С бедностью покончено, ура

У меня сосед очень хороший человек, лет 30. Высокий, красивый парень, но очень бедный. Ни разу не слышал от него, чтоб он жаловался на жизнь, что тоскливо ему, или что власти сволочи. Сходит утром, отвезет что куда надо (водителем работает) и скорее домой: включает компьютер и до ночи режется в компьютерные игрушки.

Новое поколение.

* * *

Покрутили у бедняка перед глазами «американским мифом» - дескать, чем колоть дрова и ходить за скотиной, делай карьеру менеджера, стань миллионером!

Ничего, конечно, из этого не получилось, тогда решили: пусть будут у всех равные соц. гарантии, чтоб как миллионеры все жили, ни о чем не беспокоились, и т.д.

А когда и это не вышло— стали утешать игрушками, чтобы хоть поиграли в богатство, в карьеру, в «социальный лифт» и т.п. На заре перестройки у меня был товарищ — когда некоторые зарабатывали состояния, он играл на компьютере в войнушку. Смотрел красными-воспаленными глазами и говорил: «А я дослужился уже до полковника...»

* * *

Сегодня бедный носит примерно той же фирмы одежду, что и богатый (такая игра, с ярлыками всё в порядке). Пользуется теми же приборами-удобствами (ну, чуть менее удобными, из более дрянного материала, не Bosh, а Boch). Двигается к тем же целям, «ты этого достоин!» А, кстати чем это вдруг удостоился? Может, подвиг на войне совершил?

На паршивые 100 рублей предлагают уже ровно такой же бесконечный выбор барахла (копеечного), и тоже голова идет кругом от планов, как если бы выбирал за 250 тысяч ролекс. (Дашь детям 20 рублей – так они целый час будут разглядывать миллион чупачупсов, киндерсюрпризов, какие-то леденцы, жевательные конфеты и пр. Потом гору фантиков из-под кровати вытаскиваешь, и лучше уж ничего не давать).

* * *

Богатый и бедный выровнялись в философском смысле, а в результате оба они исчезли (остались только люди, у которых больше денег – и меньше). Человек становится «кем-то» - богачом, бедняком, художником – не от беретки на голове, не от того, что на нем лохмотья или смокинг. Даже манера держаться – только следствие, определяемое изнутри. Люди теряют своё содержание и соответственно, утрачивают форму. Убеждения, традиции, что там внутри... Коренные, присущие им добродетели. Вот, точно! Сообразил: богатые сегодня прикидываются бедными, а бедные хотят казаться богатыми именно с этой простой целью: чтобы скрывать, не проявлять положенные их ролям добродетели (права=обязанности).

При этом добродетель богатого человека, (которую он не обнаруживает, прикидываясь бедным) – это щедрость. (Богатый должен быть щедрым и осыпать милостями – это его отличительная черта).

А, соответственно, добродетель бедняка в высоком смысле - это скромность и терпение. Благодарность.

Кто-то из Святых Отцов писал, что Господь создал одних из нас богатыми, а других бедными для того, чтобы мы могли обнаруживать друг к другу свою любовь. Одни — с радостью давать, другие — с благодарностью брать.

И вот встреть сегодня радостно дающего богача, чтобы «на, бери и не думай, у меня много». Нет, говорит человек состоятельный, разве я богач? У меня и джинсы рваные...

Равно пойди-найди скромного бедняка, «знающего свое место», свои реальные возможности=потребности, не пытающегося играть в богатого. Сегодня всем всегда всего мало — поэтому какая благодарность? (Мог бы, типа, и побольше дать, жмот. Вон у него какая машина!)

И от этой игры лицом люди становятся очень неживописные какие-то. Теряя свои основополагающие качества, одинаковые все. Скучные.

* * *

Вернулись только что с пленеров в городе Романове-Борисоглебске, на Волге, под Ярославлем, чудо!

Поле сверкает инеем; лопухи белым прибиты, как капуста; над церковью дым из трубы — топят с утра, всё правильно, ничего не огорчает (хотя и очень холодно, -14).

Деревья облетели, и слава Богу.

Лодки переправляют людей с одного берега на другой, мужики по пояс в ледяной воде (в резиновых штанах, но всё-таки). Брызги холодные в лицо – и хорошо.

Ничего не огорчает, потому что всё правильно, всё именно так, как должно быть – бери и пиши пейзаж.

А вот человек становится сегодня в живописи лишним, не очень нужен со своим «я этого достоин». Жанр портрета исчезает из живописи — изображение человека остается только на фотографии. (Да и то, каждый раз посмотришь на себя на фотке – и тоже огорчаешься: надо было что ли бровь поднять... или подбочениться... какой-то всегда не такой получаешься. Только если работал, смотрел на натуру, на холст, а кто-нибудь щелкнул в этот момент – тогда доволен. А во всех других случаях пустота и суетливость на фотокарточке, никак не сообразишь, кого изображать лицом – Ален Делона? крутого парня, рекламирующего жвачку? Улыбаться?)

* * *

Как прекрасны люди, которые ходят за водой на колонку. Не дачники, а настоящие — женщины, которые ходят за водой утром и вечером без выходных, потому что нужно приготовить обед, помыть посуду, постирать, помыть полы, детей помыть, самой помыться, да и просто посидеть чайку попить с соседкой — каждый день. Какая у них на лицах написана внятность, спокойствие, достоинство — человек на своем месте. Хоть портрет пиши, хоть фотографируй на «лейку». Такие выражения лиц бывают только у детей и заслуженных актеров Голливуда. Таких внятных лиц сегодня больше нет ни у кого — ни у богачей, ни у бедных, потому что никто не знает толком, кто он такой, чего ему нужно и чего хочется на самом деле иметь.

Очень люблю покупать там хлеб: точно знаю какой - нет ничего лучше кирпичика дарницкого (один единственный сорт на прилавке – не отвратительный 28-й комбинат с сотней видов-булочек). Подходишь и солидно: «буханку черного!» И цельность, ни грамма сомнения, ни в лице, ни в мозгу. Покупаю хлеб, как человек на своем месте.

А водку терпеть не могу покупать — (сто сортов) — ходишь растерянно, глаз напрягаешь, читая состав, оцениваешь красоту названия, полиграфию, пыжишься-изображаешь из себя знатока... (Было бы два вида: для бедных - и для богатых с золотой этикеткой и стразами, чтоб никаких промежуточных вариантов).

А в конце всегда заискивающе спрашиваешь продавщицу: «Скажите, какая водка у вас хорошая? Какую посоветуете?»

И она резонно отвечает: «Вся хорошая. Смотрите по деньгам».

Изображения:

1 - К. Сутягин, Первый снег, 2011, дерево, масло
2 - К. Сутягин, Раннее утро, 2011, дерево, масло

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67