"Родина": между "партией элиты" и "партией подонков"

Если бы меня спросили, каково мое самое большое политическое разочарование последних двух лет, я бы смело ответил: партия "Родина". И думаю, со мной бы согласились миллионы неравнодушных людей по всей России, отдавших свои голоса за эту партию на последних выборах в Государственную думу.

То, что партия "Родина" переживает кризис, доказывать не нужно. Это и раскол во фракции, и смехотворные результаты на выборах в законодательные собрания регионов, где в среднем "родинцы" набирают меньше, чем "Партия пенсионеров" и "Аграрная партия" (а ведь последние даже не преодолели пятипроцентного барьера в Госдуму), и спекуляция на самых низменных шовинистических чувствах граждан на выборах в Мосгордуму-2005. Игра нечестная, запредельная, идущая на разрушение, по принципу "После нас хоть потоп".

Конечно, на все существует объяснение: дескать, "Родину" довел до таких методов направленный против нее административный ресурс, дескать, вы играете нечестно, ну и мы так же... Но это логика неудачника, который, как известно, во всех бедах винит только других. Если бы партия была здоровым растущим организмом, то даже попытки работать против нее, на самом деле, приносили бы ей пользу. С набирающим силу движением, которым "Родина" была после прошлых выборов в Госдуму, никакой административный ресурс ничего бы не смог сделать, как американцы ничего не смогли сделать с ураганом "Катрина". Поэтому оставим логику "обвинения других" "родинским" вождям (то, что они выбрали эту логику - уже симптом того, что они неудачники) и давайте подумаем о внутренних причинах кризиса, поищем бревно в своем глазу.

Чтобы разобраться в феномене "Родины", нужно обратиться к самому истоку, к моменту ее создания - выборной кампании 2003 года. С самого начала в самопонимании лидеров партии была заложена глубинная ошибка, которая сегодня оборачивается катастрофой. А именно: "Родина" проектировалась как "президентский спецназ" для так называемого откусывания электората у коммунистов. Именно так партию видела администрация президента, именно так свою задачу понимали Рогозин, Глазьев и Бабаков, именно так они проинтерпретировали и результаты выборов. Дескать, мы удачно справились с задачей "кусания голосов" у КПРФ, отобрали у них чуть ли не половину электората, ну а поскольку КПРФ теперь деморализована, а демократические партии вообще не попали в Госдуму, то почему бы и нам не попытаться занять вакантное место главного оппозиционера? Поэтому от "президентского спецназа" осуществляется переход к "свободному плаванию" с перспективой выхода на майдан в 2007-2008 гг. Вот она - логика лидеров "Родины" в кристально чистом виде.

Но эта логика ошибочна от начала до конца. Начнем с того, что есть большая разница между ролью, отведенной "Родине" на выборах в Госдуму, и той ролью, которую она действительно сыграла.

Прежде чем интерпретировать прошедшие выборы в Госдуму, нужно отказаться от распространенного мифа о решающей роли Кремля. Разговоры о прямых фальсификациях на пять или даже десять процентов - это сказки для некомпетентных в этих вопросах идиотов. Любой специалист скажет, что потолок фальсификаций в этой сфере не превышает трех процентов. Влияние Кремля на доступ к СМИ тоже не стоит переоценивать. По данным мониторингов, в том числе и зарубежных организаций, рекордсменами по использованию административного ресурса, включая СМИ, были "Единая Россия", СПС и "Партия жизни". Но результаты двух последних, мягко говоря, смехотворны. И, наоборот, "Родина" и ЛДПР занимали по частоте упоминаемости в СМИ последние места, а их результаты превзошли ожидания. Конечно, администрации президента льстят разговоры о ее могуществе, но, если говорить откровенно, результаты выборов для нее самой стали сюрпризом. "Яблоко" и даже СПС они ждали в Думе, а "Родине" отводили место мелкой послушной пятипроцентной штрейкбрехерской фракции. Вышло иначе.

Почему? Чтобы понять это, нужен небольшой экскурс в теорию коммуникаций. А именно нужно напомнить первый и основной закон коммуникации - закон о непропорциональности усилий и результатов коммуникаций в отличие от механики. Грубо говоря, если из десяти равных по охвату и качеству СМИ шесть говорят о "дядьке", а четыре о "бузине", то результат голосования будет не 60 на 40 процентов в пользу "дядьки", а 70 на 30. Если же о "дядьке" говорили семь или восемь СМИ из десяти, то это приведет к 90-процентному доминированию темы "дядьки" в результатах голосования. Теперь посмотрим, что было "бузиной", а что "дядькой" на выборах в Госдуму.

