Педагогическая амамба

Фабула

Тихое и уютное ЖЖ-сообщество учеников, учителей и выпускников 57-й московской школы взорвало скорлупу темы "образование", вылив в Сеть изрядное количество тухлятины. Впрочем, цыплят по осени считают. Для тех, кому лень читать набравшиеся уже на средний том дискуссионные тексты, я кратко и субъективно (сорри, объективно не умею) перескажу. Желающим проверить - pls сюда, не забывая, что Сеть - это мир Орвелла. На всякий случай дискуссию в ее нынешнем виде я себе на диск записал... но подлинность копии недоказуема.

Пятьдесят Седьмая физико-математическая (вот ее официальный сайт) - одна из лучших школ России, детище великого русского советского ученого и педагога А.Н Колмогорова. Не путать с выдающимся публицистом и политиком современности Егором Холмогоровым, который в этой школе учился. Упоминаю, потому что в процессе подготовки статьи уже несколько человек перепутало. Академика А.Н. Колмогорова теперь мало кто знает. Его стараниями и влиянием на правительство СССР в нарушение постулатов "социалистического равенства" была создана сеть элитных физмат школ для одаренных детей. Их выпускники обеспечили тот самый взлет советской науки 50-60-х - лидерство в космосе, лазер, паритет вооружений...

В ЖЖ-журнале 57-й школы 21 ноября 2005 г. был опубликован Меморандум, подписанный частью учителей, в том числе весьма авторитетных в этом корпоративном (в лучшем смысле этого слова) сообществе. Но не всеми. Это декларация корпоративной этики для учеников школы в Интернете. Не на школьном сайте, не в этом ЖЖ-сообществе - там-то есть модераторы, и по лакунам видно, что они действуют. А в Интернете вообще.

"(...) ПУБЛИЧНЫЕ заявления и поступки учащихся, в том числе сделанные и совершенные во внеучебное время, рассматриваются как часть общественной, а не приватной жизни. (...)

К публичным заявлениям учителя школы относят, в частности, сделанные на открытых (не "только для друзей", доступные для любых пользователей) сайтах и форумах Интернета вне зависимости от темы. Вышесказанное относится и к заявлениям, сделанным под псевдонимом и в соавторстве. (...)

В подобных публичных заявлениях учащихся учителя школы считают недопустимым следующее: оскорбления, диффамацию и клевету в адрес любого конкретного лица или группы лиц; заявления расистского характера (обобщающе оскорбляющие любые нации, расы, этносы, религии и культуры); заявления, провоцирующие насилие и призывающие к нему; заявления, пропагандирующие употребление наркотических средств.

(...) Нарушение вышеизложенных правил полагается несовместимым с обучением в школе. Учителя школы не видят возможности пребывания в школе человека, не выполняющего вышеизложенных правил. (...)"

Дальше полностью цитировать не буду: там многостраничная и многожурнальная дискуссия, в которую уже включены не только "пятидесятисемиты" (такое полушуточное самоназвание), но и крутые русские политологи, например Максим Соколов. Дискуссия идет уже давно не о школе, а о тоталитаризме и его проявлениях, о свободе слова и личности, демократии и правах человека. И о нравственности, конечно. Большинство (только не надо преждевременно равнять его с Истиной, гласом народа и другими фикциями) резко критикует Меморандум, считая его проявлением цензуры внешкольной частной жизни.

"(...) борьбой с пропагандой разного вида розни должны заниматься соответствующие государственные органы. (...) давление на учеников в виде запрета на размещение какой-либо информации (пусть даже типа NN - дурак) прямо противоречит Конституции. (...) данным меморандумом нарушается право на свободное распространение информации и (что, в общем, то же самое) вводится цензура". (*)

"Если действительно речь идет о заявлениях расистского характера, заявлениях, провоцирующих насилие и призывающих к нему, - то разве подобные случаи не оговариваются Уголовным Кодексом? Я не думаю, что школа должна играть роль суда.

