Школьники-космонавты

В середине 2008 года запланировано принять новый стандарт школьного образования. Среди главных его задач - уменьшение нагрузки на ребенка. До сих пор этого сделать не удавалось. Разгрузить детей необходимо, и главный аргумент здесь такой: здоровых выпускников школ у нас практически нет. Об этом говорили участники "круглого стола" в Госдуме.

В младших классах нагрузка на ребенка (вместе с домашней работой) составляет 10-12 часов в день, а в старших превышает 16 часов. По данным медиков, 100% российских школьников хронически недосыпают, а 65% подвержены невротизму.

В профильных классах (с углубленным изучением предметов) дело обстоит еще хуже.

С каждым годом ситуация усугубляется тем, что в школьную программу вводят все новые предметы: иностранный язык со 2-го класса, информатику, ОБЖ... Теперь еще хотят добавить "историю религий". И хотя президент РАО Николай Никандров и заявил на "круглом столе": "родители никак не могут решить, что для них важнее - успешность или здоровье детей", это - лукавство. Или абсолютное непонимание школьных реалий. Здесь нужно говорить о зашкаливающих (причем узаконенных) нормативах школьных нагрузок, о вынужденных (именно в силу этих причин) требованиях учителей, а не о несознательности родителей. Измените правила - и учителя будут вынуждены по ним играть.

Директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, академик РАО Марьяна Безруких рассказала о мониторинге "учебой нагрузки и режима дня учащихся 1-2-х и 10-11-х классов общеобразовательных школ России", который проводился ее институтом в 76 регионах. Это больше 60 тыс. учеников самых разных школ, включая сельские и поселковые.

Важно было понять, насколько соответствует учебная нагрузка заложенным нормативам. В результате исследования выяснилась парадоксальная вещь: в целом по стране учебная нагрузка только в младшей школе превышает норматив. А в старшей школе он соответствует "норме" и превышен в основном в гимназиях и в школах с углубленным изучением предметов. Норматив - это 10-часовая дневная нагрузка. Причем учителя и в эти 10 часов не успевают втиснуть перегруженную программу. Прибавьте к этому подготовку домашних заданий, и сутки придется довести часов до 30. (Заметим, что редкий старшеклассник готов на такие "подвиги": основная масса откровенно халтурит, а тот, кто честно учится, - либо основательно подрывает собственное здоровье, либо он просто гений.)

Любой здравомыслящий человек скажет: такие цифры не соответствуют возможностям ребенка. Первое, что необходимо сделать, - это снизить нормативы. То есть разгрузить школьные программы. Это, по мнению участников "круглого стола", и должно быть заложено в новом стандарте школьного образования.

Самое ужасное, что перегрузки начинаются с 1-го класса, когда закладываются основы не только знаний, но и (главное) - здоровья. По свидетельству Марьяны Безруких, состояние ребенка в первые недели адаптации к школе по напряжению сердечно-сосудистой системы можно сравнить с состоянием космонавта в невесомости. Это для него экстремальная ситуация. И таких стрессов - чем дальше, тем больше. После начального периода адаптации начинается период полового созревания. И происходит это не в 14-15 лет, когда возникают психологические проблемы, а в 10-11 (5-6-й класс). Именно в этот период нагрузка растет страшно. По иронии судьбы (и в силу "традиции"), этот возраст не пользуется повышенным вниманием ни у педагогов, ни у врачей: никто не интересуется функциональным состоянием ребенка в этот сложный период. А ведь именно в 10-11 лет организм человека необычайно чувствителен к любым неблагоприятным воздействиям.

По словам Марьяны Безруких, на отклонение физического и психического здоровья ребенка, его рост и развитие больше всего воздействует "стресс ограничения времени". Поэтому, готовя новые стандарты, нужно соразмерять интенсивность ученической нагрузки. Если сегодня в начальной школе количество уроков обучения грамоте сократилось в два раза (за счет того, что нам "нужны" такие предметы, как "основы безопасности жизнедеятельности", "мировая художественная культура" и т.д.), нужно понять, где необходимое и достаточное. Ушинский еще в середине позапрошлого века писал: "Часов в школе мало. Но их много, если учесть технологию и методу преподавания". Так вот, технология и методы мало изменились со времен Ушинского. Есть несоответствие методик обучения функциональным возможностям ребенка и тому потоку информации, который хотят втолкнуть в его голову.

Как сказала директор сельской школы из Коломенского района Подмосковья, выступавшая на "круглом столе" в Госдуме, 11-классники на уроках засыпают. По ее мнению, "нельзя научить всему и вся". Ученики выпускного класса даже сельской школы все занимаются на курсах подготовки в вузы. Пора признать: школа к вузу не готовит. Эту мысль подхватил директор московской школы: "В 11-м классе дети в школе не бывают. Они все готовятся к поступлению в вуз вне школы". Так, может быть, нужно признать это и разгрузить школу (чтобы в ней можно было учиться), освободив время для подготовки к поступлению в вуз?

Средняя продолжительность ночного сна у второклашек в рабочие дни недели составляет 9,44 часа. Этого недостаточно. Дефицит сна до 2 часов отмечен у 93,03% учеников начальных классов. Почти у 10% выявлен глубокий (более 2 часов) дефицит сна. По свидетельству физиологов, это опасная тенденция, которая ведет к переутомлению, невротизации и повышению риска развития серьезных заболеваний.

Наши дети в основном почти совсем не гуляют (в среднем - 29 минут в день) и ведут неподвижный образ жизни. И все это - из-за нагрузок. Парадокс, но многие школы сегодня отказываются от школьных дворов. А между тем время относительной неподвижности первоклашек в будние дни в среднем равно 8 часам. Утомление переходит в переутомление и тормозит умственную деятельность. То есть учись - не учись, результата не будет.

Единственное, с чем трудно согласиться любому нормальному родителю, так это с тем, что 5-дневная школьная неделя (когда дети отдыхают и в субботу, и в воскресенье) вредна. (К тому же пятидневка не привела к сокращению нагрузки.)

От такой школы, как наша, нужно отдыхать. От нее нужно "отсыпаться". А если на это отводится только один день, то можно в лучшем случае подольше утром поспать. Потом-то предстоит снова садиться за уроки. И почему все удивляются, что дети не любят школу?

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67