В начале сентября 2003 года в Манеже прошла выставка политических партий. Тот, кто имел счастье посетить ее, видел, что все партии, по сути, говорят об одном и том же. Прежде всего, о патриотизме, доходящем до национализма, о возрождении великой России, о славных традициях, о государственных устоях, об отпоре внешним агрессорам. Вот это и было в повестке дня. Все разговоры о демократии, о рынке и даже о справедливости были, как говорится, "мимо кассы". Поэтому результаты СПС и "Яблока", а также КПРФ с ее риторикой социальной защиты и "прав человека труда" были запрограммированы.

КПРФ не вылетела из Госдумы вообще только потому, что в ее идеологии содержался серьезный патриотический - не левый, а правоконсервативный - компонент. Мы не будем в этой статье анализировать причины того, как и почему к 2003 году в России в массовом сознании произошел правоконсервативный поворот. Это тема отдельного разговора. Просто констатируем факт, что от либерализма и от левачества, которые в Европе и Америке давно уже малоразличимы, Россия ушла в сторону ценностей: религии, честности, совести, государства, закона, лояльности, морали, семьи, собственности. Это, конечно, не значит, что в один момент все стали законопослушными, лояльными и религиозными (хотя социологи отмечают и такие тенденции). Тут важно другое: что данные ценности вошли в повестку дня и, грубо говоря, потеснили другие ценности в ценностных рейтингах.

Теперь для интерпретации результатов выборов в Госдуму 2003 года необходимо применить второй закон коммуникации - закон влияния качества на распределение. Иными словами, в отличие от механики в коммуникации если шесть субъектов говорят о "дядьке", то это не значит, что причитающиеся им 70-80 процентов симпатий распределятся между шестью поровну. Нет, большую часть возьмет один, причем именно тот, кто больше всех ассоциируется с пресловутым "дядькой", то есть сам "дядька". Половину от оставшейся части возьмет какой-нибудь двоюродный брат этого "дядьки" - и далее по нисходящей вся "остальная родня". Поэтому на выборах в Государственную думу победителем стали "Единая Россия", как раз и ассоциировавшаяся полностью с Россией, с государственностью, с лояльностью, коммунисты, которые вызывали ностальгию по великому СССР, шовинистическая ЛДПР и патриотическая "Родина".

Кто голосовал за партию "Родина" осенью 2003-го? Наукограды, крупные города - одним словом, люди образованные. Электорат "Родины" - это те, кто раньше голосовал за "Яблоко" и СПС и, следовательно, не видит для себя выхода в возвращении СССР. В то же время эти люди полностью разочаровались в либерализме и демократии. Одновременно они достаточно уважают себя, чтобы не голосовать за ЛДПР. И наконец, они имеют давнюю интеллигентскую традицию не доверять власти (а значит, не за "Единую Россию"). Вот этот-то огромный пласт людей и собрала "Родина".

Таким образом, загадка успеха "Родины" вовсе не в откусывании левого коммунистического электората. Загадка успеха "Родины" вовсе не в оппозиционности Кремлю. "Родина" показала хороший результат потому, что удачно ассоциировалась с правоконсервативным трендом, который стоял и стоит в повестке дня. Тогда как другие партии имели в своей идеологии чуждые данной повестке дня элементы или дискредитирующую их электоральную историю, "Родина" старалась предложить избирателям патриотизм в чистом виде. Скажу больше, если бы не самозаблуждение "Родины" по поводу "президентского спецназа" и "откусывания электората на левом фланге", если бы не наличие в идеологии "Родины" левацких составляющих, то результат ее был бы даже лучше.

Многие эксперты утверждают, что, например, Глазьев отпугнул от "Родины" больше людей, чем привлек к ней. А вот, например, такой правоконсервативный лидер "Родины", как Наталия Нарочницкая, привлекла значительно больше людей, чем думают внутри "Родины". Именно ее выступления последнего месяца в эфире всех каналов, а также ксенофобские провокации Рогозина создали "Родине" победный патриотический имидж.

Специалисты по коммуникациям знают, что так называемые откусывания электоратов и отъем голосов возможны там, где рядом с субъектом, который только вещает о "дядьке", ставят настоящего "дядьку", а не там, где рядом с настоящим "дядькой" ставится муляж. Если "Родина" и отнимала голоса осенью 2003 года, то отнимала она их не у коммунистов, а у "Единой России" и ЛДПР.

Владимир Жириновский, в силу психопатически обостренного восприятия действительности, сразу почувствовал в "Родине" конкурента и стал выталкивать ее на либеральный фланг через вытаскивание из шкафа спрятанных демократических скелетов. Кремляне, покровительствующие "Единой России", также озаботились конкуренцией со стороны "Родины" и стали толкать ее влево. А заблуждающиеся насчет причин своего успеха Рогозин и Глазьев с удовольствием уступили правоконсервативное поле и погрязли в левой, протестной трясине.