Ученики всегда и везде выражали свое недовольство учителями всеми доступными им способами - будь-то надписи на партах, протестные прогулы и т.д. Мудрость учителя и директора как раз в том, на мой взгляд, и состоит, чтобы понять причину недовольства, чтобы найти способ предоставления ученикам возможности влияния на проискходящее.

Александр Серебреник 91-В" (*)

Некоторые критикуют мягче, вспоминая опыт Российской империи XIX века, где в педперсонале школ была специальная должность "педель" - надзиратель за поведением учащихся во внешкольных общественных местах. Опыт, надо сказать, далеко не только российский, а европейский: самой широкой публике стоит вспомнить неплохой фильм Михаила Козакова "Неизвестная звезда", сценарий которого написан по пьесе румынского драматурга М.Себастьяна.

Меньшинство (которое не всегда не право) поддерживают авторов Меморандума, например так:

"Есть вполне конкретные, но не видимые нам причины, по которым администрация хотела бы обеспечить выполнение законодательства государства, на территории которого стоит школа". (*)

Наконец, есть совсем небольшая часть дискутантов, к которой отношусь и я (цитирую не свой пост):

(...) возникло ощущение, что написан и подписан (...) текст, появление которого, скорее всего, вызвано какой-то насущной и острой проблемой, с которой большинство подписчиков ru_57 просто не знакомо.(*)

Немного о себе, и почему я об этом пишу

Я тоже учился в колмогоровской физико-математической школе. (Одесса, 116.) Это одно из лучших воспоминаний моей юности, это сделало меня тем, кто я есть, и как минимум этого основания достаточно, чтобы быть неравнодушным. Половина моих школьных друзей поступили в МФТИ, МИФИ, Бауманское и т.п. Естественно, некоторые стали преподавателями. У меня 25 лет педстажа, в том числе активное участие в движении "педагогов-новаторов" 80-90-х. Я до сих пор являюсь членом оргкомитетов нескольких Олимпиад. Это достаточные основания, чтобы иметь кое-какие источники информации о 57-й помимо ЖЖ и Сети - через реал, и я ими воспользовался. Называть, простите, не буду: дела местами интимные. Хотите верьте, хотите нет. Наконец, получив месяц назад в редакции РЖ новое удостоверение взамен просроченного, я увидел, что меня типа повысили в должности - записали обозревателем, приравняв, таким образом, к живому классику Дмитрию Быкову. Чего я, конечно, не заслужил, но воспользоваться вот сейчас попробую, публикуя это субъективное (других не имею) мнение не в ЖЖ, а в РЖ.

Что такое воспитание?

Мы, учителя, создаем обучающую и воспитывающую среду. Многослойную и многофакторную - материальную, информационную, эмоциональную. Дети попадают в нее и какими-то становятся. Если довести это рассуждение почти до грани, можно считать и учителя частью этой среды. Мы можем воссоздать такую же среду. Но мы никогда не сможем воспользоваться научным методом: создать контрольную группу из точно таких же детей и посмотреть, кто из них вырастет. Точно таких же детей не бывает! Точно такими же бывают только белые мыши. Каждый человек уникален - это нравственный постулат.

В некоторых средах (школах) заметны статистические закономерности в поведении детей... а потому уже не детей. Это мы их такими сделали? Или они, воспользовавшись пробирками, классными досками, школьными коридорами, сайтами, звуками наших уроков и нами самими, как инструментами, сделали самих себя? Мы точно этого не знаем. И наука этого, слава Богу, никогда не докажет, потому что постулаты нравственности превыше научных истин.

Воспитание - это создание условий для развития и самоусовершенствования личности. Условия - это набор инструментов. Включая, простите, и нас с вами, коллеги. Дети берут нас и строят себя.

Пятьдесят Седьмая имеет возможность взаимного выбора. Она выбирает учеников. Ученики выбирают ее. И мы никогда не узнаем, что произошло "на самом деле": ученики стали такими, потому что на них воздействовали учителя, или ученики пришли сюда, потому что почуяли здесь место, где они смогут, пользуясь учителями, сделать себя такими. У детей очень тонкое чутье! А почему им хочется быть такими? Много разного дошкольного. Гены, импринтинг, интериоризация, семейное воспитание... Судьба.

