Район №9 как традиция и новация

Пришельцы, которых не ждали

На первый взгляд, нет в мире кино ничего более простого, чем научно-фантастический (НФ) боевик. Распознать картину этого жанра может каждый ученик начальных классов, хотя и не обязательно сознательно и систематически. В НФ боевике обязательно присутствуют земляне, инопланетяне, спецэффекты, погони и перестрелки. Любовная линия в этом жанре если и есть, то сугубо рудиментарна. Отрицательные герои вполне могут быть организованы в зловещую корпоративную структуру, которая стремится к мировому или, по крайней мере, местному господству.

Впрочем, для правильного понимания структуры НФ боевика нужно учесть одно обстоятельство, о котором современные школьники, скорее всего, не подозревают. Дело в том, что картины этого жанра появились во второй половины ХХ века не на пустом месте: они унаследовали многие черты традиции вестерна. Поэтому их часто называют космическими вестернами.

Понятно, что серьезно оценить, а тем более создать НФ боевик не так-то просто. Авторы такого фильма не могут просто нарядить актеров в экстравагантные костюмы, заказать у субподрядчиков спецэффекты позабористее и считать свою задачу благополучно решенной. Владение традицией жанра за деньги не купишь, а начинать с нуля в этой области лучше не стоит.

Особенно непроста и ответственна ситуация с инопланетянами и их отношениями с землянами. Начиная с "Войны миров" Уэллса, создание интересных инопланетян стало залогом успеха любого НФ боевика. На сегодняшний день вершиной этого специфического искусства следует признать систему инопланетных культур из НФ сериала “Вавилон-5”.

Как же оценить качество НФ боевика? Первое, что приходит в голову – это оставить авторское кино в стороне. Вместо этого имеет смысл посмотреть внимательно, насколько создатели фильма владеют жанровой традицией, как они справляются с искушениями фривольного изобретательства и жанровой эклектики.

Трудно сказать, что более важно для доверия к авторам НФ фильма, чем критический барьер жанровой определенности. В конце концов, режиссура, операторская работа, актерская игра, сценарий, – все это имеет значение постольку, поскольку в конце концов этот барьер удается преодолеть.

В только что вышедшем на экраны "Районе-9" любителя НФ традиции ждет приятный сюрприз. Хотя это первая работа канадского режиссера Нейла Бломкампа, его владение законами жанра видно сразу. Все хорошо знакомые атрибуты НФ от инопланетного вторжения до перестрелок в картине присутствуют и отработаны со спокойной уверенностью зрелого мастера.

Удачная находка авторов "Района-9" – в качестве рассказчика используются вымышленные теленовости. Это прием свежий, пока еще не затасканный и производит приятное впечатление. Первая проблема НФ повествования – необходимость многословных объяснений устройства фантастического мира, кто такие герои, в чем состоит НФ ситуация и т.д. и т.п. Вымышленные новости решают эту проблему легко, непринужденно и с должной иронией. В конце концов, кто же принимает риторику тележурналистов 100% серьезно?

Трудно себе представить полноценный НФ боевик без погонь и перестрелок. В идеале за счет мастерской операторской работы они могут быть красивы сами по себе. Не приходится пренебрегать и прагматической стороной дела: погони и перестрелки привлекают массового зрителя, именно они обеспечивают кассовые сборы.

Но самый интересный вопрос: какова смысловая нагрузка "силовых" элементов картины, насколько они важны для развития сюжета и характеров? Иначе говоря, есть ли на самом деле героям боевика, за что драться или их приключения – цирковая показуха для наивного зрителя?

Посмотрев фильм внимательно, хочется поздравить авторов за заслуженной удачей: смысловая нагрузка перестрелок у них получилась на славу. В начале главный герой "Района 9" Викус ван де Мерве – типичный либеральный интеллигент, нечто вроде булгаковского Лариосика. Однако логика конфликта его неумолимо радикализирует, и после всех приключений из него естественным образом получается бывалый космический бандит.

Иронический парадокс состоит в том, что драться либеральному землянину Викусу приходится на стороне вторгшихся на Землю инопланетян – проунов. В реальных партизанских конфликтах такие парадоксы – дело обычное. В фильм Викус помогает проунам потому, что под воздействием некоего инопланетного зелья он сам неумолимо превращается в проуна, и, если кто-то может ему помочь сохранить человеческий облик, то это только сами проуны!