Вся дальнейшая история "Родины" - потеря завоеванных позиций. Начнем с некрасивой истории с "киданием" Глазьева. Во-первых, эта история привлекла внимание к Глазьеву, тогда как задача "Родины" состояла в том, чтобы медленно и тихо убрать его на второй план. Во-вторых, история высветила лидеров "Родины" как непорядочных людей, что весьма вредит имиджу честного, морального консерватизма.

Другой момент - партийное строительство. Вспомним, кем была "Родина" сразу после успеха на выборах. Богатой невестой. Она могла себе позволить выбирать лучшие кадры как на федеральном уровне, так и в регионах. Она могла стать самой модной перспективной партией за счет привлечения в свои ряды истинной элиты России: мыслящих, творческих, а главное, патриотично настроенных людей. И как же она воспользовалась этим шансом?

В региональных списках места стали продавать. Например, тому же Дерипаске в Иркутске. А он развернул там от имени "Родины" такую дикую травлю "ЕР", что "родинский" электорат отшатнулся. Плюс история с убийством политтехнологов, на которой Рогозин попытался отпиариться... очень красиво, очень правоконсервативно, религиозно и морально...

Партийная структура "Родины" стала ухудшенной копией "Единой России". Если у "ЕР" в регионах сидят преданные и состоявшиеся люди, то у "Родины" - малопреданные и несостоявшиеся (лидеры студенческих профсоюзов, мелкие коммерсанты, маргинальные депутаты). По бюрократизации, количеству набранных в аппарат чиновников "Родина" может смело соперничать с "Единой Россией". Заявления Рогозина о том, что, дескать, в "ЕР" и вообще в Кремле сидят серые чиновники и "андроиды", просто смешны, если знать, кто состоит в партии у самого Рогозина.

Представим на секунду, что Рогозин стал-таки президентом. Что он нам предложит, можно понять, глянув на "родинский" исполком, КПД которого измеряется в отрицательных величинах, если судить по выборам в законодательные собрания регионов. Чем Рогозин отличается от "чурок с Кавказа", которых он так ругает за то, что они приезжают в Москву и "тянут своих"? Аппарат "Родины" набит выходцами из Воронежа, подобранными по принципу кумовства, землячества и личной преданности, а возглавляет партийное строительство С. Журавлев - воплощение непрофессионализма, серости и бездарности.

Нет, уж лучше Богомолов, помноженный на Миронова, скрещенный со Слиской, нежели один Журавлев. Или взять того же Скокова. Поставьте его рядом с Грызловым и найдите десять отличий. Грызлов, пожалуй, человечней будет. А ведь таких Журавлевых и Скоковых в аппарате "Родины" сотни - бездарность плодит бездарность. У кого еще есть иллюзии по поводу динамичности, открытости и новизны "Родины" может зайти в любое партийное отделение и посмотреть на нее изнутри, подышать затхлым воздухом. Отстой - самое подходящее слово.

Теперь давайте вспомним историю с рогозинской голодовкой в защиту пенсионеров, пострадавших от монетизации. Если исходить из логики "откусывания левого электората", то, конечно, голодая, Рогозин "кусал" электорат. Видимо, эти "кусочки" электората спасли его от голодной смерти. Рейтингу партии эта популистская, заранее обреченная на неудачу акция только повредила. Еще раз повторю: электорат "Родины" - это люди, настроенные "охранительски", а не "протестно". Электорат "Родины" - это, прежде всего, люди образованные или мыслящие себя таковыми, а вовсе не полуграмотные пенсионеры. Вот "Партия пенсионеров" хорошо поднялась на критике монетизации, причем без всяких голодовок. А "Родина" просто таскала для нее каштаны из огня, подогревая не свою, а чужую тему.

Видимо, не наевшись "откусанным" левым электоратом, Рогозин и компания решили разинуть пасть на либерально-демократический, которого в стране осталось и так всего пять процентов. Нет бы замахнуться на огромный правоконсервативный пирог, стоящий на столе, они же дерутся с СПС за крошки, валяющиеся под столом! Апофеозом этого процесса был оранжевый шарф Рогозина на майдане во время выборов на Украине. Понятно, зачем Рогозин надел этот шарф, - он спасал украинские инвестиции главного спонсора "Родины" Бабакова. Бабаков поддерживал Януковича и имел все основания опасаться, что первым попадет под передел собственности после победы Ющенко. Рогозин напялил оранжевый шарф, чтобы показать Ющенко, что он вовремя сменил ориентацию, но это не помогло. Бабаков все равно был потеснен на Украине, а вот оранжевый шарф на шее Рогозина стал удавкой, самым большим компроматом в его жизни и поставил крест на его президентских, а возможно, и на госдумских амбициях 2007 года.

Игривое "оранжевое настроение" сегодня владеет ветреным Рогозиным. "Родина", которая имела шанс стать оплотом государственности и консерватизма и в этом смысле быть "святее Папы Римского", то есть выше, чище, лучше, светлее "Единой России", быть партией "сливок", партией элиты и иметь свои 10-20 процентов, сегодня превратилась в главную разрушительную силу России.

