Предстоящее изменение границ в Причерноморье

Одним из последствий событий на Кавказе стало превращение региона Черного моря в арену глобального геополитического противостояния. Приход военных кораблей США к берегам Грузии, постоянные и еще более обострившиеся в последние недели трения вокруг базирования российского ВМФ в Севастополе, готовность Румынии и Болгарии разместить в своих портах военно-морские базы США (пока "легкие" и якобы не постоянные, но с перспективой превращения в полноценные, функционирующие на постоянной основе) - все это заставляет с огромной настороженностью относиться к событиям и процессам, которые в других условиях могли бы остаться незамеченными.

Одним из таких процессов является давний спор между Украиной и Румынией по поводу острова Змеиный, доставшийся в наследство от времен существования СССР м социалистической Румынии. На этом скалистом участке суши площадью около 20 гектаров, выступающем на 40 метров над поверхностью Черного моря в 45 километрах к востоку от устья реки Дунай, нет ни одного дерева, нет постоянного населения - только небольшой воинский гарнизон, несколько коз, да множество перелетных птиц, останавливающихся здесь во время сезонной миграции.

34 раунда двусторонних румыно-украинских переговоров завершились ничем, и в 2004 году Румыния подала иск в Международный суд ООН в Гааге. Слушания закончились в сентябре нынешнего года, а решение ожидается в начале 2009. И при любом варианте решения в акватории Черного моря появится новая граница.

Скала или остров?

Дело не в клочке земли как таковом. Собственно, Румыния и не претендует на сам Змеиный. Его принадлежность Украине закреплена румынско-украинским договором о дружбе и сотрудничестве от 1997 года.

Суть иска касается статуса этой территории как острова или скалы. Казалось бы, чисто терминологическая разница: на острове, в отличие от скалы или утеса, должно быть постоянное население и остров должен быть пригоден для ведения хозяйственной деятельности.

Впрочем, терминологические споры слишком часто выходят далеко за академические рамки. Достаточно вспомнить пример из другой части Евразии: от того, называть ли несколько островов Южными Курилами (то есть частью Курильской гряды) или "северными территориями" (то есть частью шельфа острова Хоккайдо), зависит и вопрос об их территориальной принадлежности, и о разграничении экономических зон вокруг них.

От того, какой статус будет признан за Змеиным по решению Международного суда, зависит многое, и прежде всего - принципы разграничения морского шельфа. Вокруг острова владеющее им государство имеет все права по созданию зоны своих исключительных экономических интересов. Если же Змеиный будет признан скалой, он не будет учитываться при разграничении шельфа, и морская граница между Румынией и Украиной пройдет по срединной линии, проложенной на основе равноудаленности от береговой линии.

Цена вопроса - открытые здесь в 1980-е годы месторождения нефти и газа, оцениваемые в 10 миллионов тонн и 10 миллиардов м3 соответственно. Именно это заставляет Украину принимать срочные меры по обустройству Змеиного, чтобы снять вопрос о его пригодности для проживания, а, следовательно, и о статусе как острова. С этой целью на острове открыт банк, строятся туристические объекты, бурятся скважины для получения пресной воды, сажаются деревья (которые, впрочем, не приживаются из-за того, что грунтовые воды располагаются слишком глубоко). А в 2007 году Украина объявила имеющиеся на острове строения поселком Белый в составе Килийского района Одесской области.

Впрочем, Румыния заранее предупреждала, что даже если Украине удастся найти желающих поселиться на острове на постоянной основе и вести там хозяйственную деятельность, то это не будет иметь никакого значения для решения вопроса о статусе: для суда важно не то, есть ли на острове население на момент принятия решения, а было ли оно там на момент подачи соответствующего иска.

На сегодняшний день, пока статус Змеиного не определен, разведка и тем более разработка месторождений на шельфе заморожена. Однако интерес к их разработке уже проявляют крупные мировые игроки. На стороне Украины выступают British Petroleum и Royal Dutch Shell, на стороне Румынии – франко-бельгийская TotalFina Elf.