Удалась уроженцу ЮАР Бломкампу и привязка сюжета к конкретному месту. Действие "Района 9" происходит в Иоганнесбурге, в пост-апартеидной ЮАР, а не в абстрактной лукасовской Галактике или на условно-тоталитарном Саракше. Например, название фильма представляет собой очевидный для жителей ЮАР намек на 6-ой район Кейп Тауна, из которого при апартеиде были насильственно выселены небелые жители.

Английское слово проун (prawn) интересно само по себе. На русский язык оно переводится как моллюск, рачок. В ЮАР так называют экологически вредных сорных рачков, так что применительно к крупным вполне разумным существам оно звучит пренебрежительно, это явное этническое ругательство.

Итак, для внимательного любознательного зрителя "Район 9" оказывается не столько боевиком типа "тир", сколько остроумной и непрямолинейной сатирой на культурно-этнические стереотипы. Эта сатира становится особенно едкой, если вспомнить об антигеноцидной риторике в западных СМИ. Герой фильма неудачник Викус на своем собственном опыте убеждается, что в реальной жизни отличить меры по укреплению законности и борьбе с терроризмом от этнической чистки не так-то просто.

Наконец, самая большая удача Бломкампа – остроумное решение традиционной для НФ темы инопланетного вторжения. Разнообразие всякого рода инопланетных культур в западной НФ едва ли не безгранично, поэтому придумать что-то новое в этой области очень не просто. В чем же конкретно состоит успех "Района 9"?

Дело в том, что в НФ традиции пришельцы могут быть враждебны или дружественны по отношению к землянам, но роль беспомощных беженцев обычной не назовешь. Если бы фильм Бломкампа не был до такой степени пропитан духом НФ боевика, это было бы не так важно: в конце концов, отклонения от жанрового канона всегда можно объяснить простым пренебрежением. Но в данном случае НФ-ортодокс Бломкамп оказывается в роли новатора именно благодаря своей традиционности.

Итак, пришельцы появляются в Иоганнесбурге, ЮАР в результате некоторой катастрофы. Судя по всему, эта катастрофа была исключительно серьезной, практически вся технология и социальная организация инопланетян были уничтожены, так что они оказались на Землев в роли беспомощных беженцев.

Ничего ценного в материальном и интеллектуальном отношении пришельцы предложить не могут, а вот затраты на содержание миллиона с лишним беженцев оказываются довольно серьезными. Существенных вооруженных конфлитов между ними и местными жителями не возникает, но ситуация в местах скопления пришельцев оказывается весьма неприятной.

Живут они в трущобах, где процветает мелкая преступность и межвидовая проституция, к делу естественным образом подключается земная мафия. Мафиози не брезгуют каннибализмом, поскольку считается, что части тела инопланетян обладают магическим действием. В конце концов, нищие и внешне непривлекательные пришельцы получают презрительную кличку проунов.

Контроль над ситуацией правительство возлагает на частную военизированную корпорацию MNU, которая очень напоминает реальную американскую Blackwater. В фильме показано насильственное переселение проуновского гетто силами MNU подальше от Иоганнесбурга, в район 10.

В самом начале фильма главный герой "Района 9" Викус – успешный сотрудник MNU, он счастливо женат на дочери одного из ее руководителей. Авторы фильма не упускают возможности грубо иронизировать над благими намерениями тех, кто не может провести этническую чистку без тщательного соблюдения формальностей вроде вручения судебных уведомлений о выселении.

Именно такой "защитой прав" проунов и занимается Викус – до тех пор пока, как уже говорилось, он не оказывается в незавидной роли человеко-проуновского гибрида. Тут-то ему и приходится ознакомиться с теневой стороной деятельности MNU, включая медицинские эксперименты над проунами. В отличие от собственно пришельцев он быстро приходит к выводу о том, что ненасильственное сопротивление в духе Ганди – далеко не единственный и не универсальный путь разрешения кризисных ситуаций…

Радует, что в прокате фильм пользуется успехом, отзывы американских критиков в целом положительные, но без какого-либо восторга. Для НФ боевика без оскаровских перспектив это вполне естественно.

Конечно, значение успеха "Района 9" не стоит преувеличивать. Во-первых, этот фильм – сугубо жанровый (тем, кто НФ не интересуется, он вряд ли понятен и интересен). Не очень понятно, как эта удача может сказаться на кинопроцессе в целом. Во-вторых, начинающему режиссеру предстоит нелегкая работа: повторить такой успех будет очень не легко. Остается только пожелать Бломкампу удачи, его картину хочется назвать светом в конце кризисного тоннеля НФ 2000-х.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67