Рогозин добился, чего хотел. По сути, он стал главным оппозиционером. В самом деле, ни Каспаров, ни Зюганов, ни "дачник" Касьянов для этого не подходят. Сбылась мечта идиота. Но не остался ли Рогозин у разбитого корыта? Сегодня насквозь антироссийская радиостанция "Эхо Москвы" анонсирует материалы уже принадлежащей "Родине" газеты "Завтра". Для любого нормального человека - это симптом окончательного превращения "Родины" в антигосударственную предательскую пятую колонну. У людей из "Эха Москвы" профессиональное чутье на все, что вредит России. А вот у Рогозина, похоже, никакого чутья нет. Его ничего не настораживает.

В своих протестных выступлениях он почти опускается до матерной брани в адрес власти, а результаты этих действий все более и более уничижительны для партии: рейтинги падают, во фракции - раскол. И не надо говорить, что Бабурина подговорил Кремль. Если бы Бабурин дорожил "Родиной" и ее перспективами, то никакой Кремль ничего бы не смог сделать. Может быть, Бабурин - это крыса, бегущая с корабля. Но, осудив его морально, назвав крысу - крысой, мы вовсе не устраняем пробоину, благодаря которой корабль тонет.

Что надо было бы делать "Родине" - это отдельная, требующая специального исследования проблема. Но совершенно очевидно, что стоило бы порвать всяческие связи и перестать ассоциироваться с демократами и оранжевыми типа Каспаровых и Хакамад, которые загонят в гроб любую политическую силу. Нужно было бы забыть "левое откусывание" и левую риторику. Нужно становиться помощником Кремлю, и не просто опорой по принципу "чего изволите?", как "ЕР", а моральным авторитетом. В Кремле тоже люди, им тоже нужны идеалы и авторитеты. Место вакантно .

Надо было бы гнать из партии лично преданных, бюрократизирующих все бездарностей и давать власть правоконсервативным, нравственно авторитетным людям, не побоюсь этого слова, святым. Иначе говоря, надо было "праветь", нравственно совершенствоваться и превращаться в элиту, а не в разрушающих государство подонков, работающих на разжигание грубых инстинктов таких же подонков:

Но подонки бывают и правые. "Родинцы", воспользовавшись временным перемирием с Кремлем, начали кампанию в Мосгордуму, словно прочитав вышеизложенные мысли, с правой риторики... Да с такой правой, что впору сравнивать с Гитлером... Как говорится, заставь кое-кого Богу молиться - он и лоб расшибет. Как было сказано выше, правая риторика - это то, чему "Родина" обязана успехом. А тут еще удачно случились французские поджоги. Тема иммиграции стала "повесткой дня" выборов, а у "Родины" как раз и соответствующие ролики готовы! Процентов тридцать голосов на этих выборах "Родине" точно обеспечено! Такая удача после стольких неудач! Безусловно, она надолго станет рецептом для всех будущих кампаний. Тема разжигания борьбы с "черными" превратится для "Родины" из второстепенной в главную.

Безусловно, проблема межнациональных отношений и иммиграции существует, только решать ее надо, не выставляя на публику, деликатно и скрыто, с полным табу на любую истерику. Но не заботит Рогозина и компанию, что в ЦРУ давно уже мечтают о том, как бы отвести воинственный ислам от США и натравить его на того, кого не жалко, на Россию! Пусть гибнут и те и другие, пусть воюют США с исламом до последнего русского. Да и Европа сейчас тоже постарается решить свои межнациональные проблемы за наш счет. Дескать, что вы мусульмане, в нас, европейцах, врагов ищите, мы такие толерантные, посмотрите, как ваших братьев угнетает варварская Россия. Посмотрите, там завелся некий Rogozin, страшней нашего Саркози! А с Чечней что они делают? А с Татарией?

В России не может быть "оранжевой революции" под демократическими знаменами. Тех, кто еще верит в демократию и либерализм, осталось менее 7 процентов. Но способ разрушения России есть. Это национализм. Это разжигание национальных настроений одновременно и у русских, и у нерусских. А дальше возрастающие трения дадут огонь. И "Родина" тут будет бензинчиком! На что не пойдешь ради рейтинга? Ради красного словца не пожалеешь и отца, ради "Родины" не жалко Родину!

Больше всего человек зависит от своих успехов, они его и губят. Грядущий успех "Родины" на выборах в Мосгордуму за счет риторики подонков, скорее всего, лишит ее окончательных шансов на превращение в партию ответственной элиты.

У "Родины" есть еще год-полтора на ребрендинг. Поэтому данная статья может успеть вовремя, имеющий уши услышит. Через полгода делать что-то будет бесполезно.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67