Решение Международного суда прямо или косвенно отразится и на экономических интересах России. Признание Змеиного островом и, следовательно, шельфа - зоной исключительных экономических интересов Украины будет означать, что добываемые здесь углеводороды в основном пойдут на обеспечение энергетических потребностей самой Украины. Признание права на разработку шельфа за Румынией будет означать приток дешевой черноморской нефти на рынки Центральной и Западной Европы. Эта дешевая нефть составит серьезную конкуренцию каспийской нефти, которую планируется перекачивать в Европу по нефтепроводу Бургас—Александруполис, где России принадлежит контрольный пакет.

Косово, Кавказ, Змеиный, Приднестровье - далее везде?

Впрочем, значение проблемы острова Змеиный выходит далеко за рамки частного спора двух государств и экономических интересов третьих сторон. Многие воспринимают ее как еще один гвоздь в здании европейского мироустройства, заявленного в Ялте, подтвержденного в Хельсинки и базирующегося на принципе нерушимости границ.

Особую нервозность проявили комментаторы на Украине. В попытках Румынии "отрезать" кусок шельфа они усмотрели предзнаменование того, что уже в скором будущем у Румынии появятся иные территориальные претензии, и Бухарест попытается вернуть себе территории, отошедшие к СССР в 1940 году и ставшие частью независимой Украины после 1991 года - Буковину и Южную Бессарабию.

Вот лишь несколько высказываний, сделанных после завершения слушаний в Международном суде.

Директор Украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов заявил: "Если Румынии удастся выиграть процесс в отношении острова Змеиный, то в дальнейшем к Украине могут появиться более серьезные территориальные претензии и у Румынии, и у других стран, входящих в НАТО и Евросоюз". Среди этих "других стран" Владимир Корнилов упомянул, в частности, Венгрию, ранее владевшую территориями в Закарпатье.

Ему вторил директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский: "Выигрыш Румынии в международном суде может стать звоночком для стран, которые начнут искать зацепки для территориальных претензий к Украине". Не называя конкретно эти страны, он, тем не менее, отметил, что случай Змеиного может стать прецедентом.

Еще резче высказался директор Центра социальных исследований "София" Андрей Ермолаев: "Если суд в Гааге примет решение в пользу Румынии, это будет юридическое преступление, потому что суд отменит своим решением политические договоренности стран после Второй мировой войны". По его мнению, решение в пользу Румынии создаст прецедент, "на основании которого появится возможность мирного передела всех послевоенных границ". При этом, сравнивая подходы России к ситуации на Кавказе и Евросоюза и НАТО (членами которых является Румыния, но которые не заняли никакой публичной позиции) - к ситуации вокруг острова Змеиный, политолог отметил, что в данном случае "мы говорим о более современной и сложной технике демонтажа Хельсинских и Ялтинских соглашений".

Тон комментариев в Румынии более сдержанный, а проблему разграничения шельфа в районе на официальном уровне там не связывают с другими территориями, принадлежность которых Украине также закреплена "большим" договором от 1997 года (см., например, статью Адриана Северина в этом номере). Впрочем, не исключено, что сдержанность комментариев в Бухаресте вызвана тем, что там предвидят благоприятное для Румынии решение Международного суда.

Однако и там начали звучать опасения, что в случае неблагоприятного для себя решения Международного суда Украина может в пику Румынии признать независимость Приднестровья (до Второй мировой войны территории на левом берегу Днестра входили в состав Украинской ССР). Как бы упреждая это, еще в апреле нынешнего года президент Румынии Траян Бэсеску недвусмысленно заметил: "Если в Киеве строят планы по присоединению Приднестровья к Украине, там должны учитывать и необходимость возврата Молдавии (с которой, кстати, у Румынии нет договора о границе. - РЖ.) территории Южной Бессарабии и Северной Буковины".

Как бы то ни было, даже если решение по статусу острова Змеиный и не приведет к немедленному пересмотру послевоенной карты Европы, наличие территориального спора между страной - членом ЕС и НАТО и страной, стремящейся войти в обе эти структуры, вскрывает существенные изъяны общеевропейских механизмов решения подобных ситуаций и не способствует ни единству Европы, ни европейским перспективам Украины. А значит, предупреждение России, сделанное еще в феврале нынешнего года, о том, что прецедент Косово откроет "ящик Пандоры", верно не только для периферии Европы, но и для процессов, происходящих в самом центре континента.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67