С Днем Рождения, Дедушка!

Каждый год в ночь на первое января зимний волшебник Дед Мороз поздравляет всех с наступлением Нового года. И вот пришел наш черед поздравить сказочного героя. 18 ноября у Дедушки Мороза – День рождения!

Правда, сколько лет исполняется декабрьскому герою неизвестно. Наверное, и сам именинник, который в различных образах существует в сказках уже не одну тысячу лет, точно не смог бы определить свой возраст.

Почему же тогда он помнит дату своего дня Рождения? Он бы и не помнил, просто праздновать появление волшебника именно в этот день предложили дети – те, ради кого Дедушка Мороз каждый год с мешком, набитым подарками, обходит всю страну. В этот день на родине Мороза – в Великом Устюге – ежегодно ударяют первые холода. Они, тем самым, будто вместе с россиянами чествуют хозяина зимы.

Вы не поверите, но история появления образа одного из самых родных, любимых и известных сказочных персонажей, очень загадочна. Многие знают, что «родственники» и «праздничные клоны» российского Мороза существуют во многих государствах. Но не все в курсе, что предками Дедов Морозов являются абсолютно разные существа. В одних странах родителями зимнего волшебника считают местных гномов. В других – средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец или Мороз.

Образ седого старца складывался веками, но одним из самых «реальных» персон, стоящих за персонажем рождественских и новогодних праздников является человек по имени Николай.

По преданию, архиепископ Николай – прототип «современных Морозов» – жил в турецком городе Мира в IV веке. Если верить истории, то это был очень добрый и щедрый человек. Известно, что однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви св. Николая были разгневаны, из-за чего разразился международный скандал. Однако, расхитители церкви в какой-то степени даже помогли святому: благодаря их дерзкому преступлению, Николай «прославился» и стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

Так как святой славился своей щедростью – его сказочные последователи (в первую очередь это, конечно, Санта Клаус) главным делом своей жизни считают изготовление подарков ребятишкам на Рождество.

У русского старца несколько другая теория происхождения. Самый древний прообраз волшебника, как считает большинство исследователей славянской культуры и мифологии, это так называемый Дед, защитник и символический глава рода. Наши прадеды считали, что Мороз – один из общих предков всех семей, поэтому для Мороза имелась общая обрядность, несколько отличающаяся от ритуального почитания остальных предков. Почести хозяину зимы воздавали не только под Рождество, но и весной. В это время старца просили в будущем быть поласковее, и сберечь посевы крестьян. Пообщаться с ним и прочими предками можно было в Навий день, по церковному календарю приходящийся на последний четверг великого поста.

Судя по некоторым данным, Мороз, как и прочие Деды никогда не забывает о своих потомках, приходя к ним на помощь или наказывая их за неподобающее поведение. Русский образ покровителя Нового Года скорее мифологичен, чем сказочен: местом его жительства была ледяная избушка, располагающаяся в стране мертвых, куда живые потомки могли попасть, пройдя через колодец.

В легендах древних славян существовал и другой персонаж – прадед нашего волшебника. Его звали Зимник. Он представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами, длинной седой бородой, непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. По преданию, где он пройдет – там стоило ждать жестокой стужи.

Когда в России начали отмечать Новый год, в домах по легендам стал появляться старый дед с бородой и в валенках. Но тогда Дед Мороз не был таким веселым и добродушным. В одной руке у русского старика был мешок, а в другой палка. Подарки он, конечно, дарил, но только послушным детям, а вот посох суровый дед носил как раз для того, чтобы им «учить уму разуму» хулиганов. С годами Мороз постарел, подобрел, и со временем сменил тактику «вразумления» ребятишек: он перестал раздавать тумаки, и просто стал запугивать непослушных страшными сказками.

Кстати, костюм Деда Мороза, как и его характер тоже сформировался не сразу. Сначала его, подобно героям еще не появившихся комиксов, изображали в плаще. К началу XIX века голландцы начали изображать главную фигуру зимних праздников – стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал подарки детям. Позже, в конце того же века, его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка.

Стоит отметить, что Морозы некоторых стран очень «специфические». По крайней мере, по оценке россиян. Так, финский хранитель декабрьских праздников, который, по общему мнению, считается самым что ни на есть настоящим и первым Морозом, зовется Йоулупукки. Но «экзотично» скорее не имя волшебника, а его перевод – Рождественский Козел. Не стоит думать, что финны недолюбливают своего покровителя. Йоулупукки сам «напросился» на такое имя: много лет назад финский Дед Мороз носил не шубу, а козлиную шкуру и подарки развозил тоже на козлике.Живёт хранитель зимы Финляндии на горе Корвантунтури вместе со своей женой Муори.

По-датски Дед Мороз – Юлетомте, и живет он в Гренландии среди вечной мерзлоты. Есть у него и другие скандинавские «коллеги» – например, шведский Юлеманден. У всех свои помощники – эльфы. Например, у Юлетомте помощник зовется Юлебуком, А у Юлемандена – Юлениссе. Это маленький старичок, который живет в лесу и ездит на тележке, запряженной лисами.

А вот в Италии зимой правит «Баба Мороз»: ведьма Бефана. По своей внешности она очень напоминает Ягу из наших народных сказок. Считается, что имя Бефана произошло от Библейского Эпифания – появление Бога. Этот персонаж якобы отказался идти с волхвами дарить подарки Иисусу, и с тех пор очень об этом жалеет. Теперь колдунья в рождественскую ночь ходит по домам и дарит всем детям подарки, которые не успела подарить Иисусу.

Однако, Бефана не уступает в оригинальности Греческому Морозу, которого зовут попросту Василий. Но самым необычным зимним персонажем, наверное, можно назвать японского Санту. Можно было бы подумать, что он занимается сумо, или вместо посоха носит за пазухой самурайский меч, отчего провинившимся детям в Японии на Новый год становится очень страшно. Но японцы в своей фантазии на зимнюю тему прошли дальше, и главной фигурой праздника у них выступает бог Хотейошо. Так, если все остальные «кузены» русского Дедушки похожи на людей, то у покровителя зимы в стране восходящего солнца глаза, почему-то на затылке.

К сожалению, увидеть всех праздничных героев вместе в Новый Год или на Рождество не получится. Но 18 ноября был по-настоящему особенным днем, и дальние родственники Мороза посетили его в Великом Устюге с тем, чтобы поздравить старца с долголетием.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67