Пятьдесят Седьмая и другие элитные школы, а также система внешкольного образования и воспитания построены на взаимном добровольном выборе ученика и учебного заведения. Это не единственно возможная педагогическая система. У великого украинского педагога В.А. Сухомлинского не было такой: его школа была единственной на все село. Для каждого ученика он создавал свою среду! Хотя и диапазон "рассредоточения" у него был меньше - сельский общинный быт, схожие условия раннего детства...

Школа, которая мне снится

Это название одной из статей педагога-новатора, моего друга и постоянного автора РЖ Владимира Ланцберга. Он умер 29 сентября 2005 года в возрасте ровно 58 лет - такова сейчас средняя продолжительность жизни в России и на Украине. Лучшая, по-моему, статья, описывающая его педагогическое кредо, здесь, в РЖ. Школу создать ему так и не довелось, все заглохло на стадии проекта, в бескормице 90-х. Он был руководителем детского клуба. И чему можно научить без утвержденных Минпросом планов и программ? Со свободным посещением - когда хочешь, тогда и приходи учиться. С перебеганием от электрогитары к фотобачку с проявляемой из турпохода пленкой. И безо всякой возможности наказания! Этим детям сейчас по 30-35 лет. Самые яркие и типичные, составлявшие ядро бывшего клуба, работают в... местном спасотряде МЧС, плотно занимая командные и технические должности. Когда поступает вызов - кто-то в беде! - а в баках нет бензина, они скидываются из своей зарплаты и ЕДУТ СПАСАТЬ. Никто их ЭТОМУ в клубе не учил. Как говаривал Ланцберг: "Невозможно воспитать слесаря, как невозможно выучиться на подлеца".

Кто отвечает за нравственность учеников?

Тех учеников, что плохо себя ведут вне школы, оскорбляют учителей в своих ЖЖ и прочих интимных местах. Что, не учителя, которые их воспитали? Они не смогли, да? Жестокий мир, объективные обстоятельства, улица, телереклама, голливудские фильмы (с нашими переводчиками)... Плохие семьи... Что, в 57-й еще есть ученики из плохих семей? Или как у Жванецкого: "Я отвечаю только за пуговицы"? Ну, тогда и не крои рукава! "Мы, группа космонавтов, категорически требуем, чтобы на Марсе не росли яблони!" А зачем ты там семечки сплевывал? Не знал, что вырастет? Теперь знаешь? Но рубить зеленые насаждения запрещено Законом! Думай о будущем. Прошлое уже упущено. Думай о тех детях, которые еще не пришли к тебе в школу. Думай о том, чтобы они не пришли, если они тебе не нравятся. Думай, как сделать, чтобы ты им не понравился. Думай о том, чтобы родители их не привели. А иначе они придут...

Из истории 116-й школы

Советский посол выступает перед племенем пигмеев:

- Вы дадите нам землю для военной базы...

- Амамба! - кричит племя, потрясая копьями.

- А мы вам - современное оружие АКМ...

- Амамба!

- И вы построите у себя социализм!

- Амамба! Амамба!

После митинга - пир у костра, а затем послу предлагают побрататься - вместе с мужчинами потушить костер... известным способом. Делают они это, а аборигены шушукаются:

- Смотри, какой большой белый, а какой маленький амамба!

Вот такой детский анекдот. Когда Всеволод Анатольевич заходил в класс, ученики начинали восклицать "Амамба! Амамба!" Это не срывало уроков, но звучало время от времени. Вслух.

Через четверть века я узнал, что Всеволод Анатольевич сначала попытался пожаловаться "тройке". Нет, не той, это уже были 60-е а не 30-е. Так называли триумвират директора, парторга и председателя профсоюзного комитета. Совмещать эти должности в одном лице запрещалось. Сей орган единогласно Всеволоду Анатольевичу заявил: "Вы - педагог, вот и решайте эту проблему! Не справитесь - подумайте, можете ли вы у нас работать. И мы подумаем". А парторг, выведя Всеволода Анатольевича из женского общества, еще и добавил: "Твой авторитет среди учеников - это твой амамба. Если он не стоит, то партия тебе не поможет".

