он зашифровывал легкое, почти восточное ничто. Его скульптурные "инкубусы" - это десятки, сотни железяк, найденных на помойке, деревяшек, вынутых из штакетника, - словно сон, тень, намек, похожие на богов всех времен и народов, готовая иллюстрация к энциклопедии мифов. Это опять же то коллективное бессознательное, что накрыло нас с головой в эпоху возвращения архаики и простейших инстинктов. И не надо никакой "лакировки действительности" - наши боги и фетиши взяты с ближайшей помойки, занесены в душу мусорным ветром.

Его "мейл-арт" - это не те красочные конверты, разрисованные фломастерами, фосфоресцирующими красками, украшенные экзотическими марками разных стран, не то, что превращено в эпоху интернета в чистое искусство для искусства. Басыров выставляет серые слепые конверты, казенные извещения, обрывки старых писем - русская почта исчезнет не из-за электронных средств связи, а потому, что среда заела и пространство распалось, потому что кругом черная дыра и всем все по фигу. Творческое наследие Гарифа Басырова огромно и открыто для собирательства, изучения, демонстрации. Только его серия "мейл-арт", созданная в середине 90-х годов, насчитывает до полутысячи листов, из которых были показаны публике лишь несколько десятков. Но они хотя бы были показаны. А кто видел рисунки Гарифа Басырова к "Мастеру и Маргарите", созданные во времена первой публикации романа в середине 60-х, когда он завершал учебу на художественном факультете ВГИКа?

Фестиваль творчества Гарифа Басырова открывает художника мощного, неординарного, сполна выразившего свое время, а стало быть, и все времена сразу. Нынешняя форма известности мастера - аукционы, коллекционерство, высокие цены на произведения - только начинается для Басырова. И этому, конечно, будут способствовать как экспозиции, так и первое фундаментальное издание о художнике, выход которого приурочен к нынешнему выставочному проекту, - "Обитаемые пейзажи Гарифа Басырова".

При жизни он менее всего занимался собственной "раскруткой", определением своего "места и роли" в современном искусстве. Теперь у него появилось для этого время.

На иллюстрации:

Г. Басыров. У горизонта событий

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67