Именно этим образным выражением апеллировал Всеволод Анатольевич к наиболее злостным крикунам (в том числе и ко мне), подходя к нам на переменах и вежливо прося (не приказывая!) зайти на пару минут в его кабинет: "есть мужской разговор, не при всех". За что мы на него взъелись? Да надо стать взрослым, чтобы понять, что несправедливо. Просто по уровню интеллекта и манерам он явно не вписывался в педколлектив элитной школы. А цену ему мы по-детски (и по-эстетски) не понимали. Он был нормальный мужик, свое автодело знал и преподавал прекрасно. По прагматичным одесским понятиям вундеркиндам, кроме математики, и шоферские права не помешают. Нарушение инструкции, согласно которой дети до 16 лет не имели права садиться за руль даже для практики, в этой школе игнорировалось и прикрывалось от начальства обкомовскими и министерскими интригами.

В общем, Всеволод Анатольевич с управлением справился! Убедил нас, а мы - других, и амабма заглохла без оргвыводов.

Из истории 116-й школы

Честно говоря, на фоне других стошестнатиков он был посредственным учителем физики. Ему бы быть руководителем детского технического клуба. Он ставил пятерки всем, кто вместо его уроков с его разрешения паял класс программированного обучения или прибивал к стенам провода школьного радиоузла. Наконец, все было налажено с учетом всех правил акустики, сверх заклеивших все стены стенгазет организована ученическая радиоредакция, и на большой перемене школа зазвучала: "Внимание! Внимание! Говорит радио Израиля!"

Учитель физики Израиль Самойлович Тарнопольский шариком катался по школе со свитой монтеров-старшеклассников и ликовал: "Слышно! И здесь слышно! А здесь вот за углом... Э... Разверни на 30 градусов. А ты сбегай в радиоузел - пусть повторят!"

Дело было в Одессе. Антисемитизм? Еврейский вопрос? Ну, да конечно. Что было, то было. ТоталитаризЬм, однако. Только вокруг Израиля Самойловича этого вопроса не было! А если бы возник, то "тройка" посоветовала бы ему то же самое, что Всеволоду Анатольевичу. Вышеупомянутый Ланцберг жил и работал не в толерантной Одессе, а в известном среди спекулянтов-правозащитников "ксенофобском" Краснодарском крае. Но и вокруг него национальных проблем не возникало. Человек есть, а проблемы - нет! Может, и от человека что-то зависит? Не во всем мире, а хоть поблизости.

Является ли проблема новой?

Наступила эпоха Сети, век информации. Можно ли сказать, что ученики вот токо щас получили возможность свободно высказываться? А что, в досетевую эпоху не было такой возможности? В коридоре школы, на тусовке, на природе, на дне рождения одноклассника, если родителей нет дома или они в другой комнате, всегда можно было высказывать все, что угодно, с матом и прочей диффамацией. Публично? А сколько это "публично"? Сколько бананов - куча? Число френдов одного ЖЖшника (не считая нескольких тысяч матерых, которые давно окончили школу) не больше, чем число очной тусовки.

А можно почти симметрично сказать и другое: учителя получили возможность эти высказывания подслушивать. И это "почти" мне не дает покоя. Мы как-то забыли, что и до появления Сети и поисковых систем были технологические способы узнать содержание публичных в узком кругу высказываний. Стукачество называется. Или тебе, учителю, твои агенты среди учеников стучат, или ты сам стукач и тебе об этом в качестве поощрения (личного одолжения) сообщает твой шеф, который имеет доступ к записям скрытых микрофонов. Известны такие мотивы многим, кого "тягали". Современная техника не более, чем в других областях жизни, облегчила, удешевила и сделала доступным технологическое решение "подслушки". И, да, обострила нравственные проблемы. Доступность мощных скоростных автомобилей (а реакция человека та же, больше шансов на кого-то наехать), выпивки (сейчас она дешевле в процентах от дохода, чем тогда), наркотиков вообще этому способствует...

Но добро и зло местами не поменялись...

Заключение

Не будь амамбой, учитель!

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67